Нераннее развитие

Полезность: 4 из 5 Интересность: 4,3 из 5 (29 оценок)

Чтобы занять двухлетнего сына, ожидающего со мной приема врача в женской консультации, я взяла с собой магнитную рамку для рисования. Сначала мы рисовали домики и деревья, затем животных и машинки, а потом переключились на буквы.

– Сколько вашему ребенку? – строго спросила меня женщина, сидящая с нами в очереди.

– Два и четыре.

– Зачем вы учите его буквам? Еще слишком рано! – возмутилась она

Честно говоря, мне уже не хотелось оправдываться: за последние полгода мне приходилось делать это с завидной частотой. В действительности я не являюсь фанаткой раннего развития. По крайней мере, в том смысле, который часто вкладывают в этот термин продавцы различных методик. Я – не за преждевременно раннее развитие, я за своевременное развитие в раннем возрасте.



На самом деле, никто в нашей семье и не планировал начинать обучение ребенка азбуке в полуторагодовалом возрасте. Но таковыми оказались потребности нашего сына. Еще не умея разговаривать, он тыкал пальчиком в буквы и требовал назвать их. Было бы глупо игнорировать его просьбы. Мы послушно произносили звуки, соответствующие буквам, по нескольку раз за день. А через некоторое время выяснилось, что Артем не только не путает, но и правильно произносит все звуки.

Так легко и просто он выучил весь алфавит.

Трудно даже представить, как можно заставить двухлетнего человечка запомнить что-то помимо его воли. Наша задача – лишь правильно организовать развивающую среду. А если выразиться еще более конкретно – вместо того, чтобы отмахиваться от ребенка, предоставляя его самому себе (а соблазн довольно велик), – просто играть с малышом в интересующие его игры.

Самая первая игра для малышей – это игра в предметы. Еще будучи в самом нежном возрасте, наши детки стремятся исследовать мир – пощупать, попробовать на вкус, узнать название предмета и его свойства. Помню, как на прогулке у меня уставал весь речевой аппарат от постоянных комментариев, я чувствовала себя экскурсоводом, подрабатывающим на полставки.

– Это, птички, сыночек. Снегири. Посмотри, какие у них розовые грудки. Снегири клюют зернышки...

Стоило мне замолчать, как ребенок находил еще какой-нибудь объект и требовательно тыкал в него пальчиком.

Еще одна страсть моего сына с раннего детства – это книги. Едва научившись ползать, он повсюду таскал их за собой. Как раз в этом возрасте нам подарили детскую энциклопедию "Моя первая книга" издательства "Белый город". Энциклопедия состояла из большого количества рисунков, распределенных по классам: животные, овощи, фрукты, цветы, одежда и т.д. Рисунки были крупные, правильные, на белом фоне, к ним – соответствующие подписи для родителей (я, например, как оказалось, не знаю некоторых птиц и зверей:))) В течение последующего года эта книжка была настоящим хитом. Сейчас она буквально зачитана до дыр.

Еще одна неуемная тяга у нашего малыша – к стихотворениям. В течение многих месяцев периода младенчества я активно пользовалась этой слабостью, например, на приеме у врачей. Стоило только мне прочесть первую строчку знакомого стихотворения, как кроха успокаивался и давал спокойно себя осмотреть или взвесить. Правда, по вечерам мне приходилось заучивать массу новых стишков – но в этом тоже, согласитесь, есть своя польза. Вскоре меня здорово выручили диски и кассеты со стихами и сказками. Сейчас у нас особенно популярны такие авторы, как Пушкин, Маршак, Чуковский, Михалков, а также русские народные сказки – "Маша и медведь", "Коза-дереза", "Гуси-лебеди" и другие.

Неоправданно забытая, на мой взгляд, вещь – диапроектор. Сколько предвкушения и таинства было в этом действе: в полной темноте медленно прокручивать скрипучие пленки. У нас сохранился диапроектор мужа, еще вполне рабочий. А пленки мы заказываем новые: старые за 30 лет уже порядком выцвели. Артемке же просмотр диафильмов доставляет не меньше радости, чем нам самим. К тому же именно в это время вся семья собирается вместе: папа крутит ручку фильмоскопа, мама читает, а ребенок просто наслаждается процессом.

