Дети не хотят учиться! Развлекать или заставлять?

Школьный психолог – об учебной мотивации подростков

Начался новый учебный год. В качестве школьного психолога посещаю родительские собрания. Занимаюсь так называемым психопросвещением. Рассказываю «непросвещенным» родителям о возрастных особенностях подростков.

Родители слушают — кто с явным интересом, кто с мыслями о том, сколько дел можно было бы переделать за это время дома. И так до тех пор, пока не доходит до самого наболевшего. До пресловутой «учебной мотивации».

«Что вы нам рассказываете! Теория — это одно, а на практике совсем другое! —кричат возмущенные родители. — Мы уже перед ними чуть ли не на задних лапках пляшем — они не хотят учиться!».

Между тем, недовольство моим «психологическим ликбезом» — цветочки по сравнению с тем, какие баталии разгораются иной раз между учителями и родителями. «Это вы должны заинтересовать их!» — кипятятся родители. «Да ничего мы вам не должны! — отбиваются учителя. — Сами-то когда последний раз со своим ребенком в театре или музее были или книжку ему перед сном читали?».

А что же дети?

— Ненавижу историю и географию! — сообщает мне дочка-шестиклассница. — Учителя та-ак скучно преподают.

— Солнышко, у нас дома энциклопедии и книги — на любой вкус. А уж в интернете информации по истории и географии вообще море. Хочешь, вместе почитаем, если на уроках неинтересно?

— Нет, мамочка, спасибо, не хочу.

Далее.

— Нам задали доклад по географии. Про Христофора Колумба.

— Отлично, вот в интернете очень интересная статья.

— Ма-ам, она же длинная! Давай покороче найдем. (Дальше находит сжатую биографию, написанную по принципу «родился там-то, перекрестился там-то».)

— Солнышко, а как на счет того, чтобы сходить на выходные в краеведческий музей?

— Мам, ты че? Там же ску-у-учно! Давай лучше в торговый центр!

— Хорошая моя, так что же ты тогда, скажи на милость, от учителей хочешь?

Занавес.

На дочку, конечно же, за равнодушие к подвигам Колумба и экспонатам краеведческого музея я не в обиде. Обычный подросток. Как принято говорить в таких случаях, «способный, но ленивый». Математику и русский любит. Историю и географию — не очень. Имеет право.

Но ученикам, сетующим на то, что их «плохо учат», я всегда говорю: «Тебе правда интересен этот предмет? Замечательно. Возможностей для самообразования — море. Подсказать интернет-ресурс? Ах, тебе самому неинтересно? Тогда что на учителя жалуешься? Претензии — к зеркалу».



Костюм аниматора или твердая рука?

Ну, а как же пресловутое «хороший учитель должен уметь заинтересовать любого ученика»?

Честно говоря, проводить среди учителей очередной ликбез на тему «способы повышения мотивации учащихся» я опасаюсь. Боюсь, что коллеги мне по окончании рабочего дня «темную» устроят. И правильно сделают. Потому что им, бедолагам, только ленивый не рассказал про «нетрадиционные технологии», «инновационные методы обучения», «групповые формы работы», «мозговые штурмы» и тому подобное. Учителей о необходимости внедрения этих методов не только регулярно оповещают, но еще и требуют отчета о проделанной работе. А продемонстрируйте, какие инновационные методы вы используете на уроках? Между тем, я не раз посещала уроки своих коллег. Они и в самом деле перед детьми чуть ли не польку-бабочку пляшут. А воз и ныне там. Спрашивается, почему?

Поделюсь своими соображениями.

Ну, во-первых, из опыта супервизии моей собственной психологической работы. Инспектирующая методист, почитав мои протоколы психологического анализа уроков со стандартными рекомендациями учителям использовать «нетрадиционные формы работы», вежливо мне посоветовала не писать больше эту чушь. Потому что для удержания внимания ребенка на уроках достаточно просто вовремя менять виды деятельности. Сначала почитали, потом написали упражнение, устали — поиграли, и снова читать-писать. Потому что традиционные формы работы с детьми никто не отменял. А учителя уже готовы костюм аниматора надеть, лишь бы дети «учились».

Во-вторых, из собственного преподавательского опыта. Я ведь помимо психологии еще и частным преподаванием английского занимаюсь. Вспоминаю одного ученика-младшешкольника. Чего я только с ним ни делала! Картинки, игры, мультики, всего уже не упомню. А ребенок не хочет заниматься, «хоть дерись». И всячески саботирует наши уроки.

