Нарижная Татьяна, sleepy@aha.ru
(личный опыт)
Дети не вдруг, не в один счастливый день становятся самостоятельными. Нередко бывает, что человеку 20 - 25 лет, а он, извините, за мамкину юбку держится. Очень хочется поделиться своими методами социального воспитания детей.
Я сама росла в семье, где поговорить с ребёнком считалось не необходимостью, а первейшей душевной потребностью. Ничто не заменит открытый душевный разговор. Дети очень тонко чувствуют грань, отделяющую совет от поучения, искренний интерес от шаблонного " как дела?". Я со своими малышами осмысленно разговаривать начала с момента, когда они меня первый раз увидели. Впрочем, не совсем так. Первенец мой немного обделён оказался. Я пока освоилась с новой для меня ролью мамочки, много чего упустила. Потом пыталась наверстать, но даже сейчас, 14 лет спустя, чувствую - то, что было упущено в самом начале, уже не вернуть. Но об этом отдельный разговор.
Малыш, первый раз почувствовав рядом маму, должен услышать её ласковый полный любви голос. Он крепко должен связать воедино положительные эмоции от тепла, вкусного тёплого молочка и маминого голоса. Только тогда он на всю жизнь запомнит, что этот голос вреда ему не желает. Я так поступала - кормлю и разговариваю, пеленаю и разговариваю, пелёнки-распашёнки глажу и рассказываю ему, крошечке, рядом лежащему, чем мы с ним, любимым, дальше заниматься будем. В два-три месяца жизни они у меня знали все предметы в доме, не говоря обо всех людях, которые их окружали. Узнавали, улыбались. Как только мой старший задал своё первое требовательное "Почему?" (это случилось в 2 года и 6 месяцев), начался новый период отсчёта. Не просто показать, а обязательно разъяснить, иначе "почемучки" следовали непрерывным потоком. О том, как рано мы декламировали всего Чуковского наизусть, и как в 2 года 10 месяцев читать стали, - я отдельно когда-нибудь расскажу. Сейчас не буду отклоняться от темы.
Долгие разговоры на прогулках велись на самые различные темы. Детишки, как мягкая губка, впитывают всё без исключения. Очень важно только никогда не противоречить самой себе. Чтобы всё, вкладываемое нами в светлые детские головки, ложилось стройными рядами и не перепутывалось. Первый же каприз ребёнка должен пресечься жёстко и категорически. Нужно твёрдо стоять на позициях, чего нельзя делать никогда. Чуть слабинку дашь один раз, ребёнок будет раз за разом бить в цель. Я горжусь тем, что никогда не произошло с моими мальчиками "принародной" истерики по поводу не купленной игрушки. Честно говоря, терпеть не могу, когда ребёнок в магазине на пол бросается с дикими воплями, а мама беспомощно стоит рядом. Цену денег мои дети узнавали очень рано. В магазине я не просто отказывалась купить что-то по их просьбе (конечно, рассматриваются случаи, когда действительно не стоило покупку делать), а очень серьёзно открывала кошелёк и показывала двухлетнему сыну: вот это все наши денежки, а нам нужно купить ещё хлебушек, молочко ..., а то папа придёт с работы голодный и неудобно получится, если мы с тобой его не накормим. Сын моментально проникался проблемой. В 4 - 5 лет я от них часто слышала фразу, начинающуюся словами: "Мамочка, 5 рублей - это много?". Особенно младший любил так дипломатично подъехать. Я понимала, что сын уже увидел что-то, сильно его заинтересовавшее, посмотрел на цену, но ещё не справляется с задачей - разорит меня эта покупка или нет? останутся после этой покупки денежки на обед или нет? Так постепенно для них формировалась область вещей первой необходимости, и одновременно они уясняли для себя ценность определённого количества денег.
Никогда в нашей семье не были в почёте "лёгкие деньги". Дети с младенчества видели, что все вокруг них работают, чтобы получить зарплату, на которую потом живут. Ни о каких наследствах и кладах никто не мечтал, и их не приучали мечтать. У них очень рано стали развиваться мысли о применении собственного труда. Поощрялось это достаточно просто: летом поработали у бабушки на огороде, осенью им делалась какая-нибудь запоминающаяся покупка, объясняющаяся так - у бабушки, благодаря вам, вырос большой урожай, она немного продала на рынке, появились деньги, которые без вас она никогда бы не получила. Деньги за сданные бутылки тоже считались ими заработанные. Тратили они их с умом. Мне даже не приходилось подсказывать никогда, или это было столь незначительно, что не запомнилось. Заработанная копеечка становилась для них такой ценностью, что просто так расстаться с ней было тяжело. Большим счастьем для них было сделать мне подарок на день рождения, на Новый Год, на 8 Марта, используя только свои деньги. Они светились все изнутри, а обо мне и говорить нечего - просто слёзы наворачивались на глаза.
