Нетворкинг — это не так страшно, как кажется. Трудно установить только первый контакт, а каждый следующий дается легче. Кроме того, начать можно с профильных сообществ в социальных сетях и даже членов семьи — и полезных знакомств окажется больше, чем вы думаете.
Как создать собственную сеть контактов
Оглянитесь вокруг и подумайте, с кем у вас уже налажен контакт и кто может оказаться полезен.
Семья. Часто именно через членов семьи люди знакомятся с первым работодателем. Поговорите с родителями, братьями и сестрами. Если они занимаются другими вещами, возможно, у них есть друзья или коллеги, которые связаны с интересующей вас сферой.
От них не требуется много помощи. Иногда достаточно одного нужного знакомства, чтобы ваша сеть заработала.
Ровесники. Вас окружают студенты, которые интересуются теми же вещами, что и вы, и, вероятно, ищут аналогичную работу. Можно рассматривать их как конкурентов, которых нужно обойти, а можно — как сеть деловых контактов. Вы все ищете возможности, информацию и полезные знакомства. Опираясь на опыт друг друга, вы станете сильнее и соберете больше информации, чем по отдельности.
Более того, не все однокурсники будут искать работу по той же специальности, что и вы. Многие нацелены на совершенно иные области, но может выясниться, что их родители, дядя, тетя или двоюродный брат готовы вам помочь.
Кроме того, ценность таких связей возрастает с годами. Сейчас все вы студенты, но через несколько лет Элизабет станет помощником начальника отдела маркетинга, Ариф — адвокатом, а Джеймс получит докторскую степень. Вы начнете замечать, что между их карьерой и вашей есть определенные сходства. Такие связи пригодятся и в профессии, и в личной жизни. Университетский круг друзей — это пожизненные инвестиции в вашу карьеру.
Университет. Он дает работу огромному числу людей — от поваров в столовой до физиков-теоретиков. Если присмотреться повнимательнее, вы увидите: университет нанимает специалистов по маркетингу, связям с общественностью, менеджменту, персоналу, по связям со школами, юристов, бухгалтеров и людей для работы на самых разных должностях. Чем бы вы ни хотели заниматься, велика вероятность, что один из сотрудников университета делает ровно то же самое. Поэтому в нетворкинге есть смысл опираться на университетские связи.
Разумно начать с преподавателей вашей кафедры. Если вы хотите пойти в науку или заняться преподаванием, они помогут вам советом и свяжут с нужными людьми. Если вы замахиваетесь на большее, среди их знакомых наверняка найдутся те, кто может вам помочь. Если вы изучаете инженерное дело, ваш преподаватель наверняка знает кого-то, кто работает инженером на производстве, и может связать вас с ним.
В большинстве университетов существуют службы профориентации и трудоустройства. Их специалисты могут дать дельный совет и помочь навести порядок в вашей голове. Многие из них хорошо знакомы с работодателями, так как организуют ярмарки вакансий и производственную практику для студентов.
Университеты также поддерживают связь со своими выпускниками. Даже сравнительно новые вузы выпускают специалистов уже не первый десяток лет. Это значит, где бы вы ни учились, наверняка есть человек, который окончил тот же университет и занимается делом, о котором вы мечтаете. Чаще всего такие люди рады вспомнить студенческую жизнь и готовы поговорить с вами, ведь у вас много общего. Обратитесь в администрацию факультета и выясните, есть ли возможность пообщаться с выпускниками. Можно также найти их через интернет. Сайты вроде LinkedIn были специально созданы, чтобы облегчить поиск такого рода контактов.
Выход за рамки университета. Но не всегда среди ближнего круга находится подходящий контакт. Если вы хотите работать в NASA, вполне вероятно, что среди ваших знакомых нет никого, кто связан с этой организацией. Тогда нужно выйти за пределы своего круга и завести новые знакомства. В этом и состоит суть нетворкинга.
Большинство университетов регулярно проводят встречи с работодателями, приглашают лекторов, организуют ярмарки вакансий. Посещайте те мероприятия, которые кажутся полезными. Обдумайте заранее, как заговорить с человеком и представить себя. Можно прихватить с собой резюме или визитку, но лучше самим получить контакт человека и продолжить общение по электронной почте.
