Когда рождается малыш, перед молодой мамой встает множество вопросов, и один из них — как изменится ее образ жизни? Насколько менее активной и ограниченной в передвижениях ей предстоит стать? Все решают этот вопрос по-разному, и многие уже знают, что сейчас из этой проблемы есть прекрасный выход — слинги. Идеально для ребенка, удобно для мамы. А задумывались ли вы о том, сколько лет этому чудесному изобретению? Маленький ребенок создан для того, чтобы его носили на руках. Чувствовать материнское тепло, стук сердца и ее дыхание для него не менее важно, чем удовлетворение физиологических потребностей. Тысячи лет назад наши пра-пра-праматери это знали.
Но как, в чем носить малыша? Ведь нашим предкам тоже нужно было заниматься обустройством своего быта, добычей пропитания. Когда-то очень давно наши пра-пра-праматери использовали перевязь, в которой носили своих малышей. Сначала их делали из шкур убитых зверей, а затем из ткани. Жизненная сила и мудрость этой традиции подобна чуду — ведь она дошла до наших времен, несмотря на то, что ее истоки уходят глубоко корнями в толщу лет и берут начало на заре зарождения человечества.
Одно из самых древних изображений лоскутной перевязи для ношения детей относится к первому тысячелетию до нашей эры. Оно было найдено в гробнице Монтуемхата, верховного жреца бога Амона, в западной части Фив.
В то время (примерно около 720 года до н. э.) в Египте фактически правили женщины — "жены бога" (дочери фараонов). И, конечно, около слабой женщины всегда оказывался верный друг. При жене бога Нитокрис возвысился жрец Монтуемхат, ставший фактическим властелином Фив. Это в его гробнице были найдены изображения быта женщин, и в частности, интересующий нас рельеф с изображением слинга.
Средние века: от слинга к коляске
Последующие упоминания о слинге в нашем понимании этого слова приходятся на начало 13 века, преддверие эпохи Возрождения. На фресках капеллы дель Арена в Падуе (1304-1306) флорентийский художник и архитектор Джотто ди Бондоне (ок. 1266 или 1276-1337) изобразил сцены из жизни Христа и Богоматери. На некоторых из них запечатлен бегство в Египет Святого семейства.
Художник определенно учел особенности одежд того времени, и для него было очень естественным, что Мария несет младенца на себе.
В книге, посвященной средневековой миниатюре (Англия, 13 век) было найдено изображение Христофора, несшего в перевязи ребенка. (Прим: от греч. Χριστοφορος — носящий Христа) — святой мученик, почитаемый католической и православной церквями).
Как гласит легенда, великан неимоверной силы согласен был служить самому могучему земному владыке, но не мог найти достойного. Поселившись на берегу реки, на плечах переносил путников на другой берег. Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он — Христос и несёт с собой всю тяготы мира.
Изображение женщин, несущих младенца в перевязи, мы находим и позднее: в полотнах 16 века итальянских живописцов Пеллегрино Тибальди и Андреа Ансальдо.
Сохранились изображения женщин в традиционных сельских костюмах, с любовью глядящих на детей, которых они несут в перевязях. К примеру, Рембрандт запечатлел женщину с ребенком, привязанным к её спине (17в). В сельской местности для ношения детей использовались не только лоскутные перевязи — некоторая верхняя одежда предполагала конструкцию, позволяющую носить в ней ребенка легко и удобно.
Прототипы подобных перевязей и одежды можно найти в культуре практически всех народов. На Руси детей нередко носили в подоле, платках, просто перевязях или даже плетеных коробах. Помните известную фразу "принести в подоле"? В некоторых регионах (в частности, Смоленская обл.) подолом называли не только низ платья или юбки, но и особый вид передника, в котором можно было носить младенца. Ношение ребенка в подоле было обычным делом, с ним ходили в поле, в лес по грибы и ягоды. Старшие девочки часто носили младших детей на бедре.
Многие народы Африки, Азии, а также цыгане и поныне носят малышей на себе в лоскутах и платках, а, к примеру, у эскимосов есть особая одежда — амаути, парка для ношения малыша.
В ХIХ веке в высших слоях общества складывается особая идеология воспитания, пропагандирующая дистанцию и отчужденность в отношениях родителей и детей с целью не избаловать ребенка и подготовить его к тяготам жизни. Некоторую роль в этом сыграло появление колясок. В 1840 г. для английской королевы Виктории была создана коляска, и теперь королева могла сама гулять с ребенком, без необходимости нести ребенка на руках — работы, достойной кормилицы. Мода на коляски стала активно распространяться. Женщинам захотелось быть "не хуже, чем королева". Отсутствие необходимости заботиться о ребенке стало признаком состоятельной и благополучной семьи, количество прислуги которой позволяет растить ребенка. Таким образом, няньки с детскими колясками заполнили улицы и парки городов, где строительство дорог и улиц шло быстрее, чем в сельской местности. И детская коляска стала признаком огромного расстояния, разделявшего ребенка и мать высших сословий.
Примерно тогда же появилась мода на отдельные кроватки и отдельные спальни для малышей. Бурное развитие промышленности привело к появлению красивых спален, кроватей, и наличие отдельной спальни для ребенка стало символом высокого благосостояния семьи.