Сейчас моим мальчуганам 11 и 14 лет. Они выросли достаточно для того, чтобы заняться чем-то серьёзным. Долго советовались они со мной и между собой - где бы получше применить свои силы и знания. Были рассмотрены и по разным причинам отвергнуты: расклейка объявлений, разнос рекламных буклетов по почтовым ящикам, распространение газет и популярных еженедельников типа "7 дней". Остановились мы на распространении упаковочных материалов. С помощью справочника "Товары и цены" нашли они фирмы, отпускающие оптом небольшими партиями пакеты. Мне со стороны было ужасно интересно и немного смешно наблюдать, как мой младшенький серьёзным голосом вёл переговоры по телефону о размерах оптовых партий, цене закупки, моделях пакетов и их различиях. У него это лучше получается, чем у старшего. Зато старший сын замечательно ориентируется на местности и всегда без проблем находит месторасположение фирмы. В первый и единственный раз я съездила с ними сама, ссудила, естественно, денег под первую закупку товара, а дальше они справлялись, и до сих пор справляются, без меня. Распространяют они пакеты на вещевых рынках и радио рынках. Их покупатели - продавцы товара. Покупают сразу по 100-200 штук, то есть тоже оптом, по одному пакетику мальчикам не приходится продавать - это привилегия бабушек у метро. Через месяц сыновья вернули мне заём. Прошло 9 месяцев. У них накопилось 100$ помимо оборотных средств. Они сами покупают себе новые CD-диски и прочие личные мелочи. Копят на свой собственный компьютер - этого нам на всех не хватает, чуть ли не в очередь записываемся.
Не могу умолчать и о том, что иногда я применяю систему штрафов. Старший сын ухитрился за прошедший учебный год порвать две школьные сумки (даже не за год, а до апреля). Я ему предложила следующую сумку купить из собственных денег. Он сходил сам купил и с удовольствием ей пользуется даже летом для перевозки пакетов.
Пока целая. Наверное, жалко рвать. Младший аналогично был наказан за сломанный душ в ванной комнате. Сам сломал - сам купил.
Вот такой у нас опыт адаптации детей в нашем нелёгком мире. Я рада, что у них нет времени на перекуры в подъездах, на тусовки с воинственно настроенными ровесниками и пр. Полностью занятый день и осознание собственной полезности чрезвычайно важно для наших подрастающих детей.
Доставку ЧУЖИХ продуктов из магазина (да кто его туда пустит) :)))
Нет, ну можно и своих :)). Но вообще-то кругом знакомые, соседи... Они, конечно, чужие, но не до такой степени. А что такого, что без хозяев? Что, каждый ребенок воришка? Ваши соседи бояться впустить в дом Ваших детей? У меня все соседи разные, есть психи, а есть и не очень :)) Конечно, часть договоренностей идет через родителей, но даже почту вынимать из ящика, пока хозяин в командировке - уже дело и слава о детях, которым можно это поручить, быстро разносится.
Интересно, наверное Вы имеете в виду какие-то другие вернисажи - в Москве есть несколько тусовочных мест, где не надо особенно спрашивать разрешения - либо платишь за место, либо так стоишь. И почему непременно картин? Я керамику продавала.
Знаете, возможность или невозможность для ребенка найти работу во многом определяется фантазией родителей. И если родители сразу говорят "невозможно и то, и это", то у ребенка спектр возможностей сужается до рынка. Но если родители что-то предпринимают, чтобы помочь ребенку, то и результаты налицо. И в этой помощи плохого ничего нет, ведь и большинство взрослых ищет работу "по знакомству". И вообще нормально помогать ребенку в начале нового пути.
Ну, не знаю, про десятилетних детей вопрос все же сложный, не спорю. А вообще, мне Ваше высказывание напомнила стоны вечных безработных. Оказывается работу найти так трудно, так трудно, а если с начальником не спишь, то выгонят. Не знаю, наверное мне в жизни очень везет пока ...
