Сколько слез пролито из-за них детьми, сколько нервов истрепано взрослыми!
"Засадить сына за уроки невозможно. Все время у нас скандалы, нытье. А когда наконец заставишь сесть за письменный стол - начинает отвлекаться, считать ворон, обманывает, говорит, что ничего не задано. Замучилась я с ним!" - сетует мать.
"Ну да! В школу поступал - учителя говорили: "Способный мальчик". А сейчас только задачник по математике откроет - и сразу лицо тупое, глаза стеклянные. Элементарных вещей не знает!" - вторит ей отец.
И, конечно, рефреном звучит вопрос: "Что делать? Как воспитать в ребенке чувство ответственности?"
В чем же дело?
Большинство родителей считает, что в основе отказа ребенка готовить уроки лежит обыкновенная лень. Но зачастую тот же самый "ленивый" ребенок часами что-то мастерит или читает, охотно моет посуду, пылесосит квартиру, лепит пирожки... Выходит, дело не в природной лени. А в чем же?
В паническом страхе неудачи. Страх настолько сильный, что он мешает ребенку сосредоточиться, делает его поведение хаотичным. Причем ребенок, в отличие от взрослого, далеко не всегда отдает себе отчет в том, что с ним происходит. И от этого хаотизируется еще больше.
А иные дети, наоборот, от страха затормаживаются, частично или полностью отключаясь от происходящего. Вид у них при этом отрешенный, почти безмятежный. На самом же деле ребенок глубоко травмирован школьными неудачами, и если вовремя эту травму не устранить, может развиться так называемый "школьный невроз". А он чреват и нервными срывами, и различными психосоматическими заболеваниями. Поэтому следует запастись терпением и помогать сыну или дочери готовить уроки. Даже если, по вашему мнению, они вполне способны делать их самостоятельно.
В объективных трудностях, которые ребенок испытывает при обучении. Если ваш сын постоянно отлынивает, например, от занятий по математике, не торопитесь навешивать на него ярлык патологического лодыря. Возможно, ему не дается логическое мышление. В этом случае после того, как трудности остались позади, школьник обычно перестает отлынивать от уроков.
В желании привлечь к себе внимание взрослых, которое ребенок выражает таким образом - не садясь за уроки. Таким детям не хватает родительского тепла. Они чувствуют себя одинокими и понимают, что школьная неуспеваемость - это чуть ли не единственный способ вызвать беспокойство взрослых.
"Когда все нормально, мама меня не замечает. У нее слишком много дел", - честно признался двенадцатилетний мальчик, мать которого жаловалась на то, что сын не садится днем за уроки, а дожидается ее прихода с работы и потом целый вечер "тянет резину", не давая ей ни минуты покоя.
Угрозы и наказания в данном случае тоже неэффективны. Ведь по сути получается, что ребенка наказывают за его жажду любви. Поэтому прежде всего окружите сына или дочь теплом и заботой. Даже если вам кажется, что они получают все это с лихвой.
Когда ребенок делает уроки, придвиньтесь к нему поближе, погладьте по голове, по спинке, пошепчите на ухо что-нибудь ласковое и ободряющее. Часто детям нужна не столько реальная помощь, сколько открытое выражение родительских чувств. Поэтому главное не раздражаться и не считать потерянным то время, которое вы проведете, сидя рядом с детьми за письменным столом.
В избалованости. Тут главное соблюдать принцип "утром деньги, вечером стулья". К примеру, хочет сын пригласить приятеля - пожалуйста, но прежде пусть выполнит домашние задания. И никаких авансов!
- Допустим, ваш сын не согласился сесть за уроки, вы в ответ не разрешили ему играть в компьютер. Что он делает дальше? - спрашиваю я обычно родителей на консультации.
Ответы стандартны: играет в игрушки, смотрит телевизор, идет погулять... То есть фактически ребенок все равно развлекается, наплевав на родительские требования, и родители это допускают. В результате они своего добиться не могут, и у всех (в первую очередь у самого ребенка!) складывается ложное впечатление, будто бы он совершенно непобедим.
Как заставить ребенка делать уроки? Профилактика "пофигизма"
Чтобы с поступлением ребенка в первый класс вся ваша жизнь не превратилась в бесконечную позиционную войну, важно придерживаться следующей тактики:
- Постарайтесь внушить ребенку, что уроки - это его дело, ибо учится он не для мамы с папой и не для бабушки с дедушкой. Родителям обычно кажется, что если детям по сто раз не напоминать про уроки, они все на свете позабудут. Но в действительности это не так. Ученики начальных классов еще очень трепетно относятся ко всему, что связано со школой. И признаться перед всеми, что ты не выучил урок, им гораздо страшнее, чем, скажем, восьмиклассникам, которые подчас даже бравируют своим наплевательским отношением к учебе. Так что пусть почувствуют последствия собственной безответственности. Пусть пару раз сходят в школу с несделанным упражнением по русскому языку или с нерешенной математической задачей. Это гораздо полезней, чем вам полдня трепать себе нервы, умоляя чадо приступить к урокам и тем самым создавая у него впечатление, будто он делает это только ради вас.
