Малыш появился на свет, и вместе с поздравлениями родственники и друзья обрушивают на вас град вопросов: "Мальчик или девочка? Сколько весит? Как себя чувствует?" И, наконец, самое интересное: "На кого похож?"
Смотрюсь в тебя, как в зеркало
Психолог Шанталь Риалланд утверждает, что стремление обнаружить в любимом отпрыске фамильные черты - неотъемлемая часть человеческой природы. Родители начинают рисовать воображаемый портрет малыша задолго до его рождения. Отсматривая кадр за кадром видеокассету с записью УЗИ, они вглядываются в смутное изображение на экране. "Смотри, а ведь у него мой профиль, правда?" - ликует будущий отец. Впрочем, ничуть не меньше волнений и догадок возникает по поводу характера малыша. "Только бы у моей дочурки было чувство юмора!" - мечтательно вздыхает хохотушка Лена (сейчас она на пятом месяце беременности).
В первые часы после появления ребенка на свет интерес к его внешности достигает апогея. Заинтересованный взгляд обнаруживает ямочки на щеках и длинные загнутые ресницы (в точности, как у мамы), "папины" глаза и особую, "фамильную", линию роста волос. Несомненно, этот младенец - достойный носитель родительских хромосом. И не так уж важно, на кого именно он похож.
Рады оба, ведь унаследованные ребенком черты - еще одно подтверждение того, что это плод их любви. "Наш сын - отражение нас двоих, - говорит Светлана. - Он унаследовал от меня смуглую кожу и карие глаза, но мне безумно приятно, когда свекровь говорит, что Антон все-таки - вылитый папа".
Что касается отцов, то они, как правило, получают огромное удовольствие от сходства ребенка с любимой женщиной. Ведь это своего рода новый взгляд на предмет обожания! "Глядя на Анюту, мой муж говорит, что представляет меня маленькой девочкой", - смеется Катерина.
Ни в мать, ни в отца...
Но ведь бывает и так, что малыш на родителей совсем не похож. Конечно, при большом желании в нем можно обнаружить кое-какие знакомые черты, позаимствованные преимущественно у дальних родственников. Но и они так перемешаны, что мама с папой склонны расценивать внешность ребенка как досадную ошибку природы. Неудовлетворенный нарциссизм отравляет им радость общения с малышом и с годами лишь усиливается, доставляя еще большую боль и обиду.
Масла в огонь подливают родственники, друзья и соседи. "Мой старший мальчик похож на меня так мало, что соседка однажды сказала: "Если бы я не видела вас беременной, никогда бы не поверила, что это ваш сын!" Я не могла простить ей эту реплику долгие годы", - рассказывает Катя. "Когда бабушки впервые увидели маленькую Эллу, они хором воскликнули: "Ну, эта не в наших пошла - ни рыба, ни мясо!" Я была готова сквозь землю провалиться", - вспоминает Анна.
Ребенок тоже может годами страдать от обиды и неловкости за то, что оказался не как все. "Я имела несчастье родиться смуглокожей брюнеткой в семействе голубоглазых блондинов. Родственники и друзья семьи считали меня настоящей "белой вороной". Через все мое детство прошли рефреном "ободряющие" фразы: "Боже, а это у вас кто? Подкидыш?" Я постоянно чувствовала себя чужой среди своих..." - признается Полина. Впрочем, анализируя задним числом свое детство, она не осуждает родню: комплекс "гадкого утенка" в конце концов помог ей обрести собственное я. "Из года в год я постепенно привыкала к своей оригинальности и подростком уже умела достаточно ловко ею пользоваться. В сущности, именно это и сформировало меня как личность: я поняла, что мои возможности не ограничены семейными традициями и социальным происхождением. Сегодня я твердо знаю, откуда я пришла и куда направляюсь, мне открыты любые дороги".
Образцовый ребенок
Детям, двойникам своих родителей, иногда приходится ничуть не легче, чем тем, кто уродился "ни в мать, ни в отца". Очевидное сходство льстит самолюбию старших, которые - вольно или невольно - подталкивают малыша к тому, чтобы стать точной копией "оригинала". "Ребенок подражает модели, с которой его постоянно сравнивают, но вовсе не потому, что это доставляет ему большую радость. Он хочет заслужить любовь родителей и ради этого готов подстраиваться под избранный ими образец", - предупреждает психолог.
Иными словами, не стоит поминутно напоминать малышу о его исключительном сходстве с мамой или двоюродным братом. Впрочем, игнорировать этот генетический феномен также сложно - особенно, если благодаря общим чертам вы чувствуете необыкновенно тесную связь с ребенком. "Намного проще понять маленького непоседу, если и сам был когда-то таким же шустрым", - считает Светлана. Звучит логично, но берегитесь: отсюда всего один шаг до полной подмены характера и желаний ребенка своими собственными! "Человеку одинаково важно походить на других и чувствовать свою индивидуальность. Эти стремления противоречивы, но только так можно достичь внутреннего равновесия", - говорит Шанталь Риалланд.
Театр мимики и жеста
Наблюдая, как наследственность играет в чехарду с поколениями, мы только разводим руками. При ближайшем рассмотрении оказывается, что ребенок, похожий как две капли воды на маму, обладает еще дюжиной семейных черт, позаимствованных у прадедушек, троюродных братьев, тетушек и прочих дальних родственников. Радующие, волнующие, а порой и раздражающие, они похожи на сакральный язык, с трудом поддающийся расшифровке. "Я часто замечаю у Яны мимику бабушки, хотя девочка никогда ее знала", - удивляется Кристина. "У нас с мамой одинаковый тембр голоса - как и у маленького Станислава, хотя во всем остальном он на нас ничуть не похож", - рассказывает Алла. "Увы, вместе с внешностью дети унаследовали кошмарную медлительность моих сестер и отца!" - уверяет Александра.
"Первые месяцы Гоша был очень похож на меня. Потом на папу, потом - на прабабушку. Однажды я была шокирована сходством сына с моим троюродным братом! А недавно, разбирая старые фотографии, я обнаружила, что Гоша - копия своего дяди в том же возрасте (кстати сказать, сам дядя, мой родной брат, утверждает, что его любимый племянник больше всего похож на дедушку)..."
В отличие от внешности, мимика, жесты, интонации и манера смеяться почти не меняются. Внешне родные братья могут казаться совершенно разными, но стоит им заговорить, и их принадлежность к семейному клану становится очевидной даже для случайного свидетеля. Со временем эти характерные штрихи, из которых складывается фамильный "трейд марк", проступают все более отчетливо. И нередко благодаря им даже приемные дети кажутся точной копией старших членов своей новой семьи. Ничего удивительного! Ведь если малыша окружают любовь и забота, родители оказываются для него самым желанным объектом для подражания.
О пользе непохожести
Можно ли преуспеть на оперной сцене, будучи сестрой Марии Каллас? Едва ли. Имя сестры великой дивы, тоже певицы, никому не известно... Обычно ребенок сам подражает старшему братику или сестренке. Если дети похожи еще и внешне, их принадлежность к одному "клану" видна невооруженным взглядом на радость его взрослым представителям. Однако поощряемое старшими стремление к полному сходству мешает формированию индивидуальности. Девочка, которую в подростковом возрасте без конца сравнивали с сестрой, наверняка выберет прямо противоположный сценарий поведения - только так она сможет обрести собственное я.
|
|