Он уже не спал, но ещё был в постели. Она в красках рассказала о своём небольшом приключении, о незнакомце, поделилась впечатлениями о водопаде и стала разогревать завтрак. Был уже полдень, а он так и не вспомнил о празднике, так и не поздравил её. Было немного обидно, и она сказала ему об этом, и ещё о том, что он забыл поздравить маму и сестру. Он немного сконфузился, оправдываясь тем, что ещё не совсем проснулся, сказал: "Поздравляю". Через минуту она уже думала о другом, но в душе небольшой осадок всё-таки остался.
Они волновались, что в Лаго-Наках не будет снега, но ехать всё равно хотелось. Собрав вещи и попрощавшись с администратором, они направились к выезду из посёлка мимо живописно расположенных маленьких домиков, взбирающихся высоко по обоим склонам долины.Мезмай располагался между тремя горными хребтами: Азишским, Гуамским и Лагонакским, на высоте 670 метров над уровнем моря, в долине трёх ущелий, разрезанных каньоном реки Курджипс, на месте большой карстовой воронки и древнего озера. Говорили, что эта воронка, втягивающая в себя камни и деревья, − своеобразный космодром для НЛО, чуть выше которого находится шесть глубоких шахт-пещер. Три ущелья, как три луча, расходились от посёлка в разные стороны, и каждое было отдельным сгустком энергии ошеломляющей красоты, содержащим высокие скалы, водопады, каньоны, гроты и пещеры. От местных жителей она узнала, что Мезмай переводится как "яблоневый лес", а название реки "Курджипс" с адыгейского означает "грушёвая". Она получила свое имя из-за множества дикорастущих груш вдоль реки. Поселок был основан в 1868 году лесорубами и золотодобытчиками. Раньше здесь располагался трудовой лагерь для заключённых, а в советское время на Мезмай через отвесные скалы Гуамского ущелья пробили узкоколейную железную дорогу для вывоза ценных пород древесины. Позже эти земли отошли Кубанскому казачьему войску, и их начали осваивать казаки. Им предстояло преодолеть 12 км пути по пологому склону вверх, в сторону хребта Азиш-Тау по труднопроходимому горному бездорожью.
Он был уверен в своей машине, и они благополучно добрались до трассы, повернув направо, между пещерами Нежной и Большой Азишской в сторону Лагонакского нагорья.
Наконец они увидели снег! Он покрывал тонким слоем всё вокруг, оставляя тёмной только полоску дороги. Машин и людей становилось всё больше. Чувствовалось приближение к зимнему популярному курорту. Они двигались по трассе вдоль хребта, поднимаясь всё выше, обсуждая увиденное, делясь друг с другом впечатлениями. Справа открывался потрясающий вид на укрытое снегом плато. Горы все сильнее обступали дорогу, трасса сделала петлю и серпантином начинала подъём к ущелью Желоб. Невозможно было представить, что миллионы лет назад здесь был океан, а эти горы были коралловыми рифами! Ещё студенткой она бывала здесь в "Камышановой поляне" и слышала легенду о беспредельной и чистой любви двух молодых людей — юноши Лаго и девушки Наки, которые, оберегая это чувство, вынуждены были скрываться от родных. Завершилось это бегство трагической гибелью двух любящих сердец. История произошла именно в этих местах и именно по этому романтическому преданию с тех самых пор и плато, и хребет называются неразрывно "Лаго-Наки".
Они остановились на одной из смотровых площадок. Сильный ветер с мелкими колкими снежными крупинками обжигал лицо и буквально сносил со склона, раскачивая порывами даже тяжёлый внедорожник. Серые плотные облака затянули небо, повисали и двигались где-то рядом, укутывая вершины и ниспадая на плато. Картина открывалась потрясающая! Плато, окружённое горами, раскинулось внизу огромным ковром. Эта бескрайняя волнистая серо-белая пустыня, изрезанная ущельями и каньонами, казалась мёртвой и безжизненной, скрывая под слоем снега всё живое вокруг, заставляла проникаться каким-то преклонением перед своей мощью и незыблемостью. Глядя на это с высоты птичьего полёта, они ощущали себя здесь маленькими былинками, едва заметными штрихами в море величия и могущественности этого совершенного пейзажа.
Дальше дорога становилась труднопроходимой. Только отдельные машины не застревали под слоем снега и рисковали ехать вверх. Выйдя из машины, они ещё раз полюбовались с обрыва на плато, завязали ленточки на специальном дереве, понравившемся туристам, сфотографировались и повернули обратно. Остановившись у одной из местных гостиниц, они прокатились несколько раз с горы по накатанному отдыхающими снежному склону, выпили кофе с бутербродами и направились назад к "Азишской пещере".
Оставалось мало времени. День клонился к вечеру. Недалеко от пещеры они решили покататься на квадроцикле по снежному лесу. Промокли до нитки под мокрым снегом, переходящим в дождь. Было холодно, но весело, они наслаждались минутами, проведёнными вместе, смеялись и шутили над местными предпринимателями, организующими на "пещерном" уровне различные развлечения для туристов. Они были очень довольны путешествием и не хотели возвращаться домой.
Уехать, не показав ей Гуамское ущелье, он просто не мог, всю дорогу рассказывая о своих впечатлениях от этого необычного места. Пока было неясно, сложится ли их знакомство в дальнейшее общение, как будут развиваться события дальше, и смогут ли они приехать ещё в эти края. Ей очень хотелось посмотреть ущелье. Надеясь на то, что дождь закончится, и они успеют до сумерек, он повернул внедорожник снова на трассу...