В прошлый раз мы рассказали о проблеме делегирования полномочий, которая всегда возникает при развитии своего бизнеса. Сегодня — пошаговая инструкция по приему на работу новых сотрудников и советы, как удержать работников, которых вы так тщательно подобрали для своего дела. Вы узнаете, в чем недостатки стандартного резюме и сколько механизмов существует, чтобы наладить взаимопонимание с членами команды.
7 шагов успешного найма
- Прежде чем начать искать, нужно понять, кто вам нужен. Поэтому, как только назрела необходимость в новом сотруднике или фрилансере, первым делом нужно описать «специалиста своей мечты». Будьте смелы в описании, не бойтесь мечтать о самом лучшем, опишите человеческие качества, навыки, место жительства, возможность работать 24 часа в сутки за идею, знание языков. Поверьте, что даже если вы на 100% уверены, что такого человека не существует, достаточно велик шанс, что вы все-таки его найдете.
- Разместите на всех своих онлайн-ресурсах вакансию с названием профессии и более коротким описанием ваших желаний. Опишите, почему именно работа с вами является для претендентов выгодным и уникальным предложением.
- Попросите друзей сделать репост этого объявления.
- Найдите интернет-ресурсы, форумы, которые помогут вам еще больше рассказать о вашей «вакансии мечты».
- Будьте готовы к тому, что вам напишет достаточно много претендентов. Ваша подготовка заключается в том, чтобы заранее составить тестовое задание, которое вы автоматически будете отправлять на пришедший вам запрос. При постановке задания не забудьте обозначить дедлайн. Статистика ответов на тестовые задания очень печальная: из 100 желающих только 10 принимаются за выполнение. Зато так вы обезопасите себя от лишних встреч с людьми, которые только говорят, но ничего не делают.
- Всем, кто достойно прошел тестовый этап, смело назначайте встречу.
- Проведите беседу в дружеской атмосфере. Задайте вопросы из анкеты для сотрудников (см. ниже). Один из самых важных вопросов этой анкеты — «Три лучших проекта/продукта, которые вы создали за свою жизнь». Именно на этом вопросе творческие люди чаще всего раскрываются, у них загораются глаза. И вы можете найти такой талант, который не имел шансов попасть в стандартное резюме о приеме на работу.
7 шагов успешного делегирования
Мой жизненный опыт показывает, что плохо выполненная задача — это прежде всего плохо поставленная задача. Поэтому на любом этапе взаимодействия с сотрудниками, фрилансерами или партнерами очень важно уметь делать это грамотно. Вот шаги, которые необходимо проделать при постановке задачи.
- Ставьте задачу в письменной форме.
- Договоритесь о понимании результата, который вы хотите получить.
- Расскажите о своих ошибках — это поможет сотруднику не наступить на те же грабли.
- Договоритесь о сроках, стандартах, критериях исполнения и промежуточных сроках контроля.
- Не давайте пошаговых инструкций — только задачи, иначе вам придется это делать постоянно.
- Укажите ресурсы, которые есть в распоряжении сотрудника.
- Проговорите положительные и отрицательные последствия.
Как удержать хорошего сотрудника?
В своих компаниях я часто провожу анкетирование. В анкете есть такие вопросы, как: что тебе нравится в твоей работе, чем бы ты не хотел заниматься? Какой прожиточный минимум ты определяешь и какая у тебя желаемая зарплата? Опиши круг вопросов, которые ты решаешь. Чем бы еще хотел заниматься? Что не хватает для эффективной работы? Какие у тебя мечты, планы, желания? И это лишь часть вопросов.
Задача такой анкеты — выявить слабые места в наших корпоративных взаимоотношениях. Если вам нужен этот сотрудник, то по его ответам вы найдете возможность его удержать. Не для всех деньги — самое важное в работе. Для одного важно постоянство, для другого — карьерный рост, для третьего — похвала. Надо понимать ключевые ценности каждого. Да, кого-то мотивируют деньги, но кого-то — смежные вопросы: будущая пенсия, удобный график отпусков, возможность вернуться в компанию после декрета.