Но прогресс не стоит на месте. Возможности современного компьютера трудно переоценить. Это и разные презентации, и компьютерные игры для всех возрастов, и различные обучающие программы. До многого мы еще, конечно, не доросли, но интернетовские подборки слайдов уже вполне для нас доступны.

Хотя более щадящий способ познания и для детской психики, и для маленьких глазок – это "картонный вариант слайдов" – открытки. Еще с моего детства у меня сохранилось десятка полтора наборов репродукций известных художников. Мы с Темкой периодически перебираем эти наши сокровища. Правда, цели мои далеки от целей Сесиль Лупан – я даже не говорю сыну ни названий картин, ни фамилий художников. Хотя в картинной галерее меня ребенок удивил – узнал несколько портретов.

– Репродуцци! Репродуции!! – кричал он радостно на весь музей, а я краснела перед работниками зала.

Неплохая подборка репродукций в книге Лены Даниловой "Моя первая книга об искусстве", только, к сожалению, их качество оставляет желать лучшего. Если хотите, чтобы на ребенка что-то произвело впечатление – лучше разориться на дорогой полноцветный альбом.

Еще мне очень хочется приобщить ребенка к театру. Пока, правда, я так и не рискнула сводить его на какой-нибудь детский спектакль. Сомневаюсь я больше не в усидчивости своего малыша, а скорее опасаюсь неадекватной реакции на какой-нибудь раздражитель – яркий свет, громкую музыку. Домашние же мини-представления пользуются у нас большим успехом. В последнее время мы увлечены книгой Олеси Жуковой "Игры со сказками". В пособии предлагается вырезать и склеить картонные фигурки персонажей и разыгрывать вместе с ребенком известные сказки. Также в книжке присутствуют и другие задания по сказкам – на логическое мышление, сообразительность и внимательность.

Эти задания Артем выполняет тоже с большим удовольствием. Вообще, у нас неплохо идут различные рамки и вкладыши а-ля Мария Монтессори, "Колумбово яйцо", картонные пазлы. Последний хит – "Собери квадрат" Никитина, уровень первый. С подобными играми ребенок может проявлять просто чудеса терпения и целеустремленности.

Чего не скажешь, к сожалению, про творческие занятия. Рисовать мы любим, и кисточкой, и пальцами – только вот хватает нас минут на пять, не больше. Чуть больше времени занимает лепка из пластилина – "колбаска + лепешка = грибок" – любимый сюжет. Но для данного возраста и это неплохо. Интересная методика лепки из пластилина представлена в пособии "Пластилиновый снежок. 1-2 года" из серии "Школа семи гномов". В книге предлагается прилеплять лепешки из пластилина на бумагу. Например, нужно покормить нарисованных курочек горохом. Ребенок отщипывает кусочки зеленого и желтого пластилина и расплющивает его на рисунке. Более продвинутый уровень в пособии "Пластилиновые картинки. 2-3 года". Там уже нужно не просто прицепить пластилин к листу, но и размазать его, например, в виде лучиков у солнышка.

В серии "Школа семи гномов" есть и другие пособия, направленные на различные виды детского творчества. Мне понравилась книга "Умная вырезалочка. 2-3 года". По заданию ребенок вместе с мамой должен вырезать нужную деталь (например, нос снеговика практически произвольной формы) и приклеить ее на картинку. С приклеиванием Артем справляется хорошо. Но, к моему стыду, вдруг выяснилось, что он совершенно не умеет держать в руках ножницы, в то время как дочка подруги гораздо младшего возраста вовсю крошит журналы. Еще бы, ведь я всегда усиленно оберегала сына от всего острого и потенциально опасного. Нужно срочно исправляться.

Самое любимое творческое занятие для Темы – создание объемных картинок. Для этого нужна бархатная бумага, мелкая крупа (лучше манка) и клей. На бархатной бумаге мама рисует при помощи клея (удобнее всего роликовый) какое-нибудь изображение. Затем ребенок высыпает на лист крупу из тарелки. Через пару секунд стряхиваем обратно – и рисунок готов. Очень красиво получаются белые звезды на черном фоне или снежинки на голубом.

А вот создавать картинки из мозаики нам пока не очень интересно. Единственное исключение – магнитный конструктор. При помощи различных геометрических форм (крупных и мелких квадратов, колец, полукругов, дуг и т.д.) Темка складывает различные варианты одного-единственного предмета – автомобиля.

