Благодаря наблюдению за окружающим миром дети развивают наблюдательность, внимательность и логическое мышление. Это немаловажно как для подготовки к школе, так и в процессе обучения. Такие наблюдения позволяют показать детям природу во всем ее многообразии. Кандидат педагогических наук, педагог с 24-летним стажем, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа Оксана Чугайнова рассказывает о том, как помочь ребенку исследовать весеннюю природу и получать от этого максимальную пользу.
За какими явлениями можно наблюдать весной?
Сезонные изменения связаны с продолжительностью дня и ночи, температурой воздуха, поведением животных и другим состоянием живой и неживой природы.
Весной можно последовательно наблюдать:
Разумеется, весенние явления отличаются в зависимости от региона. Когда в Москве встречают первую зелень, на Ямале еще лежит снег.
Как наблюдать правильно?
Наблюдать за изменениями весенней природы можно в процессе пеших прогулок с ребенком в парке, в лесу, во дворе, просто по улицам города. Для этого привлекайте внимание детей к растениям, почвенному покрову, небу. Прислушайтесь к звукам природы, голосам птиц, подчеркивая их красоту и необычность. Задавайте вопросы, исследуйте, сравнивайте разные объекты природы между собой. Учите ребенка находить взаимосвязи между ними. Например, пчелы разносят цветочную пыльцу, которая нужна для хорошего урожая и размножения растений, а взамен получают питание и "производят" мед.
Для закрепления знаний можно:
С 6-7 лет дети уже могут осознавать связь между явлениями природы и жизнью животных и растений. Например, соотносить повышение температуры и прилет пернатых: потепление — появление растений — появление насекомых — прилет птиц.
С дошкольником можно наблюдать за таянием снега и появлением проталин. Первоначально обратите внимание на то, что весной стало больше солнечных дней. Почувствуйте тепло солнечных лучей на разных поверхностях, заметьте, в каких местах снег растаял быстрее, стал липкий, грязный и появились первые проталины (вокруг деревьев, на солнечных открытых местах). Наблюдайте в течение недели за горкой снега и отмечайте, что изменилось. Вместе с ребенком поразмышляйте, почему так происходит.
Наблюдая с младшим школьником за таким весенним явлением, как появление первоцветов, старайтесь задавать вопросы на размышление: "Почему одуванчики (примула, медуница), расцвели именно здесь, а не за домом? Почему одуванчики, которые появились на открытой полянке, крупные, с толстыми листьями, их много, но они низкорослые, а те, что растут на лугу, тонкие, высокие, но их мало?" Подведите ребенка к выводу о влиянии воды, солнечного тепла, света и других растений на их рост и развитие.
Наблюдая за появлением листьев на деревьях, выберите несколько разных (верба, береза, дуб) и наблюдайте в течение месяца, у каких деревьев листья распускаются быстрее. Результаты можно фиксировать на фото и потом, смонтировав ролик, посмотреть, есть ли разница, и обсудить, почему так происходит.
Поддерживайте интерес ребенка, заранее выберите объект, придумайте задания. Готовьтесь к прогулке, экскурсии или походу вместе, подбирайте необходимое оборудование для наблюдения (увеличительное стекло, бинокль, блокнот для записи, измерительные приборы и др.). Перевоплощаясь в исследователей, организуйте прогулку в форме занимательной игры.
Можно записывать в календаре, как меняется температура воздуха, фиксировать раз в неделю на фото одни и те же места или разные объекты в городе и сделать альбом "Весна в моем городе (дворе)".
Наблюдения за природой позволяют не только сформировать экологические знания и познавательный интерес, но и любовь к природе родного края.