Слингоношение в цивилизованных странах было практически забыто, и если слинги где-то и использовались, то, видимо, в каких-то сельских глубинках, а также в малоцивилизанных странах и различных племенах и народностях, ведущих приближенный к естественной природе стиль жизни.
Возрождение слингоношения в цивилизованных странах
Возрождение традиции носить детей в перевязях началось во второй половине ХХ века. Его первоистоки, видимо, следует искать в растущем интересе к социальному быту малоцивилизованных племен и народностей Африки, Тибета и др. Появились сравнительные исследования различных параметров развития детей, живущих в условиях цивилизации и в условиях, приближенных к естественной природе.
В 1956г. француженка Марсель Же Бер проводила исследования в Уганде и получила неожиданные результаты. Оказалось, что по уровню психического и физического развития маленькие африканцы из бедных семей в первые годы жизни намного обгоняют европейских детей (позже маленькие европейцы догоняют их благодаря достижениям цивилизации). И чем младше был ребенок, тем больше разрыв в показателях. Как выяснилось, причиной этого явления стала разница в стиле воспитания ребенка европейской и африканской мамой. Мама-африканка не держит малыша в кроватке, не возит в коляске и не сажает в манеж. С рождения малыш находится на спине у мамы, привязанный к ней платком или куском материи. Ребенок познает мир, видя то, что видит мать, постоянно слыша ее голос, он участвует в ее жизни, засыпает и просыпается вместе с ней. Благодаря близости к маме малыш более спокоен и получает богатый материал для развития всех органов чувств, что приводит к ускорению темпов психического и физического развития.
Чуть позднее американские педиатры, родители восьмерых детей, Уильям и Марта Серз присутствовали на конференции с участием родителей из многих стран мира, где они побеседовали с двумя женщинами из Замбии, носивших своих детей на лямках, предусмотренных национальной одеждой. Серзы заинтересовались, почему в Замбии принято большую часть дня носить детей с собой? Одна женщина ответила: "Это облегчает жизнь матери". А другая добавила: "И для ребенка так лучше". В 1985 году Серзы начали исследование, стремясь обосновать положительные эффекты, связанные с ношением ребенка.
У. и М. Серз: "Перепробовав множество способов ношения детей и приспособлений для этого, нагуляв много миль со своими собственными детьми и наблюдая за другими родителями, мы поняли, почему в западных странах у матерей не принято носить на себе детей: просто им неудобно пользоваться имеющимися приспособлениями. У других же народов детей носят, применяя длинный лоскут, конец которого в виде лямки перебрасывают через плечо. Такой лоскут выглядит как часть национального одеяния, а часто и является таковым. "В результате нескольких лет изучения разных конструкций и всевозможных приспособлений, поддерживающих ребенка Серзы пришли к мнению, что слинг именно такой конструкции наиболее удобен и прост в обращении.
Несколько лет назад в США традиция носить малышей в перевязи удостоилась особой чести: она вошла в "золотой запас" Америки в буквальном смысле этот слова. Речь идет о так называемом "золотом долларе США", на котором изображена Сакагавеа (Sacagawea) — индейская женщина из племени шошонов, которая, неся собственного сына-младенца на спине, прошла тысячи миль с первой трансамериканской экспедицией Льюиса и Кларка (1804-1806е года) от Западного до Восточного побережья Северной Америки и обратно.
Сакагавеа оказалась очень полезной экспедиции. Ее сила духа перед лицом опасностей и лишений позже стала легендарной. Присутствие индейской женщины и ребенка в экспедиции помогало улучшить отношение к отряду со стороны индейских племен и Кларк, один из руководителей экспедиции, нередко говорил, что "женщина в отряде мужчин — символ мира".
История детской перевязи Didymos (Германия) начинается в 1971 году с двух близнецов — Лайзы и Тины (didymos — "близнецы" в переводе с греческого). Эрика Хоффман, создатель всемирно известной слинго-марки Дидимос, и мама близнецов, в один прекрасный день устала от горы невыполненной работы по дому, и решилась привязать к себе своих малышей, как это всегда делали женщины в других частях света в течение уже многих столетий. Ее давно захватывали истории о матерях из дальних стран, легко выполнявших свою повседневную работу, примотав к себе ребёнка. У Эрики была перевязь из Центральной Америки, но поскольку она казалась ей слишком экзотичной, она поначалу прятала её в комод. Тем не менее эффект превзошел все ее ожидания, она стала успевать и сделать дела по дому, и пообщаться с детьми. Эрика разработала фирменную модель слинга-шарфа, который получил название Дидимос. Сейчас шарфы "Дидимос" по праву называют "роллс-ройс среди слингов". Они сделаны из специальной жаккардовой ткани, которую сам "Дидимос" и ткет.
В разных странах мира многие мамы, психологи и врачи начали использовать и рекомендовать ношение детей в лоскутных перевязях, организовывать производства различных видов перевязей для ношения ребенка. Вошло в обиход слово "слинг", которое произошло от англ. to sling — вешать через плечо и стало обозначать "перевязь, используемая для переноски ребёнка".
