"Выбросьте все, что не надевали год!", "В вашем базовом гардеробе должны быть..." — советы стилистов копируют друг друга, мы их знаем уже наизусть, но все равно недовольны своим выбором одежды. В чем причина? Почему недостаточно нанять шопера или имиджмейкера, чтобы наконец перестать страдать от того, что "опять нечего надеть"?
Как не надо обновлять гардероб
Итак, вы в очередной раз открыли шкаф и с ужасом отшатнулись. Вас наполняют смешанные чувства. Какие? Презрение? Жалость? Быть может, злость? Вы смотрите на этот забитый вещами шифоньер, как на недоеденные салаты 1 января. Вот она — еда, насыщение желудка, услада недавнего праздника, но почему-то тошно. Тошно уже от одной мысли, что этот еще недавно желанный салат оливье, щедро и нежно пропитанный майонезом, придется съесть.
И вот вы стоите, нерешительная, неуверенная, раздосадованная, и, словно мантру, повторяете: мне нечего надеть, надеть нечего. После очередного круга повторения этой унылой процедуры вы решаете, что жизнь, ну или хотя бы гардероб, нужно собрать заново, с понедельника, с чистого листа, с Нового года.
Затем избавляетесь от лишнего самостоятельно, а может быть, даже зовете специальную девушку, на странице которой в инстаграме написано: стилист, шопер, имиджмейкер, супермама и просто волшебница. Самостоятельно или в компании просто волшебницы вы отправляете на помойку уже ненавистные (зачем-то когда-то не в себе купленные) платьица, почти новые или совсем новые свитера и жакеты, что-то дарите подруге, ну, или отдаете мешок счастья на благотворительность.
Освободив место в душе, жизни и гардеробе для новых свершений, вы, самостоятельно или в компании уже знакомой вам супермамы и настоящей волшебницы, отправляетесь на заявленный в аккаунте шопинг. Два дня счастья и опустошения счетов на своих (или почти своих) банковских картах, и вот вы, полная удовлетворения и благодарности к профессиональному стилисту, шоперу, имиджмейкеру и просто славной девушке, стоите перед ящиком сокровищ, наполненным замечательными вещами...
Эйфория длится недолго, от пары дней до пары месяцев в зависимости от степени волшебства сами знаете кого. И вот настает день, когда вы открываете шкаф, чтобы в ужасе отшатнуться... Вас наполняют смешанные чувства. Какие? Презрение? Жалость? Быть может, злость? Вы смотрите на этот забитый вещами шифоньер, как на недоеденные салаты 1 января... Дальше вы знаете: у попа была собака, поп ее любил, она съела кусок мяса, он ее убил.
Доколе?
Почему я не считаю себя стилистом
Признаюсь, грешен, и сам был когда-то той "волшебницей", что промышляет перебором гардеробов и сопровождением удачных покупок. Кто не без греха? Правда, брался я в этом неистово конкурентном поле только за особенно интересные случаи, "клинические", где помощь действительно была необходима.
Я никогда не позиционировал себя как стилиста. Не делал этого раньше и не собираюсь в будущем. Так и запишите, Тим Ильясов — не стилист!
Я исследователь моды (во всех ее проявлениях), а что может быть ценнее исследований практических, в полях, с реальными женщинами и их настоящими гардеробными бедами и проблемами. После моих лекций одна-две робкие дамы спрашивали о личной консультации, и с некоторыми у нас даже случалось интереснейшее взаимодействие.
У меня всегда было как минимум одно преимущество перед сотнями инстаграм-волшебниц, предлагающих шопинг мечты: я точно не подбирал вещи женщине, как себе, чем, увы, нередко грешат псевдостилисты.
Тут некоторые ехидные могут прочесть между строк и обвинить меня в том, что я реализовывал некие подсознательные желания о женской одежде, — окститесь, я люблю свои пиджаки, брюки и классические оксфорды/дерби/броги и совершенно не чураюсь феминных деталей. Так что если я хочу нацепить "женскую" брошь (в кавычках, потому что гендерное определение вещей — предрассудок), я нацеплю ее без всякого стеснения.
Так вот, взгляд мой на женщину отстраненный, я не подбираю ей такое платьице, которое "сама б носила", и в целом стараюсь искать корни гардеробной проблемы глубже, чем на поверхности "типов фигуры".
Почему вам опять нечего надеть
Первая глобальная проблема, с которой я сталкивался, — невозможность ответить на вопросы "зачем" и "почему". Вот вы, читающие эти страницы, можете прямо здесь и сейчас ответить — почему вы сегодня оделись так, как оделись? Почему выбрали эту рубашку, а не иную? Для чего у вас есть те или иные вещи? Наконец, зачем вы вообще одеваетесь каждый день?
Да-да, разумеется, ваша шуба нужна исключительно для того, чтобы защититься от непогоды, юбка для работы, а джинсы для удобства. Не верю! За каждой вещью, за каждым сочетанием прячетесь вы, ваше "я", ваши амбиции или страхи, подсознательные желания или комплексы, уверенность, самоуверенность или отсутствие уверенности в себе, ваша сексуальность, наконец, открытая, вызывающая или забившаяся в уголок и трясущаяся от ужаса.
