Правильная речь и безупречная грамотность способствуют развитию карьеры в любой области, где надо хоть что-то говорить и писать. Кроме того, русский - единственный экзамен, который сдают все абитуриенты.
В одних вузах учитывают результаты ЕГЭ, в других требуется написать сочинение или изложение. В любом случае грамоту надо знать. При этом обязательное изучение русского языка в школе часто оказывается делом утомительным и бесплодным. Формулировки правил запутаны, упражнения скучны, уроки в методическом отношении далеки от совершенства... Непрост и сам предмет.
"Орфография и пунктуация русского языка не абсолютно приспособлены к его структуре, - говорит Сергей Преображенский, доцент, кандидат филологических наук с многолетним опытом репетиторства. - Наша орфография стремится передавать не звучание, а внутреннюю форму слова. Пунктуация вообще заемная и к синтаксической структуре не привязана, свой отпечаток наложили и многочисленные языковые реформы...
Словом, очень многое в устройстве языка требует серьезных комментариев. И когда ребенок начинает осваивать его как систему, он многого не понимает. Но для того, чтобы объяснить, почему "жи-ши пиши с буквой и", нужно забираться в дебри исторического языкознания, слишком сложного для первоклассника. Отсюда - механическое зазубривание и ненависть к правилам. Ребенок заучивает сумму фактов, но почвы под ними не находит". На помощь отстающим и абитуриентам спешат репетиторы и учреждения дополнительного образования. Озаботились плохой подготовленностью школьных выпускников и вузы: даже в технических институтах зачастую существуют корректировочные курсы русского для поступающих. На рынке образовательных услуг довольно много предложений заняться родным языком. Как правило, с помощью уникальных методик курсы обещают снижение ошибок на определенный процент и появление врожденной, абсолютной, безупречной и прочей грамотности при отсутствии зазубривания. Между тем врожденной грамотности, в которую свято веруют сограждане, не бывает - как не бывает и стопроцентной, и абсолютной. Язык - явление изменчивое, в нем есть зоны, где норма отсутствует или подвижна, а спорных случаев много ("далеко идущие" или "далекоидущие планы"? "личностно-ориентированный подход" или "личностно ориентированный"? - тут и нормативные словари иногда расходятся). У языка нет четко очерченных границ и жесткого набора правил, нет абсолютного эталона, и точно определить процент грамотности невозможно. Пресловутая врожденная грамотность - сочетание особого свойства памяти, интуиции, аналитических способностей, отчасти начитанности и т.п. Способности наследуются, а вот умения и навыки можно приобрести и закрепить. Именно этим и занимается большинство языковых курсов. Так что врожденная и тому подобная грамотность - это лишь маркетинговый ход, за которым может стоять серьезная научная разработка. А может и не стоять.
Методику "врожденной грамотности" запатентовала когда-то Ольга Веровенко, основавшая курсы "Репетитор". Смысл метода в том, что школьника на многочисленных примерах учат правильно идентифицировать новые явления. В "Репетиторе" сотрудничали преподаватели нескольких существующих сегодня школ русского языка. Например, на курсах "Родная речь" методику Веровенко подвергли критическому анализу, развили и дополнили; здесь дают алгоритмы, тренируют память, внимание, логику. В "Репетиторе" начинала и основатель курсов "Русская речь" Марина Брагина, в школе которой сейчас используются собственные разработки, базирующиеся "как на классических методах преподавания русского языка в русской школе, так и на методах, применяемых для обучения иностранных студентов русскому языку". Технологией "Интеллект", делающей упор на развитие памяти и внимания (автор Марат Зиганов), пользуются в Президентской школе, которая раньше именовалась Школой рационального чтения. Собственными методиками и авторскими пособиями обладают практически все опрошенные нами школы, курсы и образовательные центры.