– А это какая машина? – настойчиво выясняет ребенок.

– Ну, Волга...

– Нет. Жук. "Фальсаген жук"!

К магнитам у нас, вообще, особая любовь. Чуть ли не первым словом сына было слово "магнитик". Мы активно играли с магнитными держателями, буквами, карточками. Сейчас мы активно практикуем игру с карточками "Магазин".

Я создаю несколько отделов "магазина на холодильнике" – продуктовый (из карточек с изображением сыра, колбасы, хлеба и т.д.), мебельный (диван, кровать, стол...), обувной, отдел одежды, посуды, игрушек. Затем мы с ребенком уходим в детскую, я даю ему деньги и посылаю в магазин, например, за хлебом. Он бежит, кладет монетку в чашечку и возвращается с нужной карточкой. По мере игры задания усложняются – нужно совершить не одну, а несколько покупок из разных отделов магазина. При этом ничего не забыть и не перепутать. Эта игра хорошо стимулирует внимание, память и помогает ребенку классифицировать предметы.

В этом плане интересны и картонные игры издательства Дрофа "Чей малыш?", "Мама, папа, я", "Домовенок", "Ассоциации" и другие.

Что и говорить, у нас, в отличие от наших бабушек, гораздо шире возможности для проведения интересного досуга с нашими детьми. Давайте же будем этим пользоваться и делать жизнь наших малышей более яркой и насыщенной.

В тексте описан личный опыт автора
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Оригинальный вафельный сэндвич, в котором можно менять начинки
Оставить комментарий к статье "Нераннее развитие"

Вы не авторизованы.

