Какая литература сопровождала наше взросление? Что мы проходили в школе в юношеские годы, когда формируется поведение, убеждения и принципы? Например, в 9-м классе как раз изучают роль Жертвы через литературу. В свое время В. Г. Белинский назвал ее "маленьким человеком". О его печальной участи сокрушался Ф. М. Достоевский, его жалел Н. В. Гоголь, его поднял с колен А. И. Солженицын. Такой типаж есть и у А. С. Пушкина, А. П. Чехова, М. М. Зощенко, А. И. Куприна, В. М. Шукшина и многих других.
"Маленький человек"
"Маленький человек" — это литературный типаж жертвы обстоятельств, государственного устройства и злых сил, который отображает психологию народа в целом. Его воспевали, чтобы показать, что и у него, невзирая на обстоятельства, есть душа, гордость, воля. Давайте рассмотрим примеры "маленьких людей":
Акакий Акакиевич, "Шинель". В "Шинели" повествуется о самом заурядном и ничтожном человеке и обыденных событиях его жизни.
Достоевский любил остросоциальные темы, он много писал об униженных и оскорбленных. В книге "Преступление и наказание" писатель демонстрирует нам картины беспросветной нищеты. В своих произведениях автор создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя.
Пьеса М. Горького "На дне", которая мне, кстати, очень нравится, была написана в период острого промышленного и экономического кризиса в России в начале XX века. Автор описывает социальный строй того времени, который сбросил многих людей, наделенных умом и талантом, на "дно жизни" и привел к их трагической гибели.
Произведения Шолохова охватывают более полувека тяжелой истории России. В частности, Первая мировая и гражданская войны.
"Матренин двор" Солженицына — это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, злого рока и непростой жизни крестьян.
Женщины в русской литературе
А что можно сказать про женщин в русской литературе? Бедная Лиза утопилась, Нина Заречная сошла с ума, Любовь Андреевна Раневская разорилась и уехала за рубеж, а Катюша Маслова оказалась на каторге. Карамзин, Пушкин, Толстой, Достоевский, Набоков, Чехов и другие русские классики, все как один, рассказывали нам истории юных и прелестных героинь, самых разных, но одинаково терпящих и страдающих.
Ролевые модели в классических произведениях, мягко говоря, неоднозначные. Пристает отчим? Терпи! Как Лолита. Свекровь не дает жизни? Терпи! Катерина из "Грозы" Островского тебя бы поняла. Призналась в любви первой? На этом же обожглась и пушкинская Татьяна. Нет денег и приходится продавать себя? Терпи! Сонечка Мармеладова тебе в пример. Мужчина нуждается в музе и в том, чтобы за него отдали жизнь? Примерь на себя роль Маргариты.
Русские писатели показывали жертвенную роль женщины, чтобы обратить наше внимание на этот вопрос и продемонстрировать: это не норма, это ужасно. Ни в одной другой стране не уделялось столько внимания женской линии. Возможно, это одна из причин того, почему в СССР наступил вполне полноправный феминизм еще до того, как на западе начали осуществлять фемповестку.
Женщины в сказках
Юрий Михайлович Лотман, советский и российский литературовед, писал, что в сказках отражена душа народа. Юнг бы назвал это коллективным бессознательным. Давайте внимательно рассмотрим "душу народа" сквозь призму мультипликации. На чем мы росли?
Например, ярчайшая иллюстрация национальной идеи жертвенности и мазохизма — сказка "Морозко" 1964 года. Главная героиня Настенька — яркий пример Жертвы. Голос тихий, взгляд опущенный, ноги босые и грязные. Сварливая мачеха решила сгубить ненавистную падчерицу. Повинуясь воле злой бабы (своей жены), старик отвез родную дочь в дремучий зимний лес и оставил замерзать в снегу. Сказка отражает крестьянский уклад. Жен и детей тогда поколачивали и не усматривали в этом ничего плохого. "Бить" и "учить" только недавно перестали быть синонимами.
