Для адаптации к условиям детского сада педагоги отводят ребенку и его
родителям три недели со дня первого посещения группы.
Если по истечении этого срока, ребенок продолжает испытывать
психологический и физиологический дискомфорт от вхождения в необычные для
него условия жизни, грамотный воспитатель или сам обращается за
помощью к психологу дошкольного учреждения, или направляет на
консультацию родителей ребенка.
Изучив индивидуальные особенности малыша и его семьи, психолог дает
рекомендации и назначает специальную программу по адаптации данного
ребенка к условиям детского сада, в реализации, которой участвует он
сам, воспитатели группы и родители малыша.
Когда, наконец, выясняется, что какой бы хорошей ни была программа,
но все эти взрослые очень опоздали с ее реализацией,
помочь ребенку уже сложно. Малыш попадает в категорию
"несадовских детей", и лучшее, что может предложить психолог, это
"подержать" его дома лет до пяти. В противном случае - психосоматика,
то есть болезни, болезни и еще раз болезни как единственный способ,
которым очень хорошо владеют дети, чтобы сигнализировать родителям о
том, что их права на удовлетворение жизненно важных потребностей
жестоко нарушаются.
В чем же причина того, что одни дети посещают сад добровольно, с
удовольствием, а другим дошкольное учреждение представляется "местом
ужаса", в то время как и те, и другие ходят в одну группу, к одним и
тем же воспитателям?
Родители НЕСАДОВСКИХ ДЕТЕЙ - это РОДИТЕЛИ несадовских детей. То есть,
как правило, сами родители настолько психологически не готовы к
построению здоровых взаимоотношений с учреждением, которое их малыш
будет вынужденно посещать несколько лет, что их тревоги и страхи
моментально передаются ребенку.
Первое, что бросается в глаза при общении с мамой "несадовского
ребенка" - это ее повышенная нервозность и отсутствие доверия к
персоналу детского сада. Ребенка очень беспокоит: как же мама может
оставлять его с тетями, которых она сама не любит? Она никогда им не
улыбается, редко здоровается, не поздравляет с праздниками и, вообще,
он ни разу не слышал, чтобы она поинтересовалась их делами,
здоровьем, их собственными детьми, как она это делает с теми тетями,
к которым они ходят в гости. Если мама может оставлять меня с такими
тетями, то, может, она меня разлюбила, может, она вообще не собирается
меня отсюда забирать, тревожится малыш. Эти мысли приобретают еще более
катастрофический характер, если мама спешит домой к младшему ребенку,
что заставляет старшего чувствовать себя отверженным, изгоем.
Проблемы адаптации ребенка в детском саду. Что же делать?
Если мама понимает, что дело не в ребенке, а в ней, если она готова к
изменениям, то шансы на улучшение ситуации значительно повышаются.
Первое, что необходимо понять родителям, чтобы быстрее избавиться
от иллюзий, это то, что чем младше ребенок, тем большее значение для
построения его адекватных взаимоотношений с окружающим миром имеет
личность ВЗРОСЛОГО, постоянно находящегося вместе с ним. Как горько
слышать от мам "несадовских детей", что они отдают двух-трехлетнего
малыша в сад для того, чтобы тот "научился жить в коллективе"!?
Если у ребенка, которого отдают в сад в раннем возрасте, не сложится
нормальная система взаимоотношений со взрослыми, заменяющими
родителей, это может вызвать колоссальный стресс.
А это значит, что маме и папе "несадовского ребенка" ничего не
остается делать, кроме того, как налаживать их собственные адекватные
отношения с окружающим миром, в том числе, с персоналом детского сада.
Прежде чем отдавать ребенка в сад, необходимо подыскать такое
учреждение, которое будет отвечать не только требованиям материального
и физического удобства (дешевый, близко от дома), но и
запросам малыша.
Выбранный сад целесообразно посетить сначала без ребенка.
Познакомиться с персоналом, оценить материальную базу сада и
ознакомиться с предметно-развивающей средой.
Если сад удовлетворяет потребности малыша в заботливых воспитателях,
хороших условиях развития, следует сначала сходить с ребенком в гости
"к одной доброй и хорошей тете, у которой много детей и игрушек".
Чтобы ребенок не забеспокоился, родителям необходимо быть уверенными
в правоте своих слов, вести себя естественно, без фальши, и главное -
самим быть психологически готовыми к тому, что малышу придется надолго
оставаться без них.