"Абсолютно новаторских методик преподавания русского языка нет, - говорит Сергей Преображенский. - Все они имеют что-то общее. Когда надо выработать и довести до автоматизма навык в ограниченное время - приходится эксплуатировать механическую память и давать ребенку множество типовых упражнений: чем их больше, тем лучше". Индивидуальные занятия в этом смысле более эффективны: они позволяют сосредоточиться на собственных ошибках. Преимущество групповых занятий не только в том, что они дешевле. Они эмоционально насыщены, динамичны, не утомительны, позволяют лучше концентрировать внимание, а также выполнять много разнообразных упражнений: ответы у доски сменяются работой за компьютером, индивидуальные задания - парными, групповыми и т.д.
"Краткосрочные курсы действительно дают быстрый эффект, - говорит учитель-словесник, отличник народного просвещения Наталья Быкова. - Правда, он так же стремительно и теряется. Но курс непосредственно перед экзаменом может оказаться полезным".
"Навык, выработанный при интенсивном обучении, на эмоциональном подъеме, быстро уходит, не становится автоматическим, - подтверждает Сергей Преображенский. - Так же, как после интенсива по французскому, язык останется в рабочем состоянии, если поехать во Францию, но забудется в далекой деревне. Для выработки действительно прочного навыка нужно года два. И тогда уже можно поступать на филологический факультет".
В среднем для выхода на уровень "твердой четверки" необходим примерно один учебный год. Чем дольше занятия - тем крепче навык, и на чудеса лучше не рассчитывать. Трехмесячные курсы в запущенных случаях радикального излечения не дадут. Разве что выправят положение в нескольких областях: безударные гласные и "не" с глаголами - успеете, а вот до падежных форм дополнения при переходных глаголах с отрицанием ("не люблю этот город" или "этого города"?) дело может не дойти. Так что задумываться о том, как ребенок будет сдавать русский письменно, лучше не позже девятого класса, особенно если выбранная специальность - гуманитарная. Присматриваясь к курсам, обязательно почитайте информацию на сайте или в раздаточных материалах школы, попросите методиста рассказать просто и понятно, в чем смысл работы с учащимися. Если, ознакомившись с комментарием, вы еще больше запутались (далеко не каждый сразу поймет, что такое "морфемно-структурный принцип языка" и каким образом "учащиеся воспринимают материал на понятийном уровне"), смело требуйте подробных объяснений. Если вам обещают, что число ошибок уменьшится в 50 раз, - выясняйте, как это можно измерить. Сравните материалы нескольких школ, посмотрите, какие дополнительные услуги они предлагают, на чем специализируются. Посмотрите, существуют ли группы разного уровня для школьников с различной степенью подготовленности.
Работа курсов строится примерно одинаково: тестирование, деление на группы по возрастам и уровням, дальше - несколько ступеней обучения с выходным тестированием на каждой. Одна ступень обычно занимает 12 недель, занятия проходят два раза в неделю. Некоторые курсы предлагают подготовку к сочинению, изложению, диктанту, ЕГЭ. Если вы готовитесь в институт - заранее узнавайте, как сдается русский язык: способы подготовки к устному и письменному экзаменам отличаются. Легче всего научить грамотно писать сочинение: умело пользоваться тем, в чем уверен, понимать свои слабые места, заменяя сомнительные конструкции аналогами. А вот в диктанте всегда присутствует элемент неожиданности, и готовиться к нему лучше всего в том вузе, в котором вы будете его писать. Если собираетесь сдавать ЕГЭ по русскому - выбирайте соответствующие курсы. Стандартизованный экзамен позволяет даже несколько повысить оценку при правильной подготовке: человек приучается работать быстро, укладываться в отведенное время, понимать типовые задания. Внутри разделов есть собственные алгоритмы, в которых лучше разобраться заранее. Правда, одним натаскиванием делу не поможешь: правила тоже знать надо. Кстати, многие курсы приглашают и взрослых. Если вы чувствуете, что путаетесь в правописании, отправляя конфиденциальные электронные послания деловым партнерам, может быть, лучше заняться языком, чем рисковать репутацией?