Любой бизнес — это живой организм, и пока он растет, меняется — проблемы неизбежны. Большинство трудностей так или иначе связаны с сотрудниками компании — тем самым человеческим фактором. У истока любой неудачи лежит неверное решение, принятое не тем человеком в неправильный момент. Пять разных людей рассказали нам свои истории, которые стоили им и бизнесу серьезных проблем.
Родственники на работе
Ольга, владелица сети салонов красоты: "Моя племянница окончила курсы парикмахеров, и брат попросил взять ее в один из моих салонов. Проблемы начались еще в процессе оформления на работу. Она сказала, что не хочет оформляться как стажер, что для ее резюме это будет плохое начало. Я пошла ей навстречу, и она была принята как младший мастер. Почти сразу начались опоздания, через месяц мне в лицо было высказано недовольство зарплатой и коллективом, к тому же племянница распространяла сплетни обо мне, о моей семье и разных семейных проблемах, о которых слышала дома от отца. Мне пришлось ее уволить после прохождения испытательного срока, и брат на меня очень обиделся, считая, что я не дала его дочери второй шанс".
Рекомендации. Казалось бы, взяв родного человека на работу, вы решили несколько проблем — и родственнику доброе дело сделали, и надежный человек под рукой. Но часто бывает так, что такой сотрудник приносит невероятное количество проблем не только в коллектив, но и в семью. Старайтесь избегать деловых контактов с близкими родственниками и друзьями.
Хотя российский трудовой кодекс принято усиленно ругать, на практике оказывается, что он всецело на стороне работника, а не работодателя, и уволить сотрудника не так просто. Даже идя по официальной процедуре с выговорами, замечаниями, предупреждениями, увольнение по статье несоответствия занимаемой должности может обернуться для организации как имиджевыми, так и судебными потерями.
Зависимость от одного сотрудника
Виктор, руководитель IT-компании: "У меня в подчинении был сотрудник Игорь, отвечающий за базы данных. Компания у нас небольшая, и поэтому мы старались, чтобы один человек выполнял максимальный объем работы. Этот сотрудник занимался не только безопасностью баз данных, но и нашим веб-сайтом, установкой программного обеспечения сотрудникам, технической поддержкой бухгалтерии. В какой-то момент я понял, что нельзя замыкать столько ответственной работы на одном человеке, и мы взяли второго сотрудника, чтобы работа была разделена.
Но Игорь не только не стал с ним делиться работой, но и пришел ко мне с требованием повысить ему зарплату и уволить второго человека. Когда я отказался, Игорь написал заявление об увольнении и, уходя, пообещал, что мы все об этом пожалеем. На следующий день у нас действительно случилась полная неразбериха, потому что он поменял все пароли и стер из базы данных большой объем информации, а также разместил на нашем сайте большой баннер „компания жуликов и воров“. Поскольку мы все понимали, чьих это рук дело, наша служба безопасности довольно быстро решила эту проблему. Однако нам потребовалось еще некоторое время, чтобы восстановить информацию и репутацию".
Рекомендации. Экономия на персонале — это, конечно, хорошо. Инициативный сотрудник, берущийся за любую работу, — еще лучше, но не стоит забывать о старой доброй пословице, которая предостерегает класть все яйца в одну корзину. Старайтесь так распределить должностные обязанности между сотрудниками, чтобы не было такой области, о которой был бы осведомлен исключительно один человек.
Конфликт сотрудников
Виталий, менеджер по продажам: "Так получилось, что у меня с коллегой, вопреки всем правилам, случился служебный роман. Когда он завершился, мы продолжали работать вместе и, соответственно, виделись каждый день. Мы расстались по моей инициативе, и девушка была очень на меня обижена, что не могло не сказаться на работе. Она распространяла сплетни обо мне не только среди сотрудников, но и среди клиентов. Могла позвонить поставщику и от моего имени отменить заказ, сорвать поставку и сказать, что это было мое поручение. В итоге, когда таким образом сорвалась очень важная сделка, и наш основной клиент ушел к конкурентам, нас обоих уволили без каких-либо разбирательств".
Рекомендации. Сотрудники нередко конфликтуют на рабочем месте, и иногда такие конфликты приводят к серьезным последствиям для бизнеса. Нередки случаи, когда при ссоре владельцев бизнеса они начинают использовать коллектив, чтобы свести счеты друг с другом. Но и при конфликтах людей, находящихся на менее ответственных должностях, последствия могут быть весьма плачевными. В таких ситуациях непосредственное руководство конфликтующих сторон должно вмешаться и сделать все — если не для примирения, то хотя бы для соблюдения нейтралитета.
Люди — это то, что приносит компании и прибыль, и убытки. Правильно выстроенные отношения внутри коллектива — вот основная задача руководителя. Кто-то пытается справиться с этой задачей сам, а кто-то подходит к данной проблеме более профессионально и нанимает организационных психологов. На мой взгляд, второй подход более конструктивный, так как не только дает руководителю возможность больше заниматься непосредственно делами бизнеса, но и предоставляет сотрудникам право пользоваться услугами психолога как посредника между ними и руководством, что, конечно же, сглаживает многие острые углы и снижает напряжение в коллективе.
Чрезмерное стремление к расширению бизнеса
Кристина, руководитель по развитию сети японских ресторанов: "Владельцы сети всегда стремились расширять свой бизнес, за год нам был поставлен план открыть 10 новых ресторанов в Москве и еще 15 в других городах России. Мы старались делать все как можно быстрее, и это в итоге сказалось на качестве новых заведений. Если вопросы аренды, оборудования, ремонта еще удалось решить в более-менее приемлемые сроки, то с персоналом и управляющими была просто беда. Мы не успевали в такие краткие сроки обучить официантов и поваров нашим стандартам, и в итоге количество жалоб от посетителей росло в геометрической прогрессии. В итоге нам пришлось закрыть семь ресторанов, которые пустовали и приносили убытки".
Рекомендации. Количество, как известно, не всегда превращается в качество. Расширение бизнеса может принести прибыль, а может и убытки — новые точки могут не только не окупаться, но и служить антирекламой остальным. Страх не успеть — не лучший советчик в бизнесе. Стоит также напомнить, что бизнес-план с пусть долгими, но конкретными сроками поможет ориентироваться не только руководству, но и сотрудникам в дальнейшей судьбе бизнеса.
Чрезмерная инициативность
Семен, владелец дизайн-бюро: "У меня был сотрудник Виталий — очень инициативный менеджер по производству продукции нашего дизайна. Мы решили произвести пробную партию полок для книг из прозрачного пластика. Для первой партии я просил организовать производство 1000 штук, чтобы понять, как будут идти продажи, но Виталий решил по-своему и заказал партию в 10 000 штук, аргументируя это тем, что, по его мнению, товар разберут как горячие пирожки. Когда я узнал об этом, то уволил его в тот же день, хотя все 10 000 действительно раскупили очень быстро. Субординация для меня превыше всего".
Рекомендации. Как бы ни были свежи и интересны идеи сотрудников, последнюю ответственность все равно несет руководитель, и ему отвечать за все взлеты и падения компании, поэтому он имеет полное право требовать подчинения своим приказам и распоряжениям. Все спорные вопросы, конечно же, могут обсуждаться в процессе, но когда окончательное решение уже принято и не исполнено сотрудником с аргументацией "я знаю, как лучше", к сожалению, ничего не остается, как расстаться с ним и его инициативностью.