Благополучие малыша во многом зависит от того, как родители заботятся о его гигиене. Как правильно осуществлять эти процедуры?
Заботясь о здоровье ребенка, мама ухаживает за ним, выполняя ежедневные гигиенические процедуры: умывает, причесывает, купает, чистит ушки. К этим мероприятиям вполне можно отнести и ежедневный "мамин" массаж, который обычно приносит удовольствие и маме, и малышу.
Сразу необходимо отметить, что массаж — дело серьезное, и он должен проводиться специалистом. Однако самые простые приемы детского массажа и гимнастики мама может делать сама. Хотя все же будет лучше, если она обучится им у специалиста. Массаж улучшает кровоснабжение всех органов и тканей, стимулирует обменные процессы в организме, имеет закаливающий эффект. Благоприятное влияние массаж и гимнастика оказывают на формирование опорно-двигательного аппарата и развитие нервной системы ребенка. Они укрепляют мышцы, костно-хрящевую систему, улучшают движения в суставах, развивают координацию, стимулируют психомоторное развитие. Массаж и гимнастика способствуют улучшению функции всех систем организма ребенка (дыхательной, сердечнососудистой, пищеварительной, выделительной и др.). С давних пор поглаживания с пестованиями и потешками были незаменимой составляющей общения между мамами и малышами.
Занятия можно проводить ежедневно, начинают их не ранее чем через 30 минут посте кормления, можно за 30 минут до кормления. Комната должна быть хорошо проветренной, теплой (23-24°С). Во время массажа и упражнений необходимо ласково разговаривать с малышом, поощрять его умения улыбкой и одобрительными словами — так развивается эмоциональная и познавательная сферы ребенка. Массажные движения и упражнения должны выполняться медленно и ритмично — не механически, нужно стараться, чтобы ребенок сосредоточивался на их выполнении. Чем меньше малыш — тем мягче и медленнее должны быть движения!
Занятие немедленно заканчивают при признаках утомления ребенка (ухудшение качества выполнения упражнений, дрожание ручек, беспокойство или вялость).
Массаж проводят на столике, который покрывают одеялом, клеенкой и пеленкой. На столик выкладывают разнообразные игрушки. Массаж ребенку до 1 года желательно проводить без использования кремов, однако допускается применение детского масла, которое в небольшом количестве можно нанести только на свои ладони. В начале занятий нагрузка должна быть небольшой, повторяют движения не более 3-4 раз.
Прежде чем начинать массаж, необходимо проконсультироваться с врачом, так как в развитии каждого ребенка возможны те или иные особенности или отклонения. Также следует понимать, что мамин массаж — это общеукрепляющее средство, а корригирующий и лечебный массаж может проводиться только специалистами, имеющими опыт работы с детьми первого года жизни.
1 месяц
Длительность занятий — 5-10 минут
Основной прием массажа в этом возрасте — поглаживание.
Поглаживание ручек. Мама одной рукой обхватывает кисть малыша, вкладывая свой большой палец в его ладонь, а другой рукой поглаживает ручку ребенка по внутренней, передне-наружной и задней поверхности в направлении от кисти к плечу. Хорошо это делать, обхватывая ручку ребенка всей кистью (большой палец в противопоставлении к остальным).
Поглаживание пальчиков рук. Стимуляция рецепторов, находящихся на пальчиках, очень важна для развития познавательной сферы головного мозга. Каждый пальчик малыша поглаживают от кончика к основанию и круговым движением стимулируют подушечку пальчика.
Стимуляция захвата. Вкладывают в ладошку ребенка большие пальцы рук и мягко надавливают на ладошку — малыш захватывает ваши пальцы. Если мягко потянуть руки на себя, то будет стимулироваться более крепкое захватывание.
Поглаживание ножек. Одной рукой удерживают ножку ребенка за пяточку, другой поглаживают ножку ребенка по передне-наружной и задней поверхности в направлении от стопы к бедру. Такие поглаживания также можно делать, обхватывая ножку ребенка всей кистью (большой палец в противопоставлении к остальным). Не допускается резких движений в области коленной чашечки.