В первый раз лучше придти на прогулку и посмотреть, какова степень
беспокойства ребенка, насколько он встревожился.
Если все идет гладко, и ребенок начинает спрашивать, когда он опять
пойдет в гости, можно сходить в группу.
Частой ошибкой родителей является то, что они приводят ребенка в
первый раз в группу с утра, когда обстановка более нервозная, чем
вечером, после дневного сна.
Придя в группу, необходимо с улыбкой поздороваться с воспитателем,
демонстрируя ребенку добрые и доверительные взаимоотношения.
Дома важно говорить о воспитательнице только хорошее. Желательно также
изготавливать с ребенком подарки воспитателям перед праздниками.
Важно также постараться объединить и сплотить
родителей в сильный родительский комитет, с чаепитиями
(вместе с воспитателями, конечно), выездами на природу и т.д.
По выходным хорошо играть в
самодельную напольную игру "Дорога от дома к детскому саду" - карта с
дорожками и домиками-ориентирами: "Наш дом"
"Мамина работа", "Папина работа", "Магазин", "Детский сад".
По дороге из дома в сад и обратно требуется запоминать ориентиры и,
придя домой, наносить (ставить) их на карту. Ребенок ходит своей
фигуркой, родители - своими. Играя в "Дорогу в детский сад" по выходным,
малыш не отвыкает от сада, и понедельник не кажется ему ужасным днем.
Кроме формирования психологической готовности ребенка к условиям
детского сада, важно обучить малыша необходимым навыкам
самообслуживания, владение которыми позволит ему чувствовать себя
независимой личностью.
Дорогие родители "несадовских детей"! Попробуйте выполнять эти простые
рекомендации, и вам не придется испытывать мучительное чувство вины
перед своим ребенком.
Если есть возможность, лучше не ходить в сад. У меня двое сыновей 3 и 5 лет, старший ходил в сад год. По 2 недели на полдня. Все оставшее время младший, я , старший болели серьезными заболеваниями, лечили уколами, я лежала в больнице. Встал вопрос о смене группы здоровья младшему, хотя он в сад не ходил, просто брат из сада приносил такие инфекции. Бабушек, готовых все бросить и помочь, у нас не нашлось, поэтому я оставила мысли о работе и занялась детьми. Год мы провели дома. Ни разу ничем не болели. Вопрос о группе здоровья закрыт. Нашим приятелям из садика уже отрезали миндалины и удалили аденоиды. Сначала мне было очень тяжело и страшно, что я не смогу дать детям все необходимое для их полноценного развития. Но я привыкла. Мои дети играют на площадке и с садовскими детишками, и с домашними. Вы не заметите разницы, разве что словарный запас у моих больше и фантазия лучше развита, да и сопли зеленые из носа постоянно не текут. Затравленности нет. У 5-летнего друзья 7-летние. Говорит, что с ровестниками ему скучно. Сейчас столько литературы, методик для развития детей. Надо только захотеть в этом разобраться и организовать свой собственный режим дня. Удобный Вам и Вашим детям. И не обязательно такой же как в саду. Все индивидуально. Не согласна с теми кто считает, что родители плохие учителя. Лучшие!!! Просто это очень тяжелый труд, кропотливый. Еще заметила, что детишки, которые пошли в сад 5-летними меньше болеют и легче адаптируются. А мы собираемся в этом году в кружок "рисование-оригами" - дети сами хотят, я плохо рисую. Еще решили пойти в студию "прыг-скок", для физического развития. Но все секции я выбрала в первой половине дня для несадовских детей. Вероятность заболеть свела к нулю, так как домашние дети болеют крайне редко, по крайней мере, в нашем окружении. Подводя черту, хочу сказать, что до школы самым главным является здоровье ребенка. Если ребенок постоянно болеет, ему будет не до занятий, уж поверьте. А если к школе он получит набор хронических заболеваний, это также осложнит обучение и адаптацию. Развею еще один миф: якобы домашние дети начинают болеть в школе. Имунная система крепнет к 7-ми годам и дети не проводят в школе целый день, не спят, уже понимают, что им холодно, грязно и т.д. А вот миндалины и аденоиды домашние дети обычно сохраняют. Всего Вам наилучшего, Вам и Вашим детям.
