Проблемные дети - с диагнозами ДЦП, "аутизм", различными другими психофизическими отклонениями - появились в доме патопсихолога Александры Поповой, когда ее дочка Аннушка из-за тяжелой болезни целый год была прикована к дому. Чтобы дочка не чувствовала себя одинокой, Александра стала приглашать домой детей. Они были не просто друзьями ее дочери, но постепенно становились пациентами Александры.
"Психо" - "душа", "пато" - "отклонение", - говорит она. - То, чем я занимаюсь, находится где-то между психологией и психиатрией. Александра пережила и четыре минуты клинической смерти, и смерть двоих детей, и развод, и тяжелую болезнь дочери Анны, и четыре месяца собственной жизни в инвалидной коляске после падения с лошади...
- После таких "приключений", - говорит Александра, - начинаешь ценить совершенно простые вещи - возможность дышать, видеть солнце, просто идти по улице...
Хочу быть мамой!
Еще в детском саду на вопрос: "Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?" - Саша гордо отвечала: "Мамой!" - Некрасиво мечтать о личном, - журила Александру мать, педагог сталинской закваски. И тогда Саша придумала для себя другую профессию: - Я хочу стать защитником детей. В 14 лет Саша стала Александрой Васильевной: пошла работать нянечкой в детский сад.
Взрослая жизнь
В 21 год Александра вышла замуж по страстной и взаимной любви. Генетические анализы тогда не проводились, и несовместимость крови с супругом дала страшный результат. Первый ребенок, сын, умер в полтора месяца, второй ребенок, дочь, в полтора года. Сама Александра пережила клиническую смерть. Затем развод с мужем... Третьему ребенку, дочке Анечке, нужна была пересадка костного мозга. Александра ее выходила. - Я с детства ненавидела сказку про Золушку, которая сидит в золе, плачет у печки, трет тазы и ждет своего принца, - признается Александра. - Мне этого не понять. Как натура деятельная я всегда боролась за свое счастье, а не ждала милости от природы. В свое время Александра окончила Ярославский педагогический институт по специальности "Дефектология, сурдопедагогика", курсы массажа и родовспоможения. Все это пригодилось, чтобы поднять на ноги Аню. Сейчас Ане девятнадцать лет, она влюблена и готовится стать психологом...
Как появились "птицы"
Детей-аутистов Александра называет "птицами". Ведь они прекрасны и беззащитны. - Они не больны, они просто другие. Для меня аутизм - это особенности формирования личности. И я благодарна этим детям за то, что они пускают меня в свой сложный мир. Когда я впервые столкнулась с аутичными детьми, то подумала: зачем же исправлять гениев и делать их похожими на нас? А потом поняла, что любую гениальность могут убить холодность и жестокость общества.
- Как поставить диагноз? И с чем связано это заболевание?
- Причины аутизма до конца не выявлены. Существует много теорий (от родовых травм до генетической предрасположенности к психическим расстройствам), но ни одна из них не может быть исчерпывающей. До 2-3 лет ребенок развивается как обычно, начинает ходить, лепетать... Потом перестает реагировать на предметы, разговаривать, не вступает в эмоциональный контакт с родителями, не смотрит в глаза, чаще про- сто сидит, отвернувшись к стене. Мама приходит в поликлинику, и психоневролог говорит: понаблюдайте за тем, как он складывает пирамидку. А он ею просто не интересуется! И ребенку ставят диагноз: "задержка психического и речевого развития", а затем еще более жесткий: "аутизм". Родители впадают в депрессию: кто-то отдает ребенка в интернат, кто-то ходит по церквам, целителям, кто-то пичкает лекарствами. Единственное, чего они хотят, видеть своего ребенка таким, как все другие дети- На мой взгляд, рождение в семье необычного ребенка - хороший шанс для родителей прожить удивительную, интересную, яркую жизнь.
- Александра, в чем же задача патопсихолога? Какую помощь вы оказываете аутичным детям?