- В вопросе приготовления уроков жестко придерживайтесь принципа "единственной альтернативы". Да, домашние задания - это дело ребенка, и он волен выбирать, готовить их или нет. Однако за двойку, полученную в результате невыученных уроков, следует лишать его каких-то важных жизненных благ. Тогда выбор в пользу безделья окажется невыгодным, однако прямого принуждения ("Я кому сказала, марш за стол"!) удастся избежать.
В действенности этого принципа я убедилась не только на чужом, но и на собственном опыте. В классе пятом - шестом мой старший сын вдруг "засачковал". Вместо того, чтобы взять приготовление домашних заданий под жесткий контроль, я поставила сыну жесткое условие: за тройку по математике или по русскому он на неделю лишается возможности пойти в компьютерный клуб. Тогда они только-только появились, и попасть туда было заветной мечтой каждого мальчишки. Тройки тут же исчезли, и при этом в процесс приготовления уроков я вроде бы не вмешивалась.
Татьяна Шишова, психолог, по материалам сайта "АиФ Семейный совет".
С моей точки зрения, список причин полезный, но неполный.
Есть еще как минимум две причины, вызывающие похожее поведение детей.
Первая - бывает так, что ребенок недопонял или неправильно понял какую-либо тему или даже один новый термин. Ни учитель, ни ребенок могут не заметить этого сразу, но впоследствии это приводит к накапливанию "нестыковок", и может вызывать внутреннюю растерянность и даже психосоматические проявления - головную боль и тошноту. Родители могут определить такое состояние и помочь ребенку вернуть "здоровое" отношение к предмету - задайте ему вопросы по темам, которые пройдены месяц - два назад, и Вы увидите, что он отвечает легко и уверенно. Пройдитесь "крупными мазками" вперед, и если заметите, что с некоторого момента речь ребенка замедляется, взгляд становится расфокусированным, пропадает желание отвечать на вопросы - значит, непонятая тема находится несколько раньше. Помогите ребенку разобраться - и сегодняшние уроки он сможет делать сам.
Вторая причина - негативное отношение учителя, навешивание ярлыков и выделение любимчиков. Проведенные исследования показывают, что даже опытные и, в общем, доброжелательные учителя гораздо чаще обращаются и поощряют "отличников", чем других ребят. А детям часто важна даже не похвала, а просто - нормальная обратная связь. Они остро реагируют на несправедливость - "я тоже готовился, а спрашивают только его!". Это быстро снижает самооценку ребенка и он теряет интерес к учебе.
Я уже не говорю об учителях, которые просто травят своих учеников постоянными придирками и ярлыками - "Вы тупицы, бездельники и бездари!". Не далее как на прошлой неделе пришлось столкнуться с таким случаем - при слове об уроках у девочки просто истерика начинается. При том что ребенок совершенно нормально развит во всех отношениях.
Так что причин довольно много.
И я полностью согласна с тем, что ребенку в таких случаях нужна помощь родителей. И не в том, чтобы сидеть с ним часами, а именно в том, чтобы понять и устранить причины проблем.
2000-11-13, Svetlana
Насчет ранней специализации - полностью согласна. Какая там ранняя, если и к концу школы не всегда можно понять, где оно, призвание... А уж в начальной школе - я за гармоничное развитие, и чтобы попробовать побольше разных занятий. Насчет дальше - я пока тоже не замахиваюсь, посмотрим, что через пару лет проявится, тогда будем думать.
И еще в чем тоже согласна и даже сама убедилась - нужно надеяться и (как бы это поточнее выразиться) мечтать (у меня получается нечто вроде "намечтывать" :)) себе такую школу или другую форму, которую хочется. Глядишь - и реализуется к нужному сроку. Мысль-то материальна ...
Тут главное - не мельчить, мечтать - так на всю катушку :)).