2007-09-20, Екатерина
Я, конечно, не профессионал и возможно местная концепция и в другом заключается... Просто я вижу отношение воспитателей к детям в садах здесь и в Москве. В Москве приоритеты четкие - все должно быть съедено, 1,5 (или 1) часа сон и т.д. Вы же сами писали, что "тихий час" - это серьезно! Знаете, какой здесь тихий час? Правда, только для тех детей, которых не забирают в 12. Спальня - отдельное помещение. Находится в подвале, правда, но очень уютное. И деньги не при чем - из бумаги сделаны звездочки и месяц, на потолке ткань в виде облаков. Стоимость 3 - цента, но в Моске в подвале предпочитаю разводить крыс почему-то. Дети спят на маленьких раскладушечках (деревянный каркас, обтянутый материей) безо всякого постельного белья (подушки и пледики), не раздеваясь, конечно. В комнате стоит кресло для воспитательницы и кассетный магнитофон. Свет выключается (или приглушается) и воспитательница минут 10-15 читает сказку или включает негромкую музыку. Через 15 минут все детишки, которые НЕ заснули, тихонечко выходят их комнаты и бегут играть-гулять. Те, кто спит - спит, сколько хочет. Никаких стрессов и принудиловки.
Мой сын засыпал, но меня это не устраивало, так как я забирала его в 2 и на сон приходилось не больше получаса. А потом дома он уже не мог заснуть второй раз. Я его попросила не спать в саду, что он и делал.
Чем российские сады так сильно отличаются от немецких? Помещения ГРАЗДО больше в Москве, чем здесь. Игрущек здесь не так много и в основном сборно-разборные, которые сломать трудно. Группа - те же 25 человек (но разного возраста) и те же 2 воспитательницы. Здесь дети в сад бегут бегом, в Москве ежедневный стресс.... Видимо, базисная концепция где-то хромает..... :-)
2003-06-09, Ranny
Статья интересная, но, (ИМХО) в реально существующих муниципальных садах, исполнение всех рекомендаций данных Вами практически невозможно:( Объясню почему:
Во-первых воспитатели - в большинстве д/с работают не профессионалы, а временные работники (часто мамочки, чьи дети ходят в этот сад), я не буду обсуждать зарплату этих воспитателей. Все это не способствует, хотя-бы более-менее творческому отношению к своей работе:((
второе - психологи есть не во всех садах:(
третье - (столкнулась на практике) ребенка в первый-же день нам велено было приводить ДО ЗАВТРАКА. Правда в первый день всего на час, второй - на 2 часа и так всю первую неделю. Представьте картину: плачущие дети (почти все) ведутся на завтрак:(((( после этого за ними приходят родители. Впечатление от сада соответствующеее (ведь никаких положительных эмоций они так и не получили, с ними не играли, не разговаривали, они даже друг на друга посмотреть не успели:((
Мой Санька после первого дня посещения сада неделю болел (кишечное расстройство ИМХО на нервной почве). А через неделю (когда посещение уже было до обеда) не было ни одной слезинки, одни положительные эмоции.
К чему это я... Если есть возможность сидеть с ребенком до 4-5 лет лучше и не придумать, если такой возможности нет - по-возможности нужно выбрать лучший садик и перестать мучиться дилемой правильно ли я поступила, самый ли лучший этот садик и др. самобичевания; контакт с воспитателями не просто необходимо поддерживать, но и стараться участвовать в жизни д/с (организация праздников, чаепития и т.д.) Вы об этом писали и это под силу любящим родителям:)) Ребенок будет "садовским", если родители будут "садовскими".
2003-06-09, ~Bagira~
В этом году в сентябре пошел ребенок в садик. Обычный, муниципальный. До прихода ребенка, мы были в садике: заведующая нас заверила, что отличные воспитатели, замечательные условия, оплата 2000 "спонсорские" на р\счет и больше никаких поборов, кроме как на праздники.Начал ребенок ходить в садик: Воспитатели не внимательные, ухода почти никакого - не поменяли мокрые колготки; был у ребенка день рождения, мы принесли конфеты для детей - конфеты раздали, ребенка с днем рождения не поздравили, говорят не было возможности (за весь день). Ребенок ходит в садик 3 дня, месяц болеет. Воспитательница звонит домой, чтобы спросить когда мы заплатим "спонсорские" и сдадим еще дополнительно деньги на нужды садика, а не поинтересоваться почему мы не ходим, как ребенок себя чувствует.На вопрос, что делать, как быть, чтобы к ребенку относились нормально, внимательно, заведующая открытым текстом сказала:"Ищите подход к воспитателям, договаривайтесь, просите", т.е кланяйтесь и подносите (подарки, деньги).Но почему? Я не требую какого-то особого внимания, только выполнения своих обязанностей. Я всегда думала, что это задача воспитателя как педагога найти подход к ребенку, а не родители должны искать подход к воспитателю.Такое отношение к детям и родителям почти во всех садах: плати (Т.е. давай взятkи) тогда будет все более-менее в порядке, нет - значит на твоего ребенка в лчщем случае наплюют, если вообще не будут издеваться. Я считаю, что с порочной практикой поборов нужно давно заканчивать, если 150 рублей в месяц за детский сад мало ( а это мало), то поднимать нужно оплату, на пример, до 500 рублей и не заниматься вымогательством.