2000-12-12, Яся
Доставку ЧУЖИХ продуктов из магазина (да кто его туда пустит) :)))
Нет, ну можно и своих :)). Но вообще-то кругом знакомые, соседи... Они, конечно, чужие, но не до такой степени. А что такого, что без хозяев? Что, каждый ребенок воришка? Ваши соседи бояться впустить в дом Ваших детей? У меня все соседи разные, есть психи, а есть и не очень :)) Конечно, часть договоренностей идет через родителей, но даже почту вынимать из ящика, пока хозяин в командировке - уже дело и слава о детях, которым можно это поручить, быстро разносится.
Интересно, наверное Вы имеете в виду какие-то другие вернисажи - в Москве есть несколько тусовочных мест, где не надо особенно спрашивать разрешения - либо платишь за место, либо так стоишь. И почему непременно картин? Я керамику продавала.
Знаете, возможность или невозможность для ребенка найти работу во многом определяется фантазией родителей. И если родители сразу говорят "невозможно и то, и это", то у ребенка спектр возможностей сужается до рынка. Но если родители что-то предпринимают, чтобы помочь ребенку, то и результаты налицо. И в этой помощи плохого ничего нет, ведь и большинство взрослых ищет работу "по знакомству". И вообще нормально помогать ребенку в начале нового пути.
Ну, не знаю, про десятилетних детей вопрос все же сложный, не спорю. А вообще, мне Ваше высказывание напомнила стоны вечных безработных. Оказывается работу найти так трудно, так трудно, а если с начальником не спишь, то выгонят. Не знаю, наверное мне в жизни очень везет пока ...
2000-12-12, Яся
Очень приятно :)). Я, правда, тоже вспомнила, мы ж в 14-15 лет ездили в трудовые лагеря от школы. Просто деньги в этом процессе были несколько вторичны, важней был сам процесс, поэтому и не запомнилось как заработок.
Я согласна с тем, что если дети очень хотят зарабатывать, то им это должно быть позволено. Но вот работу маляром - понимаю (хотя это тоже крайне вредно, краски и т.д., но на короткий срок - ничего), картошку копать - да. А предложенный способ - немного за гранью, просто я не могу это правильно сформулировать..
Вот, придумала: труд в себе содержит награду, в виде его результатов. И тем самым облагораживает человека. Вызывает уважение человек, выполняющи свое дело с душой, красиво. Не только ради денег, но и так, чтобы тому, кто пользуется результатами его труда, было приятно. Вот торговля лишена этой прелести, за исключением тех случаев, тогда человек продает то, в чем хорошо разбирается, что любит, чем интересуется. Или когда продает так, что покупателю приятно.
Вообще, если исходить из того, что ребенок взрослея проходит все стадии развития человечества, то торговля в чистом виде появилась позже собирательства, ремесленечества и т.д. и было бы логичней сначала пройти предыдущие стадии. Просто для гармоничного развития ребенка.
И вообще я не "наезжаю" ни на кого лично, но вот заметьте, Ваш муж именно помогал отцу :)).
Интересно, что у нас с Вами совершенно противоположный опыт в плане знакомых. В чередной раз убеждаюсь, что мир удивительно разнообразен :))
2000-12-13, Яся
Не люблю я этого: "копеечка", "денежки"... Рублики и долларишки :)) Дети и деньги - всегда спорное и опасное сочетание. В 11 лет продавать пакеты на рынке, а маме дарить подарки на заработанные этим деньги? Ну, не знаю, мне ближе подарки в виде самоделок, желательно полезных, но сейчас это не модно, в стране очевидно выгоднее торговать, чем производить. И вот уже и малышам предлагается торгануть, а не научиться чему-то, что сможет принести доход. Я не уверена, что продавай они оригинально выжженые доски или лопатки для тефлоновой посуды или вырезанные из дерева фигурки, они бы заработали меньше. Но это был бы другой заработок - это с душой. И самооценку поднимает тем, что можешь что-то нужное людям сделать. А так...
Меня больше волнует не система штрафов, принятая в этой семье (очевидно, что при таком отношении к деньгам она и должна быть, можно и не упоминать), а то, кем эти ребята хотят стать, какими книгами увлечены, кто их друзья.
Как-то убого это. Хотя, с чем сравнивать. Мама статьи пишет на компьютере, а дети по рынкам мечутся, чтобы пакеты продать... Среди туберкулезных больных, среди продавцов всякого (не секрет, ЧТО продают на рынках)... Привыкают, значить, к контингенту. В народ ходют. От воинственно настроенных сверстников к добрейшим интеллектуалам, приверженцам здорового образа жизни и отцам русской демократии - рыночным торговцам. Что ж, у всех свои взгляды на то, в какой среде лучше расти ребенку.
