Родителям сегодня приходится активно вовлекаться в учебу детей, если в их планах вырастить успешного и всесторонне развитого человека. Задействованы оказываются онлайн-платформы, репетиторы, многочисленные курсы подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и другим экзаменам. Разработчики искусственного интеллекта (ИИ) тоже спешат на помощь к экзаменующимся. Однако место ИИ в учебе пока остается для многих родителей невыясненным. Как использовать достижения во благо ребенку, не позволяя ему лениться в учебе? Расскажет Никита Дмитрук, создатель искусственного интеллекта NIKA, приложения доступного на IOS и Android.
Как ИИ упрощает процесс обучения
В классическом образовании формирование индивидуальной программы – очень сложный и трудозатратный процесс. А вот ИИ способен разработать ее в разы быстрее. В этом, пожалуй, и заключен главный бонус, который получают родители, решая привлечь нейросети к образованию своих детей.
Для начала можно дать ИИ базовую вводную – возраст ребенка. Это уже позволит нейросети подобрать и адаптировать информацию так, чтобы ее смог легко воспринять ребенок. В этом направлении ведется активная работа, и искусственный интеллект становится все "умнее" с каждым днем.
Чем больше конкретики родители добавят в запрос (например, укажут интересы ребенка, уровень знаний, предпочтительную методику), тем более персонализировано нейросеть подойдет к процессу обучения. В дальнейшем она сможет корректировать "учебный план", опираясь на данные, полученные в процессе взаимодействия с учеником – например, давать дополнительные упражнения или объяснения, если ребенок испытывает трудности в определенной области.
Среди других бонусов, которые дает нейросеть, можно назвать:
- мгновенную обратную связь (ребенок сразу видит свои ошибки и достижения);
- игровой подход (ИИ отлично адаптируется под возраст, и создавать игры, которые помогают детям запоминать новый материал с большим интересом и вовлеченностью);
- разнообразие материалов (ИИ может подобрать то, что лучше всего подойдет конкретному ребенку, в зависимости от особенностей его восприятия - видео, аудио, тексты, интерактивные упражнения);
- доступность (учиться с ИИ можно в любое время и из любой точки мира).
С чего начать?
Если вы планируете использовать нейросети для обучения, не лишним будет ввести ребенка в курс дела и донести базовые принципы взаимодействия человека и искусственного интеллекта.
Детям помладше можно объяснить, что ИИ – это не Электроник из старого советского фильма, который будет вместо ребенка ходить в школу и сдавать экзамены, а помощник, который поможет учиться легче, быстрее и эффективнее.
Старшим школьникам, которые, скорее всего, не хуже родителей оперируют понятиями "нейросеть" и "искусственный интеллект" можно предлагать статьи и видео по теме. Обсуждайте их, вместе размышляйте о плюсах и минусах – это не только позволит соблюсти "технику безопасности" при использовании нейросетей в обучении, но и прокачает навыки критического мышления.
И, конечно, практикуйте совместно творчество. Посоревнуйтесь с ИИ. Предложите одну задачу а всех: себе, ребенку и ИИ. Затем сравните подходы к решению, обсудите результаты. Поставьте оценки.
Как выбрать подходящий ИИ
Для помощи детям в обучении родители могут комбинировать разные типы ИИ.
Персональные образовательные помощники – это как раз те программы, которые, применяя машинный алгоритмы, адаптируются к индивидуальным потребностям и уровню знаний ребенка. Они составляют задания, подбирают материалы для изучения и отслеживают прогресс.
Другой тип ИИ – чат-боты, которые могут отвечать на вопросы ребенка по любым темам, связанным с обучением. Они используют нейросети и алгоритмы обработки естественного языка, чтобы понимать запросы и давать соответствующие ответы.
Также существуют приложения для мобильных устройств, которые используют ИИ для обучения. Например, программы для изучения языков с голосовым распознаванием и алгоритмами машинного обучения для оценки произношения и обратной связи.
Кроме того, родители могут использовать нейросети точечно, например, для контроля усвоения знаний, полученных в классическом образовании. Так при тестировании ИИ анализирует ответы ребенка, и может указывать, на какие темы и правила необходимо обратить более пристальное внимание.
Минимизируем риски
Что касается информационной безопасности, то разработчики обучающих программ на основе ИИ, уверяют, что дети получают только ту информацию, которая предназначена для их возраста. Это обеспечивается путем создание многокомпонентных кодов.
Гораздо более остро стоит вопрос о том, заменит ли ИИ "живое" обучение. С одной стороны, очевидно, что технологии и дальше будут развиваться семимильными шагами. Отрицать их и делать вид, что это мода, которая скоро уйдет, недальновидно. Логичнее будет уже сейчас познакомить детей с нейросетями и научить не просто пользоваться готовыми ответами и решениями, а понимать их, анализировать и воспроизводить. А также создавать свои собственные задачи, креативить, тестировать различные варианты.
С другой стороны, какой бы персонализированный и эффективный подход к обучению не предлагал ИИ, он не сможет в полной степени заменить непосредственное общение ученика и педагога. Поэтому главная роль родителей как раз в разумной внешней балансировке этих двух составляющих образовательного процесса.