Согласно неофициальной, но ежегодно подтверждаемой результатами ЕГЭ статистике, большая часть школьников испытывает проблемы с изучением математики. Это, пожалуй, единственный предмет школьной программы, который по-настоящему ненавидят, которого боятся, который вызывает у учеников нервные реакции. Почему так происходит? Елена Горбунова, учитель математики в математической школе "Альфа", описала три распространенных мифа, которые питают страх перед математикой.
Технари VS гуманитарии
Как-то так у нас сложилось, что с раннего детства родители пытаются понять, какой склад ума у их ребенка — математический или гуманитарный. Неудивительно, что в школьные годы любые проблемы с точными науками объясняются каким-то не тем складом ума. Ребенку не остается ничего, кроме как смириться и налегать на языки.
Конечно, подобный подход не оставляет ученику шансов полюбить математику. Начинаются прогулы, двойки, из-под палки выполненные домашние задания, невнимательность на уроках, еле-еле сданные экзамены и выбор вуза по принципу "где математика не нужна".
Правда в том, что базовый курс математики в школе может освоить любой ученик, независимо от склада ума. Конечно, кому-то предмет будет даваться быстрее и проще, но другой через тернии придет в итоге к не меньшему результату и на этом пути научится справляться с трудностями и побеждать вопреки обстоятельствам.
Мальчики VS девочки
Несмотря на то, что девушки сегодня все чаще осваивают так называемые мужские профессии, миф о "математика — для мальчиков" все еще сохраняется в наших школах и головах. С раннего детства родители говорят сыну: "Будешь отличником по математике". При этом перед дочерью задачи могут ставиться совсем иные: от установки на языки до сомнительного "мальчики работают, а девочки красивые".
Корейские ученые провели интересный эксперимент: класс разделили на две группы, в каждой были и мальчики, и девочки. Первая группа не проходила никакой предварительной подготовки, и мальчики показали результаты выше, чем девочки. Со второй группой предварительно занимался психолог, предложив детям пройти несложный тренинг по снижению тревожности, а лишь затем отправиться решать задачи. В этой группе результаты были равные: девочки справились с математическими заданиями не хуже мальчиков.
Вывод прост: математика не имеет гендерных предпочтений, а потому не стоит навязывать детям ложные установки.
Мотивация VS психологическое напряжение
Многие востребованные специальности связаны с математикой. По крайней мере, математика нужна для поступления в вуз, а часто эта дисциплина сопровождает студентов и на протяжении всего образовательного пути. Родители это понимают, учителя понимают, чиновники и работодатели тоже все понимают, и, конечно же, детям уже в начальных классах рассказывают о том, как важно изучать математику.
Нервное напряжение растет с приближением к ЕГЭ. Когда до экзаменов остается год или даже два, родители начинают привлекать репетиторов по математике, записывать ребенка на многочисленные факультативы, курсы и т.п. В результате вокруг ученика создается атмосфера тотального давления и нервного напряжения: если не решу задачу — упущу свой шанс на счастливое профессиональное будущее.
Психологи утверждают, что у некоторых учеников в сознании формируется прямая причинно-следственная связь: "математика на отлично — жизнь на отлично". В связи с этим могут случаться нервные срывы, если вдруг желаемого результата достичь не удалось. Провал на экзамене всегда переживается болезненно, однако вряд ли с каким-то еще предметом связано такое количество надежд и амбиций.
Что такое математическая тревожность
В ХХ веке появился термин "математическая тревожность". Подобное состояние связано с плохо осознаваемыми источниками опасности. Если спросить у школьника, почему он не любит математику, то четкого ответа скорее всего не последует. Эмоциональные выпады вроде "Не люблю", "Скучно", "Сложно" и т.п. в ситуации разобраться не помогут. При этом нервные реакции возникают не только в контексте "травмирующей" ситуации (урок в школе, вызов к доске, контрольная работа или экзамен), но и при столкновении с любой необходимостью оперировать цифрами.