Привет! Вот как всегда, у нас во многом ситуации похожи. Когда я двухнедельной Оле читала стишки Барто и Чуковского, меня мама оптимистично уверяла, что они мне "еще успеют надоесть", когда в полгода у нас в доме звучали записи детских песен, мне говорили, что я их еще успею наслушаться и т.д. Когда книжки -картонки я ей покупала где-то то же в полгода - тоже все удивлялись, зачем такой малявке читать. Сейчас та же песня с буквами и цифрами, в которые Оля постоянно тычет пальчиком и вопросительно смотрит на меня. Что ж, купили ей настенную азбуку, пару ярких книжек с буквами и цифрами под возгласы "Рано еще, лучше сказку про "Курочку Рябу" ей почитайте!" Благо сейчас очень много красивых, ярких развивающих пособий. А вот рисовать нам нравится очень, садимся за краски по нескольку раз в день:) , Оля либо сама каляки-маляки рисует, либо просит, чтоб я ей нарисовала что-то. А из пластилина мы любим вот как делать: когда я ей вылепливаю ( с ее помощью, конечно) зверушек и человечков, потом тарелочки и чашечки - а дальше разыгрываем ролевуху:) Зато в плане всяких головоломок и кубиков у Оли полный пофигизм:) В общем, я с тобой согласна, и ранним развитием это тоже не считаю, и ребенок у меня никакой не раннеразвитый вундеркинд, а обычная маленькая шкода:) Но заниматься все равно интересно и приятно.
Ты мое письмо получила? Жду ответа:)
2007-02-20, white-dove
Вот! А нам, как это ни странно, никто не говорил про книжки, что рано. Хотя первые книжки я купила сыну в 4 месяца. И он с большим интересом рассматривал в ней картинки. И с буквами было интересно, если в год Сашка в азбуке тыкал пальчиком в картинки (в основном в трактор и в экскаватор :)), то в год и два месяца он стал тыкать пальчиком в буквы! Конечно, я стала их называть. Сейчас ему год и три он радостно выделает буквы, как класс - как только увидит буквы на коробке, в книжке, на улице начинает их "называть". Обычно получается либо "а", либо "п", либо "бу", либо "з". Хорошо знает он буквы А и О. С отсальными часто промахивается. Но мы и не стремимся выучить алфавит :) Просто называем буквы тогда, когда сыну это интересно. Как-то во время дневного сна я написала крупные буквы на листочках бумаги и наклеила их на уровне глаз ползающего ребенка. Успех был потрясающим :) Сашка был в восторге.
Вообще, спасибо автору за статью. По-моему, хорошо получилось. Получилось про то, что надо наблюдать за своим ребенком и заниметься именно тем, что ему интересно в данный момент. У моего сына сейчас есть еще одна страсть - все ныкать, прятать, засовывать в щелки. Чем мы с ним с удовольствием и занимаемся :)
Удачи всем в воспитании деток.
2007-02-20, enka_penka
Привет! Хорошая статья, мне понравилось. Многое из того, что ты перечислила, нам тоже знакомо. У нас "Собери квадрат" продержался на Олимпе недолго :(( Убрала до лучших времен. Буквы Дениз знал и в 2, и в 3, и сейчас уже в 4 года... За последний год научился читать слоги, пока дальше дело не пошло, но я и не парюсь по этому поводу, у нас еще минимум 2 года в запасе :)
Репродукции тоже смотрим, правда я говорю названия картин (не знаю, какие там цели у Сесиль Лупан, мы память тренируем и просвещаемся, причем, в основном я :))
С театром - зря, можно уже начинать, можешь сводить для начала в цирк, чтоб Темка со световыми эффектами ознакомился, к тому же там в некоторых рядах ребенку стоять можно. Еще у нас в кукольном неплохо.
Понравилась ваша игра "в магазин" с магнитами, надо взять на заметку ;)
2007-02-20, Инна.
а я хотела быть такой, старалась-безрезультатно-ребенок ненавидит книжки и люую другую форму печатного слова, ненавидит стихи, буквы, не знаю, чтоделать-сами пишете, что невозможно научить тому чего не хочет, может это генетика такая, так вроде у нас сэтим все в порядке, я книжки в детстве обожала, да и муж был книжным мальчиком, а у нас соранец растет, 5 минут на месте не посидит, соответственно книжки рассматривает как пыточное орудие, которое придумали взрослые, чтобы его удержать на месте. в общем не все от мамы зависит, ребенок не белый лист, на котором что захочешь, то напишешь, видимо, какая-то генетика определяет расположен ребенок к книжкам и раннему чтению или нет.
2007-02-21, nastya
Nastya!Я видимо ваш собрат по несчастью.Читаю статью и удивляюсь,бывают же такие дети,а мой сынуля (3х лет)обожает все разрушать.Книги пролистываются у нас с такой быстротой,что я даже не успеваю хотя бы окартинках рассказать.все фигурки из пластилина с возгласом "щипать" превращаются в одну большую кучу.Краски интересуют мало,единственное что меня спасает это то,что он слушает стихи и сказки,которые я читаю наизуст,приходится много заучивать.
2007-02-22, татьяна
Так это самое настоящее ранне развитие, о котором тут говорят : ) Н обязательно читать книги о здоровом питании, чтобы выбирать для себя здоровую пищу, и не оязательно изучить все религии, чтобы иметь свое мнение по поводу того, есть ли Бог и какой : ). Если для вас то, что вы делаете пришло интуитивно - вы можете собой гордиться и потом напичатать свой дневник многим, кто интересуется ранним развитием.
2007-02-26, Натал
Замечательно, что Вы так организованны и успеваете заниматься с сыном такими разнообразными вещами. Мне, честно говоря, просто физически не удавалось столько времени уделять занятиям. Было практически всё из вышеописанного, но не систематически, и поэтому, наверное, многое забылось. Надеюсь, не навсегда. Сыну пятый год, хит (после сада, вечером) - квадраты Никитина, 3 уровень.
2007-02-20, Екатерина
Поделитесь:

20.02.2007
Обновлено 29.05.2020
Статья дня
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Оригинальный вафельный сэндвич, в котором можно менять начинки
Близкие по теме статьи
Дети Никитиных. Что дало нам раннее развитие и дружная семья. Часть I
Дети Никитиных. Что дало нам раннее развитие и дружная семья. Часть I
Физик, химик, юрист и акушерка – о своем детстве и родителях
5 простых игр для развития ребенка 2-3 лет: клеить и вырезать не нужно!
5 простых игр для развития ребенка 2-3 лет: клеить и вырезать не нужно!
Развивающие игры для детей – своими руками: домашние вещи и 30 минут времени
Ребенку — 1 год. Раннее развитие: с чего начинать?
Ребенку — 1 год. Раннее развитие: с чего начинать?
Обзор развивающих пособий и опыт "бесполезных" игр.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!