В итоге по обоюдному решению сторон мы занятия прекратили. И что вы думаете? Наняли родители репетитора а-ля Фрекен Бок, и ребенок начал учить английский, как шелковый. Без всяких игр, мультиков и прочих танцев с бубнами. Тут, очевидно, личностный фактор сработал: я преподаватель довольно мягкий, а тому мальчику явно «палка» была нужна.

Подросток: учусь, потому что надо

А теперь подбираюсь к самому интересному для меня моменту.

В начале сентября провожу исследование среди самой «демотивированной» аудитории школьников (6-8-е классы). С целью выяснить, какие мотивы учебной деятельности являются доминирующими. Среди предложенных учебных мотивов были: внешние (кнут-пряник), познавательные, мотивы саморазвития, эмоциональные мотивы (комфорт на уроке) и мотив «позиция школьника» («учусь, потому что так надо»). Угадайте, какая в итоге получилась картинка?

Познавательные мотивы и мотивы саморазвития, как и ожидалось, у основной массы подростков стремятся к нулю. Мотив кнута-пряника тоже работает слабовато. Эмоциональный мотив — только у отдельных, чувствительных особей.

А вот мотив «учусь, потому что надо» у большинства как раз вполне сформирован.

А теперь, внимание, вопрос. Кто из учителей и родителей апеллирует к этому привычному, вполне традиционному мотиву? Думаю, мало кто. Потому что кто-то из корифеев педагогики признал этот мотив неэффективным. И решил, что эффективной может быть только внутренняя мотивация. То есть мотивация познания и саморазвития. Звучит красиво. А на деле, оказывается, таких мотивированных подростков днем с огнем не сыщешь. И что получается? Учителя, танцующие перед детьми лезгинку, пытаются воздействовать на самый нехарактерный для учеников мотив?

Невольно вспоминается Карнеги со знаменитым «Я сам люблю есть клубнику со сливками, но, тем не менее, идя ловить рыбу, я беру с собой червей».

Интересно, почему же мотив «учусь, потому что надо» педагоги-психологи признали неэффективным? Ведь именно этот мотив, по сути, и является для подростков движущей силой. Азы возрастной психологии: ведущая деятельность у подростков не учеба, а общение. И озабочены они не сколько биографиями великих ученых, сколько своим местом под солнцем в классном коллективе.

Внешний мотив (похвала учительницы или родителей) остался в начальной школе. До мотива профессионального самоопределения пока далеко. Гормональный фон меняется. С одноклассниками отношения в этом возрасте непростые. Ну какие тут познавательные мотивы? Давайте называть вещи своими именами. Если среднестатистический подросток учится успешно, то чаще всего потому, что «так надо», а не потому, что так уж интересно. Хотя, конечно, бывают исключения.

Однако педагоги и родители упорно пытаются взрастить не свойственные для данной возрастной категории мотивы. И ломают копья, чья вина в том, что дети не хотят учиться: безалаберных родителей, бездарных учителей, учеников-лодырей или министерства образования.

Поделим ответственность?

Извечный вопрос: что делать и кто виноват? Лично я бы предложила разделить ответственность между всеми. Тогда каждой стороне достанется условные 25% ответственности. Признаем, что желание ребенка учиться на 25% зависит от педагогического мастерства учителя. Еще 25% — от способностей и интересов самого ребенка. 25% ответственности ложится на родителей. Причем я думаю, что мотивация детей зависит не только от того, насколько плотно родители занимаются ребенком. Значительную роль играет и то, насколько родители сами мотивированы на познание и саморазвитие.

Ну, и последние 25% я бы отдала внешним факторам. Скажем, влиянию информационного пространства. Ведь не секрет, что еще двадцать лет назад дети читали книжки не столько потому, что их так уж тянуло к знаниям, сколько потому, что альтернативы особой не было. По телевизору интересные фильмы шли редко, компьютеры были мало у кого, а о существовании соцсетей тогда и вовсе не подозревали.

К внешним факторам я бы отнесла и некоторые учебные программы. Иной раз, когда читаешь учебник, хочется пригласить «автора в студию» и предложить ему самому провести урок по написанному творению.

Школьные правила, которые мешают повышению учебной мотивации

И, рискуя навлечь на себя негодование общественности, все же позволю выразить свое недоумение по поводу некоторых нововведений в школьных правилах. Меня, например, искренне удивляет, почему отпустить ученика с урока в туалет считается возможным, и даже если учитель знает, что вот именно этот товарищ вместо посещения туалета будет бродить по школе в поисках приключений, — отказывать ученику в его законном праве нельзя.