Слинги в России
Еще 9 лет назад в России была совершенно иная ситуация со слингами, и даже мам с кенгурушками все прохожие провожали удивленными взглядами и комментариями. О слингах тогда еще никто ничего не знал, разве что только с англоязычных сайтов и через знакомых из-за границы. Толчок к развитию слингоношения в России дало активное распространение идей о естественном/сознательном родительстве.
Один из самых первых слингов в России появился в родительской школе "Драгоценность" (Москва) у директора школы — Постновой Юлии. Этот слинг был подарен Юле из-за границы и передавался от мамочки к мамочке по наследству. Так получилось, что на занятия в "Драгоценность" сначала в период беременности, а потом со своей дочкой, ходила Попова Елена — впоследствии первый производитель слингов в России (слинги "Баюшка"). Именно там она впервые и увидела слинг.
Елена: "Меня тогда очень поразила простота и удобство слинга одновременно. Я сшила по памяти слинг в подарок своей сестре, а потом меня попросили шить слинги для "Драгоценности". При всей простоте конструкции, запомнила я ее весьма приблизительно, поэтому в процессе шитья родилась фактически своя конструкция на заданную тему. С тех пор она сильно изменилась и потихоньку совершенствуется, благодаря нашему уже многолетнему опыту и советам мам, которые слингами пользуются".
Так "Баюшка" стала первым российским производителем слингов на кольцах. Примерно в то же время в России появилась чудесная книга Уильяма и Марты Серз "Ваш ребенок от 0 до 2-х лет". Сайт "Баюшки" и книга Серзов на тот момент были единственной русскоязычной информацией про слинг.
Многие матери, узнав о таком способе ношения детей, были полны сомнений: "А это удобно? А я такого нигде не видела! А там же ребенок скрючен?! А как на меня люди посмотрят?" Однако, попробовав, сомнения рассеивались, ведь чувство свободы и комфорта для мамы и малыша открывало совершенно новые горизонты в их совместной жизни.
Eлена: "Сначала шила слинги я сама, потом одна надомная швея, потом две, потом три. Сейчас шьем в ателье под городом Владимиром, очень прекрасное, спокойное место. А обстановка, в которой вещь изготавливается, конечно, влияет на ощущение от вещи. А дети, они же чувствительные! И это хорошо. У нас стали появляться представители в разных городах России. Я заметила, что в больших городах новый способ ношения воспринимался быстрее и более охотно. Удобно маме — значит хорошо, я буду пользоваться. В маленьких городах, как ни удивительно, было больше сомнений и мамы больше стеснялись носить ребенка таким необычным способом".
Распространение слингов подхватили ребята из Димитровграда. Сначала они взялись распространять "Баюшки", но поняли, что выгоднее организовать свое производство, и так и поступили. Так появилась "Берегиня".
В республиках СНГ также стали открываться самостоятельные производства, т.к. пересылать слинги и деньги через границу было долго, дорого и неудобно. По подсказке Елены ее подруга стала делать слинги "Макошь" в Киеве на Украине, открылись производства в Белоруссии и Молдавии.
В 2004 году появились питерские слинги Velina. Диана (основатель) — "модница", ее не устраивали слинги, которые были на рынке, и она стала шить красивые и стильные слинги, а также слинги к вечерним платьям.
В 2004 году летом была основана "Оранжевая Мама". Cначала она занималась распространением "Берегинь" в Зеленограде и Москве, а в октябре 2004 года была закуплена первая партия "Баюшек" на продажу.
Марианна, основатель "Оранжевой мамы": "Я очень уважаю книгу Ледлофф, и много бывала на форуме ледлоффцев, в основном там общаются американки. Они часто писали про слинги-шарфы, и я поняла, что это очень удобно и надо тоже такие делать. Так, зимой 2005 года в России появились первые слинги-шарфы. Тогда же, в декабре 2004-январе 2005 года начался импорт Дидимосов в Россию. Это сделала Оксана Морару. Так что российское шарфопользование началось с Дидимоса и Омамы, и мы так и продолжаем дружить".
Первыми покупательницами стали рожановские мамочки, там же общались Марианна и Оксана, обсуждали и делились способами ношения. В июле 2005года слинги-шарфы появились в Питере. Впервые на российском рынке "Юджи" представила бязевые и флисовые модели. А затем слинги-шарфы стали завоевывать все больше симпатий и начали появляться и в других городах России.
Идея футболок для кормящих мам возникла у Оксаны Морару, и она предложила "Оранжевой маме" их шить. Первая партия вышла осенью 2005 года. В 2006 году появились "Мамины Секреты", а потом и все остальные.
Так постепенно информация стала распространяться, стало появляться все больше сайтов о слингах, производителей, и сейчас мы уже видим огромное разнообразие слингов: слинги-шарфы, и май-слинги, и слинг-труба, слинги с бортиками и без. Теперь их сравнивают, выбирают: какой вид слинга в каком возрасте и для чего удобнее.
Статья предоставлена сайтом для будущих и настоящих мамочек — "Мама.Томск.Ру"