Иногда ответ на вопрос «Чего не хватает для эффективной работы?» оказывается очень простым: например, медленные компьютеры или телефон без возможности выходить в интернет. Решив эту простую проблему, вы не только делаете счастливее своего сотрудника, поскольку он получает желаемое и видит, как вы его цените, но и эффективнее — работу всей компании.
Эту анкету я использую для опроса своих сотрудников. Ее преимущество в том, что она также подойдет и для приема на работу новых специалистов. Лишь два вопроса, 9-й и 14-й, стоит исключить, когда вы анкетируете кандидатов.
- Ф.И.О.
- Дата рождения.
- Профессия.
- Прожиточный минимум.
- Желаемая зарплата.
- Мои мечты.
- Мои таланты и способности (личные).
- Чем бы я хотел заниматься в компании.
- Чего мне не хватает для эффективной работы.
- Идеи для продвижения и развития компании.
- Мой идеальный рабочий день.
- Мой идеальный проект/продукт.
- Три лучших проекта/продукта в моей жизни (что-то, что вы создали/организовали сами и почувствовали, что у вас классно получилось).
- Пропишите свои должностные обязанности.
Последний пункт, пожалуй, один из самых интересных. Порой вы даже не догадываетесь, как много полезного делает человек на своем месте, но стоит ему перечислить свои реальные обязанности, и вы имеете возможность по-другому взглянуть на его работу.
Бывает и наоборот — когда реально выполняемые обязанности отличаются от того, чего вы ожидаете. Тогда вы можете оперативно подкорректировать ситуацию. В любом случае, это отличный способ найти взаимопонимание и повысить эффективность каждого работника и всей компании в целом.
Многие боятся, что «выросшие» сотрудники уйдут и откроют конкурирующие компании. Перед тем как я родила третьего ребенка, моя помощница (правая рука) не просто покинула мою компанию, а «забрала» главного клиента, который в тот момент давал нам по десять высокобюджетных проектов в год.
Вряд ли нужно описывать ощущения, которые я испытала тогда. Но теперь я ей благодарна. Если бы тогда этого не случилось, я бы не начала вести тренинги и мастер-классы, не писала бы книги. Словом, не начала бы развиваться с удвоенной силой и в совершенно новых для меня направлениях. Да, я потеряла лучшего клиента, но приобрела гораздо больше.
Часто, когда все в бизнесе хорошо и особой мотивации двигаться дальше нет, такие ситуации помогают «встряхнуться». Если мы останавливаемся — скатываемся назад. Самые большие падения даются нам для стремительных взлетов.
Свое дело и команда мечты
Еще одна довольно распространенная проблема, с которой столкнулась и я, — узкое понимание команды. В анкете, по которой я работаю со слушателями, есть пункт: «Расскажите о вашей идеальной команде». Основная масса ответов звучит как: «Команды нет на данный момент, но когда-нибудь у меня появится ассистент или личный помощник».
Так вот, чтобы создать команду, не обязательно ждать особого момента. Собирать единомышленников можно прямо сейчас, в любой момент, под любой интересный вам проект. Если вы фотограф и понимаете, что вам не хватает стилиста или декоратора, ищите людей, профессионально работающих в этих направлениях. Если с творческой частью в вашей компании все отлично, но клиенты недовольны из-за опозданий и накладок, ищите хорошего организатора. Если появится необходимость в новых технологиях, найдите того, кто в этом разбирается и сэкономит вам время.
Главная задача руководителя — заниматься развитием бизнеса, поиском новых идей, проектов, получать новые знания. Вторая задача — быть в контакте с сотрудниками, мотивировать их саморазвитие. Таланты надо загружать проектами, чтобы им некогда было «смотреть на сторону». Если все это делать, то проблем с сотрудниками не будет. Более того, люди будут стремиться попасть на работу именно к вам.