У меня их двое. Мальчик и... мальчик. Сереже 3 года и 4 мес., а малышу Андрюшоне - 1,5. Разница между детьми - год и 11 месяцев. Так уж получилось в моей жизни, что, откормив первого ребенка до года грудью, через пару месяцев я забеременела второй раз. Беременность была незапланированная, но решение на семейном совете было принято в одночасье - кормим одного, прокормим и двоих.
Честно сказать, в моей душе была буря сомнений - квартиры нет, здоровье не ахти (еще не оправилась после первых родов), карьера - псу под хвост и т.д. У мужа сомнений не было: "Только вот абортов нам не хватало! Ребенка убьешь, как потом спать будешь?" Сон - актуально. Спать хочу спокойно и не мучиться кошмарами, их и так хватает в моей жизни. Долго думать не пришлось - пошла вставать на учет в поликлинику.
Вторая беременность далась мне не так легко. Во-первых, ослабленный организм, во-вторых, на последних месяцах беременности все еще поднимала Сережку на руки: то из кроватки помочь вылезти, то через дорогу перенести, то заплачет малыш, пожалеть. Когда пришла к врачу с жалобой, что нехорошо живот тянет, наверное, из-за того, что часто ребенка поднимаю, она на меня глаза вытаращила: "Ты вот этого ребенка видишь, а о том, который в животе, не думаешь!"
Ругай, не ругай, а мне деваться было некуда. Конечно, придумывали все, что могли: выпилили несколько планок у кроватки, чтобы Сережик мог сам вылезать, просила людей посторонних ребенка через дорогу перенести и т.д. Спас нас сад. Отдала я в ясли Сережу в 1 год и 7 мес. Пошел с удовольствием. Там детки, игрушки. Не обошлось без соплей, но не мой первый, не мой последний, стали закаляться, тоже определенный плюс.
История повторялась: я беременная, с банкой соленых огурцов встречаю Новый 2003 год. Мама так же плакала от счастья, муж дарил цветы, только мое настроение невозможно было описать существующими в русском языке словами.
Пройдя муки бесплодного ада, я родила в 2002 году Сережу. Это был подарок судьбы! Забеременев второй раз, я долго не могла представить, как я смогу разделить свою любовь между детьми.
Врач была права - этого ребенка я видела и любила, и все еще не могла привыкнуть к незапланированной "жизни во мне". Ощущение счастья было каким-то смутным, неопределенным. Но шли дни, месяцы... Вот малыш первый раз толкнул меня: мама, у меня все хорошо! Муж с умилением рассматривал фотографии, сделанные после ультразвукового обследования. Сережа укладывался рядом и, положив голову на живот, ждал, когда малыш скажет ему, когда они смогут вместе играть в машины. Под таким напором я отступила. Мой родной, мой маленький человечек стал таким необходимым, таким желанным.
Родила я 12 июля. Моя сестра Анна пожертвовала своим отпуском и предложила отвести Сережу за неделю до родов к маме в Краснодарский край. Перед моими глазами всю дорогу в аэропорт плыли жуткие картины: мама не сможет уложить его спать, ведь мой сын так плохо засыпает, она неправильно будет его кормить, а ведь у него слабый желудок, его укусит соседская собака, если он будет ее дразнить, он будет скучать и заболеет...
Я чувствовала себя мачехой, отправляющей своего пока еще единственного ребенка за тысячи километров только потому, что не могу, беременная, полноценно за ним ухаживать. Я рыдала, стоя у окна комнаты ожидания, а Сережа, взяв Анну под ручку, спокойно шагал к самолету, не оборачиваясь, ничуть не жалея о том, что уезжает из дома.
И когда я каждый вечер висела на телефонном проводе: "Ну, как он?", "Как он кушает?", "Как он спит?", мой сын подружился с соседской собакой и даже не хотел разговаривать, ограничивался лишь словами: "Мам, привет, я усёл (ушел) гулять". Он прекрасно питался, нагулявшись целый день на свежем воздухе, спал всю ночь беспробудным сном и вообще чувствовал себя (в отличие от меня) превосходно.
И вот мы дома. Все. Первые месяцы, укладывая детей спать, я рыдала на кухне о своей нелегкой женской доле. Когда я после родов пришла на работу и сообщила начальнику, что у меня родился еще один сын, он сочувственно спросил: "Тяжело, наверное, с двумя малышами?". На мой утвердительный ответ утешил: "Ничего, это первые 18 лет тяжело, потом привыкнешь".
Сидела на кухне, считала, сколько мне будет через 18 лет. Оказалось, что "привыкать" мне придется до 47 (округлила до 50, с учетом того, что, может, начальник ошибся). А ведь у меня их только двое, а как же те, у кого трое или четверо? А как же те, у кого дети-погодки? Успокоилась на том, что все со временем "устаканится".
И точно, жизнь потихоньку вошла в свою колею. Кормила младшего и одновременно рассказывала старшему сказку, готовила кашу, пока младший спит, а старший пересыпает гречку из одного стакана в другой, ставила рекорды по скорости уборки, стирки и готовки. Научилась терпению, быстроте реакции, выработала острый слух и 100%-ное зрение, а еще я успеваю работать "на дому" (нужны же моим кавалерам новые модные вещи!). Короче, что не делается, все к лучшему, и 18 лет - не так уж и много.
