Раздельное обучение остается одним из наиболее спорных вопросов современного образования. В аргументах "за" и "против" разбирались наши корреспонденты.
На сегодняшний день в России не слишком много школ с раздельным обучением. Например, мальчики и девочки в конфессиональных школах разделены - это дань традиции, связанной с религиозными убеждениями. Другие варианты - кадетские корпуса, куда берут только мальчишек, и женские училища сестер милосердия. В них разделение объясняется будущей профессией выпускников. В середине 90-х к ним добавились светские школы (гимназии, институты благородных девиц) - этакие экспериментальные площадки для внедрения оригинальных педагогических методик.
Мира - два, детство - одно
В Республике Коми школ с раздельным обучением больше 400, на Ставрополье - около 100. В Москве их пока немного и называются они экспериментальными - в силу отсутствия четкой методики преподавания.
Свою методику раздельного обучения в московской школе №760 разработали недавно. Здесь "однополых" классов всего шесть - с первого по шестой. "Сначала нужно было накопить аналитическую базу и только потом начинать этот эксперимент. Зато теперь мы получаем чистый результат", - говорит директор школы Владимир Гармаш.
- Как вы пришли к идее раздельного обучения?
- В России непростая демографическая ситуация, катастрофически сокращается численность населения. Институт семьи и брака у нас практически утрачен: из четырех браков в течение года распадаются три. Поэтому мы решили обратиться к опыту предыдущих поколений, ведь до начала XX века в России не было подобных проблем.
Мужчина и женщина - это два разных мира. У них по природе разные задачи и назначение. Предназначение мужчины - быть воином, охотником, с точки зрения сегодняшнего дня - хорошим, заботливым отцом. Предназначение женщины - быть матерью. Существующая сейчас в большинстве школ общепринятая модель образования - это усредненная схема. Смешанное обучение нивелирует у растущего человека понимание своего предназначения. Ведь раньше на Руси мужские и женские занятия никогда не перемешивались, даже игры были разными. Есть мужские игры, формирующие мужчину, есть игры, формирующие женщину, есть общие игры, формирующие их совместные действия.
- По какому принципу вы делите своих учеников?
- Как в любой "раздельной" школе, у нас есть классы мальчиков и девочек. Классы мальчиков - это классы летчиков, пограничников, моряков. Это не кадетский корпус, но все мальчишки приобщены к воинскому делу. У нас есть обряд посвящения мальчиков в богатыри Земли российской. Все первоклассники 23 февраля принимают присягу и клянутся, что девочки - их будущее счастье.
- Какие задачи вы ставили перед собой, организуя раздельное обучение с такой "идейной" подоплекой?
- Психосоматика у мальчиков и девочек очень разная. Ребенка приводят в первый класс в семь лет, к этому времени девочки в своем развитии опережают мальчиков на полтора-два года. Учитель начинает ставить в пример того, кто более успешен, то есть девочек. У мальчиков вырабатывается комплекс "неуспешности". Получается, что девочки "забивают" мальчишек изначально. Здесь исток проявляющейся позже привычки мужчины прятаться за женской спиной. Когда класс "мужской", к мальчишке гораздо проще найти индивидуальный подход, ведь все наши "бойцы" в чем-то схожи. Например, мальчишкам претит любое повторение. Мозг мальчика не воспринимает повторов и автоматически "выключается".
- В чем недостатки раздельного обучения?
- В сложности реализации идеи. Современный мир декларирует ценности, противоречащие патриархальным. Но сейчас к ним потихоньку возвращаются.
Кстати, в Америке в рамках президентской программы выделяют деньги под идею раздельного обучения - хотя раньше это было запрещено Конституцией.
Уроки врозь!
В обычной московской районной школе №1115 раздельное обучение практикуется в старших классах. Классы разделены по профилям: военно-спортивный у мальчиков и психолого-педагогический у девочек. В школе было уже семь "раздельных" выпусков. Основная идея создания необычных классов - социальная. Учителя хотят заинтересовать новой идеей детей из неблагополучного района - ослабить влияние улицы.