Поглаживание стоп
- Удерживают вторым и третьим пальцами обеих рук пяточку малыша сзади, большими пальцами поглаживают тыльную поверхность стопы от пальчиков к голени.
- Лодыжки огибают спереди назад круговыми движениями.
- Круговыми и поступательными движениями (большой палец с подошвенной стороны) поглаживают наружный край стопы от пяточки к пальчикам.
Массаж груди
- Поглаживают грудь ребенка снизу вверх, переходя на плечо, с одной и другой стороны, не затрагивая соски.
- Поглаживают двумя руками одновременно в направлении от бочков к центру по межреберным промежуткам.
Массаж животика
- Животик массируется по часовой стрелке.
- Можно помассировать животик по косым мышцам живота. Для этого одновременно двумя руками поглаживают в направлении от боковых отделов животика к пупочку. Дети сильно реагируют на массаж животика (например, могут заплакать) из-за повышенной чувствительности этой области, поэтому начинайте с очень мягких и медленных движений.
Массаж против колик
Колики у ребенка возникают из-за растяжения стенки кишки газами. Для улучшения отхождения газов проводят поглаживание животика — по часовой стрелке, по косым мышцам. Сначала делают поверхностное поглаживание, затем — более глубокое. После этого согнутые в коленях и слегка разведенные ножки ребенка прижимают к боковым отделам животика и мягко надавливают на животик. Обычно такие действия заканчиваются отхождением газов. После процедуры можно уложить ребенка на живот (можно на мамин) или приложить к его животику теплую грелку.
Дыхательные упражнения. Слегка отведите ручки ребенка в стороны (малыша держат за ручки, вложив большие пальцы в ладошки), скользя по поверхности стола, затем снова сведите их и мягко прижмите к боковым поверхностям грудной клетки.
Выкладывание малыша на животик. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок мог полежать, повернув головку то в одну, то в другую сторону. Это способствует симметричному формированию поворота головки в стороны.
Массаж спины. Поглаживание проводится с одной и с другой стороны от позвоночника (позвоночник не затрагивается). Направление — снизу, захватывая ягодички, вверх с переходом на плечевой сустав. Можно делать массаж попеременно, сначала с одной стороны от позвоночника, затем с другой, а можно поглаживать одновременно по обеим сторонам двумя руками.
Ползание. Исходное положение — лежа на животе. Бережно, аккуратно положите ножки ребенка в положение "лягушки". Если подставить руку к стопам, то малыш будет от нее отталкиваться (стимуляция рефлекса ползания). Это способствует укреплению мышечной, костно-суставной системы.
Некоторые дети имеют выраженный рефлекс ползания. Такой малыш может сильно и неожиданно оттолкнуться от вашей руки, поэтому обязательно предусмотрите, чтобы впереди него было свободное пространство (не стенка и, тем более, не край стола!).
Покачивание в позе эмбриона (ритмичное, медленное). Исходное положение — лежа на спине. Ребенку придают положение полусидя: левой рукой придерживают его под голову, правой соединяют кисти рук ребенка и согнутые колени. В таком положении покачивают кроху вперед-назад. В этой позе малыш находился внутри утробы, она обладает успокаивающим и расслабляющим эффектом.
Покачивание на фитболе. Мяч до конца не надувают — он должен чуть прогибаться. Малыш укладывается на мячик (на пеленку) на животик, ручки выведены вперед. Медленно и ритмично покачивают малыша вперед-назад, а затем по кругу — то в одну, то в другую сторону. Также можно покачать кроху вправо-влево. Эти упражнения стимулируют развитие равновесия, координации, гармонично развивают моторные навыки, обладают успокаивающим эффектом и стимулируют работу кишечника.