Насчет семейного образования - у вас еще ведь дочка маленькая? По своей я заметила, что с некоторого возраста (может, лет с 5-6) занятия в группе (небольшой) увлекают ее больше, чем когда она одна. Ко мне она прибегает, когда у нее вопросы появляются, что-то растолковать, обсудить ее соображения. Активно интересуется моими занятиями (тут недавно заставила меня учебник по истории психологии на ночь ей читать, выслушала главу о душе в понимании Платона, утверждает, что очень интересно :). То есть, учится всему, что по "ходу пьесы" происходит. А вот чуть глубже и систематичнее - в школе лучше воспринимает. Она вообще больше любит с детьми играть, одна почти не играет.
Ну ладно, спасибо за интересную беседу,
поздравляем с наступающим днем рождения, желаю вашей дочурке воспринимать мир разноцветным, теплым и радостным, с непременным присутствием оптимистичных изумрудно-зеленых и желтых тонов!
Светлана и Настя
2000-11-15, Svetlana
Школа уж точно вряд ли сделает. Вообще-то я и сама в задумчивости - что случилось? Когда я в школе училась, мне тоже все легко давалось, и с учителями - было, конечно, всякое, но на учебе это не сказывалось. Сейчас не могу даже понять, что же меня мотивировало? Вроде и радости большой не помню, но и негатива особого - тоже. Так, довольно нейтральное впечатление. Однако помню, что хорошо учиться - это было естественно. А сейчас у многих деток какое-то совсем другое отношение к учебе, действительно, многие не хотят учиться, и даже обсуждать эту тему отказываются. Кто что думает - почему?
Мне вот сейчас подумалось, что возможно, пример родителей сказывался - они с удовольствием работали и общались в рабочей компании, а мое дело было -учиться, и я старалась находить и находила в этом удовольствие.
Возможно, сейчас родители находятся в большей неопределенности и меньше заинтересованы работой, и детям это передается?
Поделитесь, кто может!
2000-11-14, Svetlana
Ну, уровень начальной школы мы семейными усилиями определенно сами потянем :). Я категорически против специализации и углубления с первого класса. В начальной школе я мечтала стать водолазом :).
Вот про "дальше" и начинаются наши с ним основные споры. Хотя, если объединиться с парой-тройкой семей, поставивших себе аналогичную цель, то можно будет и нанять недостающих "спецов".
А в принципе в этом месте дискуссия всегда переходит в русло "а насколько необходимо общее, неспециализированное образование."
Я по натуре не люблю долгосрочных планов. :). Но "брожение" по И-нету начала именно с просмотра рейтингов школ. Расстроилась настолько, что почти приняла мужнину точку зрения :(.
Пока тихо надеюсь, что когда придет время, что-нибудь само выкристаллизуется :). Да еще дочка у меня очень ноябрьская ;). Время на раздумья есть :).
2000-11-15, Баба Нюра
Про начальную школу вообще очень мало что помню :). Помню только, что с любым вопросом, даже самым маленьким, приходила сразу к папе. И еще помню, что мне внушали: учиться хорошо - это нормально, желать достижения большего - это нормально, помогать тем, кто в этом нуждается - это нормально, много читать - это нормально, не ввязываться в "кулачные" выяснения отношений - это нормально. Не хорошо или плохо, а именно нормально. Это норма, понимаете?
А вот противоположное поведение - ненормально. В общем, герой не может быть положительным и при этом непрерывно расшвыривать "плохих" направо и налево. Нельзя быть "частично положительным".
Пардон за сумбур! Дело по-моему в кОмплексном отношении к жизни :).
2000-11-14, Баба Нюра
Было бы всё так просто,я в своё время и уроки не очень-то делала и обьяснений учителя мне было достаточно. Да и школа была одна из лучших где требовали по-максимуму.А гляжу на свою дочь и расстраиваюсь,вроде уроки делает,хоть и без энтузиазма,а математика всё равно хромает,да и языки тоже,и не знаешь что делать,заставлять заниматься,но не весь же день,а ведь не глупая,но почему у меня получалось самостоятельно,а у неё нет?Пытаешься обьяснить что это ей же лучше,а в ответ слышишь что задание сделала,а больше не обязана.Вот вам дилемма.
2000-11-14
Ага! А ведь это так просто, если нормально объяснить, правда же?
По мне, раз у нас детей в школах становится меньше и у учителей загрузка падает, так лучше бы вместо 12-летки ввели второго преподавателя хотя бы в младших классах - один дает материал, а второй - вроде супервайзера, помогает каждому ребеночку растолковать, что к чему, и зачем все это надо :)) Пользы бы в неисчислимое количество раз больше было бы. А то они со второго класса просто не слушают ничего, хоть 20 лет учи...
Ой, побьют меня...
2000-11-14, Svetlana
Всего 27 отзывов Прочитать все отзывы.