2003-12-03, Елена
понимаю. В конце концов,моя система тоже происходит в основном от моей безалаберности - человек я ленивый и безалаберный фантастически:)))мне легче максимум рутины пустить на самотек. Я сама не терплю рамок и ограничений,навязанных извне. Хотя при этом сама для себя умею устанавливать и выдерживать довольно стргие рамки- если знаю,зачем мне это надо .
а кто ругал?
меня тоже не раз ругали:)за отсутствие строгих правил поведения и отрегулированного режима. Психолог между прочим. Она считала,что семья должна жить в строгих рамках режима еды - сна. Обязательная совместная еда всей семьей.Режим по часам. кто в обед не поел - до ужина не получит. Но я сама не ем в обед,а через час хочу бутерброд:))))так что обеды у нас возникают спонтанно или не возникают вовсе. и вообще,ключевое слово у нас - "иногда"...за это "иногда" и получила на орехи:)))"никаких иногда":))
По поводу дисциплинирования.
мой сугубое имхо.
Четкие внешние установки и запреты дисциплинируют ребенка ,склонного к дисциплине вообще.
Ребенка,не склонного к порядку и дисциплине,они взбесят и вызовут антагонизм.
так что я уже не доверяю такого рода советам и тем более "руганиям"...
2003-06-09, ИМА
палка о двух концах! Я в сад не ходила и действительно адаптировалась вместо того, чтоб учиться, мне было тяжело. Моей маме лень было возить меня в сад, она сидела дома. Это ей казалось удобнее. Мне 25 лет и мне трудно в коллективе. Хотя если 3 человека -я душа компании, лидер! Моему ребенку в конце апреля -2 года, из-за планированного отпуска поедем летом отсрочим к осени сад, максимум к весне. Понимаю, эти же проблемы меня волнуют, НО Я УЖЕ думаю о том, что притирка она временная и как в статье написано, надо найти общий язык с воспитателями, не материально, как -то иначе.РЕБЕНОК - это главное. Зная все эти поборы и вымогательства, уровень занятий - я понимаю, что ему там будет скучно, там нет стосчета Зайцева и Карточек глен Домана, там нет многого, в нашем садике.(из того, что есть мы выбираем лучшее) - но в городе есть конечн6о и лучше - далекооооо. У нас будет пополнение в семье - и я не знаю, что лучше - разделить на пол-дня и потом интереснее будет им или не разделять вообще:::??? Не знаю, и впрямь? У кого есть опыт.
2006-04-02, АН3
Составлять садики из талантливых людей - правда утопия.... А на счет психологов? Ну не 5,5 лет в институте, конечно, но построение общения с детьми, основу поведения воспитателей.... Я могу судать только по местным садам - но здесь принципиально другой подход к воспитателям в садах. Тут на родительском собрании наиболее часто встречающиеся фразы "дети хотят, детям нравится, дети любят".... Конечно, из 25 человек в группе на всех не угодишь, но всегда есть альтернативы и дети могут выбрать то, что им сейчас больше хочется. Это базис общения с детьми. И плюс к этому - воспитатели РАЗВЛЕКАЮТСЯ с детьми, а не МУЧАЮТСЯ и ждут конца рабочего дня. Так что сад с уклоном на детскую психологию - это не утопия, а вполне реальная вещь. Для меня, честно говоря, загадка, почему в российских садах "дети должны, детям нужно, дети обязаны". С таким подходом в саду точно детский психолог нужен, да еще и не один :-)
2003-06-08, Ranny
Всего 49 отзывов Прочитать все отзывы.