Первое впечатление всегда считывается с внешнего вида, внешность — это послание миру, сообщение, возможность донести то, что нельзя рассказать словами. Мы встретились в первый раз, я вижу ваши брюки, свитер, сумку и уже могу многое рассказать о вас. Так почему же вы не задумываетесь о том послании, которое несете миру?
У вас есть желания? Мечты? Страсти? Цели? Насколько они реализованы в вашей внешности? Насколько соответствуют ей?
Какой вам хотелось бы быть?
Итак, внимание. Первый шаг, который нужно сделать на пути к разумному гардеробу и собственному стилю — не выкидывание ненужных вещей и тем более не шопинг. Первый шаг — написать письмо. Длинное, обстоятельное письмо самой себе.
Запаситесь пачкой листов А4, салфетками, бутылочкой чего-нибудь пузырящегося для расширения искренности и пишите. "Дорогая моя, здравствуй! Мне бы хотелось, чтобы, глядя на меня, люди понимали, что я..."
А дальше не стесняйтесь правды. Какой вам хотелось бы быть? Чего вам хотелось бы? Карьерного роста? Секса? Семьи и детей? Больше мужского внимания или меньше мужского внимания? Найти работу или поменять? Кинуться в творчество или в управление? Быть лучшим учителем, стильным бухгалтером или эффектным менеджером по продажам? А быть может, вы начинающий экономист с амбициями министра?
Все возможно, главное — определиться и понять, как вы будете себя позиционировать и что должны прочитать коллеги или потенциальные партнеры в вашем образе.
Пишите письмо. Пишите долго, переписывайте и не бросайте его, пока не поймете, что написали все, что хотели. И лишь тогда, когда чистовик вашего письма будет готов к отправке, можно переходить собственно к одежде.
Конечно, все это можно выполнить в компании профессионального коуча, психолога и стилиста, но делать это все равно вам. Даже самый талантливый специалист не придумает за вас, чего хотеть и какой быть. Это только ваши размышления и решения. Главное — не плавайте на поверхности, копайте глубже.
Как стиль одежды выдает наши скрытые желания
Ответить на все вышеперечисленные вопросы очень важно. Вот вам пример. Я много работаю со стилем руководителей и статусных персон, и сей факт сарафанным радио разошелся по определенным кругам. Так, ко мне обратилась одна дама. Она долго, планомерно и блестяще строила свою карьеру и вот теперь стала серьезным руководителем, получила долгожданное назначение.
Дама была жесткой, точной и последовательной. Прежде чем решиться на работу со мной, она посетила все мои лекции, навела справки, изучила, кто он таков, Тим Ильясов, и после написала личное сообщение.
Мы встретились, дама, как истинный руководитель, четко дала понять, что ей нужно. Ей был нужен образ для нового статуса, образ женщины, наделенной властью и ответственностью.
Окей, не проблема, но что-то насторожило меня в ее жесткости и логичности, в этой ее рьяной прямолинейности. Мы общались о вопросах статуса, деловом и протокольном стиле и, наконец, добрались-таки до ее гардеробной.
Боги олимпийские! Драгоценная, вы мне несколько часов рассказывали о вашей позиции, о дресс-коде, о суровой карьере и амбициях! Что я вижу! Короткие юбки, кружево, гипюр, блузы с откровенным декольте, леопарды и тигры, кожаные юбки, жакеты и брюки... Так, а теперь я забываю все, что вы мне говорили до, и мы начинаем все заново...
После долгих разбирательств мы выяснили, что дама просто хочет больше секса. Разнообразного, много, густо, крепко, страстно! И всю эту свою первобытную страсть она вложила в карьеру, сексуальность подменила властью и заигралась в нее.
Дама разгорячилась. Да, правда, да, нужно! Да, вот именно так! Она почти кричала, разбрасывая по спальне свое белье, кружевные пеньюары и ботфорты. Ну что ж, задача ясна.
И мы начали собирать образ, который отвечал бы и ее необузданной сексуальности, и той позиции, которую она занимает. Руководящий пост не запрещает заниматься сексом, важно лишь найти баланс во внешности, чтобы деловой стиль оставлял маневр для сексуальности и не скатывался в вульгарность.
Тонкая грань, опасная. Но мы нашли выход в мужского типа рубашках, расстегнутых на две-три пуговицы, в смокингах, в прямых брюках, которые не обтягивают бедра, а струятся, намечая, но не акцентируя линию ягодиц, а еще прическа чуть небрежнее, меньше тяжелого лака для волос, чуть-чуть ярче ресницы и губы. Закройте колени, но откройте щиколотки, покажите запястья, вытяните линию шеи, а остальное пусть прячется в прямом жакете женщины-босса.
Развитой и разумный феминизм — это когда женщина позволяет себе быть сексуальной так, как она хочет, и тогда, когда она хочет, когда сексуальность никак не связана с ее позицией в обществе или карьерой.
Эта дама высоко взлетела и теперь поднимается еще выше. Отделив сексуальность от карьеры, она получила в руки пульт, с помощью которого сама управляет тем, когда хочет быть желанной, а когда нет.
Это я к тому, что очень важно по-настоящему искренне ответить на вопрос "Зачем?".