Амрита училась на биофаке, до диплома ей оставался год. В университете она заинтересовалась популяризацией науки. Ей захотелось сделать карьеру в этой сфере.
Амрита обратилась за советом к своему любимому преподавателю, который ведет модуль "Передача научной информации". Доктор Сингх направил ее к своим знакомым, которые работали в университете, в общественных организациях и в СМИ.
Амрита связалась с этими людьми, попросила разрешения встретиться с ними и задать несколько вопросов. В ходе разговора Амрита расспрашивала, как построить карьеру в этой сфере, как наладить деловые контакты и как можно стать волонтером.
Нашлось довольно много желающих принять ее предложение. Так Амрита оказалась за стойкой регистрации на благотворительной акции и начала помогать проводить экскурсии по университету, показывая посетителям лаборатории.
После окончания университета Амрита получила работу в кол-центре, но продолжила заниматься волонтерской работой и общаться со своими знакомыми. Через полгода Амрита увидела вакансию ассистента проекта в сфере научной коммуникации и отправила резюме. Придя на собеседование, она поняла, что знает всех, кто будет его проводить.
Нетворкинг в интернете
Общаясь в сети, надо применять основные правила нетворкинга.
- Взаимность. Каждый раз, связываясь с кем-либо, вы претендуете на личное время собеседника. Он охотнее откликнется, если убедится, что и вы щедро делитесь своим временем и стараетесь помочь другим онлайн.
- Равноправие. В виртуальном мире создается иллюзия, что все открыты для общения. Вы можете отправить твит президенту Трампу или Бейонсе. Однако чем выше к верхушке организации вы подбираетесь, тем меньше вероятность, что люди будут тратить свое время на общение с вами. Поэтому во время онлайн-нетворкинга нужно оценивать, какую пользу реально может принести человек. Часто лучше просить совета у кого-то из молодых работников.
- Искренность. Общение в интернете ничем не регулируется, поэтому в теории можно рассказывать о себе что угодно. При этом многие следуют правилу: если что-то выглядит слишком хорошо, скорее всего, это неправда. Честность и открытость поможет гораздо быстрее находить полезные контакты.
- Стратегия. Бесконечно добавляя новых друзей в LinkedIn, вы ни к чему не придете. Обращаясь к кому-то, надо хорошо понимать, зачем вы это делаете, чем он полезен вам, а чем вы — ему. Людям проще вам помочь, если вы четко сформулируете свои просьбы.
- Настойчивость. Можно несколько дней сочинять идеальное электронное письмо человеку, которого вы нашли онлайн, а затем обнаружить, что он уволился и письмо не доставлено. Вы столкнетесь с тем, что многие не отвечают на сообщения, а другие отправляют краткие и бесполезные ответы. Постарайтесь не падать духом. На онлайн-нетворкинг вы потратили только время — хорошо, если хотя бы один из десяти контактов "выстрелит".
- Анализ. В интернете можно экспериментировать. Например, попробуйте в течение недели общаться с людьми в Twitter. Если никто не заинтересуется вами, переключитесь на LinkedIn и сделайте еще попытку. Научитесь понимать, когда дело движется, а когда нет.
Главные инструменты нетворкинга
Сеть LinkedIn (linkedin.com) — основной инструмент для формирования сети деловых контактов. Обязательно зарегистрируйтесь в ней. Полезно также выяснить, есть ли группы, созвучные вашим интересам.
Twitter (twitter.com) используется для самых разных целей — от обмена светскими сплетнями до проведения политических кампаний. Однако многие профессиональные группы используют этот сервис для обмена новостями и идеями. Найдя группу, связанную с вашей профессией, вы сможете познакомиться с некоторыми из ключевых фигур в этой области.
Блоги — ключевой инструмент общения профессионалов. Не жалейте времени на поиск блогеров в вашей сфере. Если вы человек амбициозный, заведите собственный блог — он поможет установить новые контакты.
YouTube и Instagram — социальные сети, полезные для обмена визуальным или мультимедийным контентом.
Специализированные сайты (например, habr.com, vc.ru или iidf.ru) представляют собой узконаправленные формы профессионального нетворкинга. Если вы интересуетесь определенной сферой деятельности, найдите сайт, объединяющий людей с такими же интересами.
А какими сетевыми ресурсами для нетворкинга пользуетесь вы?