Мальчики занимаются в военно-патриотических клубах, ездят на раскопки. А многие девочки после школы поступают в педагогический.
Рассказывает учитель геометрии Галина Езохова: "Прежде чем приступить к реализации идеи раздельного обучения, мы обсуждали этот вопрос с родителями. И учителя, и родители идеей и результатами довольны. Раньше наши старшеклассники уделяли друг другу слишком много внимания - и не только на переменах. В раздельных классах они собраннее на уроках. В "однополом" коллективе ребятам легче отвечать у доски, они не так смущаются - мы выяснили это благодаря опросу. Девочке, если у нее заниженная самооценка, если она плохо адаптируется в коллективе, однозначно лучше в "женском" классе".
"Не скучно учиться без девочек?" - спросили мы у Саши Сергеева, выпускника этой школы. Отвечает: "С ними тяжелее учиться, учителя им внимания больше уделяют, больше хвалят. В "мужском" классе спокойнее. Чувствуешь себя равноправным и полноценным членом коллектива".
А как обстоит дело на "женской половине"? "Мы уже привыкли учиться раздельно, для нас это естественно, - рассказывают Аля и Ира, ученицы одиннадцатого класса школы №1257. - Ведь у девочек никаких комплексов нет, а у мальчиков есть. Они привыкли общаться в своем кругу, и девочки им не всегда понятны". "Конечно, в женском коллективе бывают и капризы, и конкуренция, - добавляет Аля, - но я все-таки рада, что училась в девичьем классе. Хочу стать экономистом, а в этой сфере в основном работают женщины. Я же теперь разбираюсь в разных типах женщин, знаю, как к кому лучше подойти. После "женского" класса мне в любом дамском коллективе нетрудно адаптироваться!"
Кого же проще учить - мальчиков или девочек? Розалия Чалимова, учитель физики школы №1257, уверяет, что в классе девочек адаптация преподавателя проходит быстрее, в классе мальчиков нужно больше времени: "Девочек учить легче, потому что они исполнительнее, спокойнее. Но мне интереснее учить мальчишек, ведь у меня наука особенная, "мужская". У мальчиков аналитический склад ума, они прирожденные исследователи. Кроме того, мальчишек все-таки должен учить мужчина, а девочек - женщина. Не стоит забывать и о том, что раздельное обучение - это новшество. Никакой методической и теоретической базы здесь не существует. Мы - первопроходцы. Охотно делимся опытом с преподавателями других школ, но его еще очень мало".
Действительно, методология раздельного образования в России находится в зачаточном состоянии. Но некоторая база все-таки наработана. "Я абсолютно уверен, что раздельное образование - это шаг, приближающий нас к индивидуальному, творческому воспитанию ребенка, - говорит доктор педагогических наук, психолог Виктор Гуружапов. - Поэтому методология раздельного обучения направлена на максимальную индивидуализацию образовательного процесса. Мальчики и девочки воспринимают мир по-разному. Поэтому учебный процесс должен быть выстроен в разном режиме и с разными нагрузками".
Как у них?
За границей при численном превосходстве смешанных школ существует достаточно мужских и женских школ и колледжей. Они не один десяток лет воспитывают элиту западного общества. Все эти учебные заведения частные. Среди них есть религиозные школы с весьма строгими порядками, малопривлекательными для российских школьников, зато подобные учебные заведения нередко дают очень приличное образование. Большинство "однополых" школ светские, без религиозного давления, хотя практически везде ученики посещают утреннюю службу. В Великобритании, например, существует 115 школ раздельного типа. Стоит отметить, что первые частные школы появились здесь в Средние века и были только раздельными, причем исключительно для мальчиков, назывались публичными (public schools), так как готовили будущих "людей публичной карьеры": государственных деятелей, адвокатов и т.д.