При этом выставить не в меру расшалившегося хулигана на пару минут за дверь «прийти в себя» (даже если дверь класса открыта, и провинившийся находится в поле зрения учителя) — запрещено и карается законом.

Еще больше удивляет, почему нельзя ставить двойки. Но вот нельзя — хоть тресни. Если ученик ничего не знает и даже не пытается узнать — администрация велит рисовать тройки (правда, если придет комиссия с контрольным срезом, и фальшивый троечник получит за этот срез честную двойку, учителю не сносить головы, но это уже другая история). Как вы думаете: сей фактор не имеет совсем никакого отношения к тому, что «они не хотят учиться»?

Вопрос остается открытым, приглашаю всех к размышлению...

В тексте описан личный опыт автора
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Постные булочки птички-жаворонки
Жаворонки из постного теста - рецепт для детей
Оставить комментарий к статье "Дети не хотят учиться! Развлекать или заставлять?"

Вы не авторизованы.

Не согласна с предыдущим комментатором - статья абсолютно логичная, даже самоочевидная. "В одну упряжку впрячь не можно коня и трепетную лань". Абсолютное большинство учеников знания, как таковые, не интересуют. И это соответствует природе человека. В учёные идут доли процента от всего населения, очень мало людей имеют способности к интеллектуальному труду (просьба не путать с креативным, творческим трудом). Возьмём хирурга. Ему нужно высшее образование? Безусловно! Но хирургом он становится благодаря практике! Возьмём водителя. Ему нужно высшее образование? Нет, конечно! Достаточно среднего. Какому проценту населения нужно уметь решать дифференциальные уравнения и знать для этого операционное исчисление? Чтобы в совершенстве овладеть иностранным языком разве обязательно его 15 лет учить в спецшколе, а затем в ВУЗ-е? Вывод очевиден: абсолютному большинству учеников образование, как таковое, до лампочки! И это нормально! Только вот родители никак не могут это принять. Но бумажка об образовании нужна? Нужна! Иначе дальше уборщицы с мытьём подъездов карьеру не сделаешь. Вот это и есть тот самый "Домоклов меч", который лучше всего мотивирует основную массу учащихся. Ну не все рождаются Эваристами Галуа и Норбиртами Винерами! Так всегда было и так всегда будет! Сколько бы интерактивных досок и лауреатов премии "Учитель года" не приходилось на данную школу. Неужели это так трудно понять?
2016-10-10, BabyCo
Немного сумбурная статья. В конце концов, почему или или? И и еще раз и. И развлекать, и заставлять, разумеется.
Мотивация всегда многослойна и мотивируется человек ни столько к учебе, сколько к лояльному отношению к тому, что его заставляют учиться.
Ну и совершенно неправильный ответ касательно способа заставляния. Делаю потому, что так надо, принцип конченного идиота. Разумным человеком управляет только осознанная цель. Не важно, стратегическая - познание Мира или тактическая - получить вечером пряник и не быть наказанным. Человек должен выбирать, взвешивать последствия, определять оптимальный для себя вариант. Иначе это уже не человек, а робот.
2016-10-03, vbr2011
Проблема, увы, в том, что вопросы мотивации самой тяжелой аудитории (6-8 классы) надо было решать задолго до этого... В началке и ранее. Тогда можно было заложить нужную мотивацию (или привычку к учебе - или жажду познаний), на которой и "проехать" 6-8 класс...
2016-10-08, Антон_2016
Соглашусь с автором, пожалуй. Однако все же - что делать с подростком? К каждому свой подход и не со всеми удается хоть что-то сдвинуть с места.
2016-11-18, Мышаня
"развлекать или заставлять" - а почему не рассмотрены другие варианты - мотивировать, запугать, разрешить?....
2016-10-02, Natalya d'*
У нас в школе ставят двойки и учителя совсем не аниматоры. И с родителями с собрания я согласна.)
2016-10-02, Маша А.
Поделитесь:

02.10.2016
Обновлено 17.08.2018
Статья дня
Близкие по теме статьи
Ребенок не хочет учиться: как вернуть мотивацию к учебе
Ребенок не хочет учиться: как вернуть мотивацию к учебе
Учебная мотивация: от чего зависит желание учиться
Как повысить мотивацию к учебе? Советы хорошего учителя
Как повысить мотивацию к учебе? Советы хорошего учителя
Повышение мотивации у школьников: откуда берется желание учиться
Подросток ничего не хочет. Как найти мотивацию?
Подросток ничего не хочет. Как найти мотивацию?
Что такое внешние и внутренние стимулы для подростка
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!