- Моя цель - растормошить желания ребенка, научить его общаться, реагировать на окружающий мир и говорить, вербализировать свои потребности. Моя задача - найти, раскрыть и сохранить его таланты. Какие-то особенные, выдающиеся способности есть практически у всех аутичных детей. Если вовремя развить способности, то у аутичного ребенка может быть очень яркое будущее. Микеланджело, Ньютон, Эйнштейн, Моцарт, Дарвин, Менделеев, Сократ, Льюис Кэрролл страдали различными формами аутизма. Вы знаете, что Ньютон с трудом говорил? А это один из главных симптомов аутизма! В 50 лет с ним случился нервный срыв, он мог забывать о еде, мог читать лекции в пустой аудитории... Эйнштейн в детском возрасте почти не общался со сверстниками - еще один признак аутизма. Он мог до навязчивости повторять одни и те же слова. Он не вписывался в каноны учебной программы и в 15 лет покинул школу, но все же окончил политехнический институт, с трудом нашел работу в патентном бюро и там, будучи рядовым чиновником, открыл фунда- ментальную теорию относительности.
Никита
Гордостью Александры Поповой, ребенком, который "дает ей крылья", стал аутичный девятилетний мальчик Никита. Она занимается с ним уже пять лет. За это время Никита не просто стал хорошо разговаривать и проявил свои математические способности, он пошел в обыкновенную общеобразовательную школу, где у него наладились отличные контакты с детьми и даже появилась подружка. А ведь именно налаживание контакта с внешним миром - для аутиста самая большая проблема. Он не испытывает потребности в общении, а общество отвергает его и делает изгоем. Никита ежедневно приходит к Александре заниматься, учит с ней уроки и помогает ей на занятиях с другими детьми. - Сеня, скажи: "мяч", - настойчиво, но мягко, с интонациями Александры просит Никита. - Я знаю, как это сложно, Сеня. Но, пожалуйста, скажи: "мяч"... И Сеня лепечет: "Мяч".
Личное
Александра считает себя счастливым человеком. Она врачует детские души, сочиняет стихи, рисует, создает детские книжки, пишет на заказ диссертации и научные статьи, занимается интерьерным дизайном, старается все успеть и всегда готова попробовать новое. Погружение с аквалангом - да, скачки на лошадях - конечно! (И это несмотря на то, что одна такая прогулка стоила ей четырех месяцев в инвалидной коляске!)
- А как же личная жизнь?
- Полна захватывающих приключений. Но состояние вечной невесты меня устраивает больше, чем обязанности жены. Хотя и хорошей женой я умею быть... По любви... Это интересная работа! Но, наверное, ни один нормальный мужчина не выдержит темпов моей жизни и ее условий. И пока главные мои любовники живут в хороших детективах. Самое большое удовольствие в жизни Александра получает от самой жизни. А еще сбылась мечта ее детства - быть мамой! Мамой для многих-многих детей.
Аутизм - состояние психики, в котором преобладают активность внутренней жизни и отстранение от внешнего мира. Аутичные люди погружены в себя, они не интересуются реальностью и не нуждаются в общении. "Разбуженным" аутистам часто присущи обостренная интуиция и недюжинные математические, лингвистические, конструкторские, художественные способности. Речь у таких детей развивается довольно поздно или не развивается вообще, но память великолепная. Маленький аутист, усвоив какую-нибудь систему исчисления, может со скоростью калькулятора решать самые сложные уравнения. Или, изучив механизм действия пианино, сыграть сложнейшее музыкальное произведение, лишь однажды понаблюдав за профессиональным музыкантом. В то же время аутист не захочет поднять ложку или вилку, чтобы просто самостоятельно поесть. Аутичные дети консервативны и привязаны к ограниченному миру своих привычных вещей. Если разбилась любимая кружка, такой ребенок будет страдать от жажды, но ни за что не станет пить из другой.