Результаты английских и американских исследований на тему, в каких школах лучше успеваемость - в смешанных или раздельных, - разнятся. Школы раздельного обучения традиционно возглавляют рейтинги (в рейтинге британских частных школ, по версии Times, первые строки занимают исключительно они), однако это вовсе не означает, что туда выстроились длинные родительские очереди.
Исследования, проведенные в США, показывают, что у мальчиков успеваемость выше в "совместных" школах, однако опрошенные девочки-американки считают, что раздельное обучение больше способствует их достижениям в учебе. Результаты британских исследований утверждают обратное: в среднем по стране мальчики отстают от девочек по успеваемости, однако в школах раздельного обучения учатся не хуже или даже лучше противоположного пола.
Известно, что в раздельных школах девочки активнее участвуют в классной работе, у них развивается более высокая самооценка, в дальнейшем они успешнее в карьере. Однако остается недоказанным, что их успеваемость по отдельным предметам в данном случае лучше! Успеваемость улучшается, скорее, вследствие более компактных учебных групп. И вообще, есть мнение, что школы раздельного обучения просто в силу своей "элитарности" получают заведомо лучших учеников. Еще одно противоречие - по поводу соревновательного духа, который возникает между мальчиками и девочками в школах совместного обучения. Одни считают это нездоровым явлением. Другие уверены: здоровая конкуренция "между полами" должна приводить к лучшим результатам.
В Британии многие полагают, что только школы раздельного обучения воспитывают настоящих леди и джентльменов. К сожалению, ими могут стать далеко не все российские дети, родители которых стремятся дать им именно такое классическое британское образование. По словам Натальи Стасенко, специалиста лондонского образовательного агентства BRIT Education & travel, большинство родителей, принимая решение отправить ребенка в британскую частную школу, вообще не задумываются о том, будет ли дитя учиться в школе совместного или раздельного обучения. Между тем для многих детей "однополая" школа может стать настоящей тюрьмой.
Ольга Маховская, сотрудник Института психологии РАН: "Раздельное обучение дает молодым людям опыт аскезы, отказа. В условиях общества тотального потребления это становится все более ценным навыком выживания. При раздельном религиозном образовании ребятам не угрожает ранний секс, беременность, наркотики. Но слабой стороной раздельного образования является его несоответствие запросам современной жизни, которая строится в стиле унисекс.
Тенденция к популяризации раздельного образования совпадает с восстановлением патриархальных норм взаимоотношений. Боюсь, что религиозные ортодоксы, национал-патриотически настроенные политики и просто "крепкие государственники" здесь совпадают в желаниях. Россия - одна из стран, где официальное признание равенства полов противоречит сексистскому, патриархальному отношению к женщине.
Мальчики и девочки действительно отличаются по своей психофизике. От так называемого гиперкинетического синдрома (рассеянность внимания, повышенная возбудимость и подвижность) страдают в основном мальчики. У них ниже мотивация к систематическому обучению, но они показывают феноменальные способности в специализированных областях. Что касается девочек - раздельное образование (и у нас, и за границей) ориентирует их на традиционную женскую роль, загоняет в рамки трех "К" (китчен, киндер, кирхен), формирует представление об ограниченных полом возможностях и желаниях. Семья - да, шоппинг - да, кухня - да. Карьера - нет. А это совершенно невыгодно современной женщине.
Главная проблема современной российской школы - то, что в школах трудятся в основном женщины. Мужчин-преподавателей только 7%. В итоге с самого начала начинает работать скрытый механизм женской солидарности между женщинами-преподавателями и девочками-отличницами. И поощряют действительно девчонок. Для замотанной женщины-преподавателя, вынужденной выдерживать повышенные нагрузки, подвижные мальчишки становятся дополнительным раздражителем. Как специалист по сравнительному образованию, уверяю: содержание российского образования сопоставимо с хорошим европейским."