Предложенные упражнения можно выполнять выборочно. Если малыш стал капризничать, сократите длительность массажа. Если занятия доставляют ребенку удовольствие, можно несколько увеличить их продолжительность, добавив к комплексу описанных упражнений, рассчитанных на 10 минут, занятия на фитболе.
- Массаж и гимнастика проводятся при хорошем самочувствии ребенка.
- Не допускаются нефизиологичные приемы (подъем за руки и т.п.), резкие и быстрые движения, а также насильственное преодоление физиологического мышечного тонуса у детей первых месяцев жизни.
- Движения при массаже и гимнастике должны быть мягкими, медленными и ритмичными.
- Обязательно нужно ласково разговаривать с ребенком во время массажа, стимулировать выполнение упражнений речью, хвалить малыша за умения.
- Во время массажа и гимнастики необходимо побуждать ребенка сосредоточиваться на движениях, а не делать их механически.
2-3 месяца.
Длительность занятий — 10-15 минут
К комплексу упражнений добавляются новые.
Удержание и поворот головы
- Малыш в этом возрасте поднимает и удерживает голову в положении лежа на животе. Подъем и удержание головы стимулируют с помощью погремушки. Обязательно нужно следить за тем, чтобы ребенок держал головку по средней линии и поворачивал ее одинаково хорошо в обе стороны. Чтобы малыш тренировался поворачивать головку, привлекайте его внимание звучащей игрушкой то с одной, то с другой стороны. Если 2-месячный ребенок только будет пытаться это сделать, то в 3 месяца он уже должен хорошо следить за игрушкой, поворачивая головку одинаково хорошо вправо и влево.
- Стимуляция поворотов головы за игрушкой в обе стороны повторяется в положении на спине.
Удержание игрушки. Вкладывайте в ручку ребенка удобную игрушку (например, нетяжелые погремушки с круглым колечком для захвата), стимулируя ее захват и удержание.
Раскрывание ладошки. Одной рукой придерживают ручку ребенка в положении ладошкой вниз, другой мягко проводят снизу, раскрывая ладошку малыша. В этом же положении постукивают кистью малыша о поверхность стола или мамину ладонь, стимулируя раскрывание ладошки. Обязательно обращают внимание на большой пальчик ребенка — он не должен быть прижат к ладошке. Прижатый большой пальчик отводят мягко, но достаточно активно. При этом упражнение начинают от основания пальца (тенара): надавливающим движением скользят по тенару, переходя на сам пальчик и отводя его. Формирование отведения большого пальца очень важно для правильного развития центральных извилин мозга.
Упражнения для ручек и ножек. У детей первых месяцев жизни повышен тонус в мышцах-сгибателях рук и ног, поэтому при любой попытке вытянуть их вы почувствуете сопротивление. Начиная со 2-го месяца жизни этот тонус начинает постепенно ослабевать, поэтому уже можно начинать упражнения на сгибание-разгибание. Скрестите ручки ребенка на груди (взрослый держит ручки малыша, вложив свои большие пальцы в его ладошки) и, очень мягко разгибая их, сделайте движение ручками вниз и в стороны до уровня плеч, а затем обратно. На 2-м месяце жизни малыша вы будете чувствовать умеренное сопротивление, поэтому это упражнение нужно делать очень медленно, мягко, но ритмично и обязательно ласково разговаривая с малышом: так он сосредоточивается на движении. Для уменьшения тонуса нужно потряхивать ручки при разведении в стороны. На 3-м месяце жизни это упражнение уже должно получаться свободнее, и ручки уже можно разводить не через низ, а сразу в стороны.
Тонус в ножках начинает ослабевать чуть позже, чем в ручках. Упражнения для ножек можно начинать на 3-м месяце. Ножки подтягиваются к животику и мягко вытягиваются. Чтобы облегчить выполнение упражнения, можно слегка потряхивать ножки при вытягивании.
Помните, что насильно преодолевать мышечный тонус у детей первых месяцев жизни нельзя!
Правильно проводимый массаж и гимнастика не только укрепляют здоровье — они доставляют радость и удовольствие малышу и его маме.