Тяжело ли мне сейчас? И да, и нет. Да - когда дети болеют. Вирусы в нашей семье распространяются со скоростью звука (или чиха). Пришел Сережа из сада вечером с соплями - утром жди, младший заболеет 100%. И к гадалке ходить не надо, все знаю наперёд. Приспособилась Афлубином поить - это моя Скорая помощь. Если не успела - все, караул.
Конъюнктивит в прошлом феврале мы лечили долго и упорно. Вылечились только тогда, когда развезли детей. Старшего забрала свекровь, а мы с младшим дома куковали, да в глазки капали. Еще на фоне конъюнктивита какая-то аденовирусная инфекция, и опять у обоих.
Да, тяжело - когда мы не спали ночами. Проснулся один, просыпается и другой. Растаскиваем детей по комнатам, укачиваем одного, успокаиваем другого. Подключается бабушка - кому воды, кого на горшок, а папе вставать в 6.30. Если уж один заплакал, то второй гарантировано тоже в рев. До года Андрюшона спал по три, а потом по два раза в день.
Тяжело, когда у детей разный режим. Сережа все норовил посмотреть, спит ли малыш, и будил его. Сейчас спят в одно время 2-2,5 часа. Стало легче.
Да - совершенно нет личного времени. Оно все занято детьми. Если одного ребенка еще можно пристроить к родственникам на часок-другой, то двоих - это уже проблема. Но в любом случае в месяц раза два мы выбираемся "в люди". Радуемся каждой минуте свободы и, соскучившись, возвращаемся к нашей шумной неугомонной малышне. Уставшие родственники расходятся по домам, а мы приступаем к самому ответственному времени суток - вечеру. Убираем игрушки, купаем, поим молоком, читаем сказки и укладываемся спать.
Нет, не тяжело - когда дети сейчас уже могут вдвоем играть. Вот тебе и раннее развитие налицо. Сереже даю фотоаппарат, а он Андрюшона фотографирует - оба пищат, хохочут. Или Сережа Андрею книги читает, а тот тычет пальцами в картинки, и что-то лепечет на своем тарабарском языке.
Утром из кухни доносятся веселые детские голоса: "Мам, я Андрюшку кашей кормлю, давай добавки!" На кухне - веселье: оба в каше, один ложкой пытается накормить другого, другой ест, как может, а может преимущественно руками. Добавкой кормлю сама. Вытираю, мою стол и стулья. Дети сыты, мама довольна.
Сережа собирает конструктор - Андрюша следом разбирает. Поругаются - помирятся. Дерутся? Нет! Это строго запрещено. Сережа чувствует ответственность за младшего брата. Дети учатся общаться, решать проблемы и регулировать конфликты, находят компромиссы: "Мам, я Андрюшке желтенькую машинку дал, а себе взял красненькую..." Младший плачет - старший его успокаивает: "Ну, не плачь, я тебе дам с Ауди поиграть".
Ссоры из-за игрушек крайне редки, только мы, взрослые, соблюдаем неукоснительное правило: покупать детям одинаковые машины и в двойном экземпляре. С новой машиной играть хотят оба и пока решат, кому какая нужна, могут поссориться.
Коллективизация в своем положительном ракурсе. Старший на кухне газ задувает, а младший скручивает барашки с плиты. Веселье полное. Поэтому вход на кухню у нас забаррикадирован. Детям разрешено посещение кухни только со взрослыми.
Был в нашей семье на повестке дня вопрос о няне. Как был, так и сплыл. Единогласно решили на сэкономленные "на няне" деньги купить малышне спортивный центр.
Отец по полной программе вовлечен в воспитание маленьких мужчин. Днем - виртуально по телефону, слышу только: "Пап, мама меня заставляет игрушки убирать!" Пятиминутный разговор, и Сережа, пыхтя, собирает конструктор, расставляет машинки по полкам.
Вечером, звонок в дверь - папа пришел! Маленькие обезьянки цепляются за штанины: "Пап, я гараж для КамАЗа построил, а еще мы с мамой грибы лепили, а Андрюшка один чуть не съел!" Андрюшка тем временем размазывает йогурт по новым папиным брюкам.
Конечно, есть у меня и помощница - моя бабушка. По крайней мере, можно выбежать в магазин или съездить в библиотеку. Если помощницы нет, то ходить с двумя маленькими детьми в общественных местах - тут определенная сноровка нужна. Договариваюсь со старшим ребенком, что он мало того, что должен хорошо вести себя, но и смотреть за младшим. Приходится "откупаться" мармеладками или пряниками. Зато в магазине полная идиллия. Продавцы с умилением смотрят на моих деток, семенящих за мной и спокойно ждущих в очереди.
Многие планируют маленькую разницу в возрасте - в этом, несомненно, много плюсов: экономический фактор (меньше тратишь денег на одежду, потому как младший донашивает за старшим, особенно если дети одного пола), психологический (детки хорошо развиваются в хоть маленьком, но все же коллективе). Но если "так получилось", знайте, своя ноша не тянет, и все проблемы решаемые, было бы желание и позитивное отношение к жизни. Ведь нет ничего радостней утра, начинающегося с веселого детского щебета:
- С добрым утром, мамочка!
- С добрым утром, мои любимые!
Милая мама