Я ж так поняла, дети этим занимаются ежедневно?
2000-12-08, Яся
Надя, ну какому процессу они радуются? В какой момент их труд сам по себе дает награду? Они вращаются в интересном круге, или они продают самые лучшие пакеты и у них гордость за марку? В чем прикол, я просто не понимаю.
Самостоятельность ведь это не только деньги, правда? Не эквивалентна самостоятельность заработку, как ни крути. Даже если в 12 лет моя дочь будет зарабатывать больше меня, меня это не убедит в том, что она стала абсолютно самостоятельной. Малявки, которые зарабатывают, работая моделями, бешеные деньги - они самостоятельны? Если за съемки новорожденного заплатили кучку денег, ему можно дальше жить, как он считает нужным, или все же родителей придется еще несколько лет послушаться? Спорно все это.
Просто я не чувствую, что родители все это затеяли в поддержку детей, а не во имя каких-то своих идей.Ведь благодаря системе штрафов дети не имеют возможности отступить, отказаться от работы, чем расплачиваться-то будут?
В этом вопросе трудно быть "за" или "против". Я не против того, чтобы чьи-то дети зарабатывали таким образом, я против того, чтобы это было примером моим детям:)). И я не хочу перенимать этот опыт. Потому что не понимаю ни цели, ни методы.
Надя, вот Ваш ребенок работает, а Вы его штрафуете? А если он не сможет работать (напряженная учеба, например, или решил заняться чем-то другим), Вы как собираетесь налаживать систему штрафов? Просто интересно, неужели это единственно возможный путь - то, что в статье?
2000-12-14, Яся
Нерепрезантивна ,конечно. Хотела сказать по-умному, получилось как всегда.
А что касается Выготского и Маслоу, то извините, мы в глухой и тупой провинции живем, к нам таких книжек не привозят, то что есть в Инете, я прочитала, не нашла про 100 выдающихсяч людей, написано было про знакомых и современников Маслоу и 18 выдающихся и не очень людей.
Про социум и так далее: Яся правильно заметила - наличие системы штрафов как-то не очень позволяет верить в удовольствие о самостоятельности, особенно у старшего. А то, что подростки работают на рынке, а не общаются с друзьями заставляет задуматься о том, что своего социума они тоже не знают: не тех воинственных, не тех болтающихся, а ведь это не менее важный социум, накопление опыта общения со сверстниками.
Ранний труд и исполнители - не здесь стоит знак равенства - это вы приравняли, разговор шел о качестве труда, если младший учится посредничеству , умению договариватся, торговаться, то старший чему - впаривать пакеты, узнавать тайны ремесла?
Вы всерьез полагаете, что он получает удовольствие от процесса продажи пакетов?
Интересно, а кто уважает за работу? Тот социум, который так важен для психического развития, уважает за работу или за заработанные деньги? То есть стоящие на рынке на полном серьезе уважают за честную работу, или за количество заработанных денег?
Да, и еще, можно поподробнее про тупик, очень интересно?
2000-12-14, Шин
Путей зарабатывания денег достаточно, я частенько бываю на Вернисаже в Измайлово и вижу, какие вещички делаются детскими руками. На мой взгляд прикладное творчество самое лучшее средство для зарабатывания денег, в плане не их количества, а развитию навыков, отношения к труду и всех социальных мотиваций.
Другое дело, что для этого мало дать денег и позвонить по справочнику, надо потратить существенно больше времени и сил, а вот на это готов совсем не каждый! Но, ИМХО, если взялся показать как тяжело зарабатываются деньги и трудоустраивать ребёнка соизволь уж по крайней мере подумать о последствиях своих экспериментов. Деньги очень даже пахнут, особенно в руках таких детишек, и нюхать придётся всё это не только им но и этим горе родителям и всем нам вместе взятым.
PS Абсолютно то же относится и к таким "славным" способам как собирание бутылок, мытьё машин и сдача вторсырья. Задайте себе вопрос через чьи руки прошло всё это,как и где дети будут собирать всё это, с кем общаться.
Мытьё машин САМОЕ опасное занятие. Из 100 мойщиков, насилию, оскорблениям подвергаются все 100%, отравления тяжёлыми метталами, толуолом, пневмония, радикулиты суставов (!!!) всё достаётся им. 60% детей страдают от травм при мытье машин - порезы, удары, наезды. Даже у беспризорников такой способ является самым непристижным.
2000-12-11, OleLukoe
Всего 49 отзывов Прочитать все отзывы.