Признаки математической тревожности у ребенка:
- панические состояния в ситуации, когда учитель вызывает к доске, просит ответить на вопрос перед всем классом, во время контрольной или экзамена;
- неуверенность в себе, заниженная самооценка, убежденность, что "все в классе понимают больше и лучше";
- нежелание делать уроки (именно математику), вызванное не ленью или стремлением подольше поиграть, а страхом вновь столкнуться с неразрешимой проблемой;
- постоянное сомнение в правильности вычислений (ребенок будет обращаться за помощью по каждому, даже самому элементарному, вопросу);
- категорическое нежелание попробовать альтернативные методы обучения (математические игры, обучающие фильмы, лекции в интернете, онлайн-занятия и т.д.). Ребенок заранее убежден, что у него ничего не получится.
Как помочь ребенку в изучении математики?
- Прежде всего, не формировать у ребенка страх перед учебой. Фразы, которым мы даже не придаем значения, могут существенно повлиять на детскую психику: "Не будешь хорошо учиться, ничего не добьешься в жизни", "Мама с папой очень огорчаться, если ты не напишешь контрольную на 5", "Если бы старался (старалась), то отметка была бы выше" и т.п. Нам, взрослым, кажется, что ребенок понимает воспитательную роль подобных речей, а он в свою очередь думает, что не оправдал надежды родителей.
- О предмете, который вызывает трудности, нужно говорить в позитивном ключе. Да, что-то не получается, не с первого раза задача решается, но сам поиск правильного решения может быть увлекательным приключением. Не раздражайтесь, когда ребенок просит помочь с домашним заданием. Но и не решайте все за него. Лучше всего — указать на наличие ошибки либо направить на верное решение, а основную часть — поиск этого самого решения — оставить за учеником.
- Интересуйтесь предметом, который вызывает трудности у ребенка. Полистайте учебник, поищите в интернете альтернативную литературу: качественный научпоп действительно спасает. Например, книга Иэна Стюарта "Невероятные числа". Предлагать ее ученику 1-го класса, конечно, смысла нет, но более взрослому школьнику наверняка понравится. Не поленитесь и прочтите сами. Пробудить интерес к математике помогут книги, развивающие смекалку, логические задачи, головоломки.
- Не связывайте напрямую успех в учебе и ценность ребенка как личности. Не формируйте культ отметки. Контрольная работа, написанная на отлично, — это здорово, но даже если в дневнике стоит не "пять", ребенок от этого не становится менее ценным и значимым для своих родителей, для мира и для самого себя. Учите детей переживать неудачи спокойно, но при этом не сдаваться и пробовать снова и снова.
- Экспериментируйте с образовательными форматами. Объяснений учителя ребенок может не понимать, но это не означает, что придется ненавидеть математику до конца школьных лет. Всегда можно постараться справиться с проблемой самостоятельно: при помощи специализированных приложений, онлайн-ресурсов, частных педагогов, обучающих игр, видеороликов на ютуб и т.д.
Как учить математику: 4 лайфхака
- Внимательно вчитываться в каждое слово или символ нового определения, правила, формулы. Задавать себе вопрос: "Почему именно оно и можно ли его заменить?" — это поможет отлично проработать новый материал самостоятельно.
- Прописывать решение так подробно, как только возможно. Всегда все сводить к самому простому: стереометрию — к теореме Пифагора, вычисления — к "2+2".
- Не использовать слова "очевидно", "аналогично" и т.п. А если кто-то, например учитель, использует их при объяснении, задавать уточняющие вопросы. Тому, кто действительно разбирается, не составит труда объяснить и "разжевать".
- Проверять ответы, решив задачу, пример или уравнение принципиально другим способом. Например, уравнение можно представить функциями, нарисовать их в координатной плоскости и предположить их точки пересечения — корни уравнения.