Настеньку все спасают от злой мачехи: Петя-петушок, зорька ясная, солнышко красное. У нее же фокус внимания направлен на других. Несмотря на то, что отец везет Настю в лес, она все равно ему благодарна. Жертве всегда нужен Агрессор. Этим Агрессором в сказке является матушка, а потом Дед Мороз. Он находит Настеньку у елки: "Тепло ли тебе, девица?" Звучит как издевательство, а она говорит, что тепло. Терпит. Искусство того времени как будто легализует роль Жертвы и бесконечное терпение.
"Аленький цветочек" Аксакова — тоже сказка о нездоровой любви. Младшая дочь успокаивает отца, соглашаясь пожертвовать собой и пойти к чудищу. Этот эпизод показывает, что она, с духовной точки зрения, превзошла его, решившись отдать за него жизнь. Через такое испытание младшая дочь как бы раскрывает свою добродетель, ведь она не пожалела себя и согласилась спасти папу.
Посмотрим шире, на мировую мультипликацию XX века. Дюймовочка была так прекрасна, что все хотели ею обладать, а она, будучи типичной Жертвой, мирилась с обстоятельствами. Полевая мышь, которая взяла ее в служанки, чтобы девочка отрабатывала кров и хлеб, попыталась выдать Дюймовочку замуж за богатого крота. Ей не хотелось, конечно, но других вариантов она не нашла: либо так, либо "зима близко…".
Ласточка, которую девочка выходила, предложила ей бежать, но моральный долг и жертвенность не позволили. Ну и в конце интересный момент: принц сказал, что имя у Дюймовочки некрасивое, поэтому он ее переименует, вот вам и любовь.
А чего стоит Красная Шапочка, которую мать отправляет одну в лес, прекрасно зная, что там водятся хищники, даже не предупредив ее об опасности?
Кто из вас в детстве не рыдал над историей о девочке со спичками Андерсена? Я, например, не раз лила над ней слезы. "Девочка брела босиком, ножки ее посинели от холода. В кармане старенького передника лежало несколько пачек серных спичек". Девочка предпочитает не возвращаться домой к злым родителям, которые ждут от нее взрослых поступков, например заработать денег. В этой сказке лишь смерть становится для малышки спасением.
В основу "Гадкого утенка" положен тот же жертвенный мотив — история о необычном существе, которого травят. Но, как и в повести о чайке Джонатане Ливингстоне, изгнание заставляет Жертву неистово хотеть выбраться и найти тех, кто поймет ее истинную природу, тех, с кем можно наконец быть собой.
Зато совсем не жертвенна в сказках счастливая обладательница теневых качеств. В русском фольклоре это обычно старуха или Баба Яга — персонаж сильный, свободный от предрассудков и чужого мнения, обладающий массой даров и сокровищ. Она не пытается быть хорошей и никому не хочет понравиться. Баба Яга мудра и абсолютно самодостаточна. И обратите внимание, что именно к ней герои идут за спасением и подсказками. Сами Жертвы обычно как раз олицетворяют Хороших девочек и мальчиков, беспомощных, но очень милых.
Время Героев
Я считаю, что время жертвенных девушек и "маленького человека" давно прошло. Сейчас время Героев. Время Авторов и Творцов. Время людей поколения Z. Этот термин придумали американские исследователи Уильям Штраус и Нил Хау. Z — это те, кто родился после 2003 года, по данным российской компании RuGenerations. Они нацелены на бизнес, свободу личности, самореализацию, осознанность в отношениях и осторожно подходят к вопросам замужества, больше заботятся о своем здоровье. Z, на мой взгляд, первое нежертвенное поколение.
Люди Z живут в мире цифрового образования, в том числе самообразования. Для них нет границ. Они не скажут: "Я родилась в крохотном городе, поэтому не могу окончить хороший вуз и найти высокооплачиваемую работу". Они уже не готовы перерабатывать в офисе за копейки. Сейчас без диплома и связей можно стать звездой Ютуба, за сутки набрать миллион просмотров и подписать пару контрактов на рекламу. Можно сколотить состояние на хорошей идее, не имея "крутого образования", без которого нам прочили стать дворниками в 90-е. Сейчас время тех, кто может думать, как Победитель, а значит, может действовать, как Победитель.