"Жениться надо не на той, чьи глаза красивые, а на той, чья рука мягкая", — гласит ближневосточная пословица. За словами скрыты ожидания, что жена тепло приласкает, нежно прикоснётся, успокаивающе погладит. По умолчанию подразумевается, что мужчина только рад потрогать любимую женщину, будь то нечаянное касание влюблённых, скользящее и мимолётное прикосновение ставших родными друг другу людей или жаркое и сладостное соприкосновение во время близости. Для нелюдимых и недотрог нет места в этой идиллии.
"У меня так же. Именно со средним сыном. Со старшим очень хороший контакт, он моя опора. С младшим тоже на одной волне. А со средним — всё именно так, как вами описано. Иногда обнимешь его и чувствуешь, что ему это не надо, он просто терпит, пока у тебя прилив нежности закончится. Я не знаю, что ему нравится, чем он живет. Я не знаю, о чем с ним говорить, хотя тысячу раз пыталась. Ему уже 18, и я чувствую, что он тоже скоро уйдёт из дома, и поддерживать связь на расстоянии будет ещё тяжелее", — пишет мама психологу.
"У меня с мамой, наверное, такие же отношения. У меня много друзей, я легко могу любому из них сказать, как я их люблю, пошутить или что-то ещё. Но с мамой дольше минуты в одном помещении быть не получается. Не чужая, люблю, но на расстоянии. Чем дальше и реже, тем лучше".
"У меня с отцом так".
"У меня тоже. Было много ко мне предъяв за холодность и отсутствие чувств. Не могу понять этих предъяв, что — от этого они появятся? С парнем сюсюкаемся постоянно, а с родителями — холодные отношения.
Но мать сама виновата — у нас чувства проявлять просто не принято. Объятия, поцелуи, эмоции — это не про нашу семью. Смотрю на отношения парня с его матерью, как она его обцеловывает и как на праздники ей звонит и распинается в выражении любви — для меня это странно. А для него моё сухое раз в полгода: „А, ну это, да все норм, пока“ странно. Говорит: „Подыграй, скажи, что любишь“, а я так не могу себя вести, не умею и не хочу".
Почему тактильный контакт нужен не всем?
Отчего наши дети такими выросли? Почему им не нужны прикосновения? За ответом отправляемся в научную библиотеку. Что узнали о прикосновениях учёные? Англоязычный мир предлагает целый ворох идей.
Научпоп словоохотливо рассуждает о the hunger for touch, tactile hunger — тактильном голоде.
Феминистическая публицистика непоколебима: все на борьбу с tactile control — тактильным контролем.
Академическая психология с нудными неврологическими подробностями пишет о психопатологии tactile hypersensitivity — тактильной гиперчувствительности у аутистов.
Аппаратчики показывают коллегам размытые картинки с подписями о нейровизуальных методах изучения haptic processing — переработки головным мозгом информации об осязании.
Врачи делятся узкопрофессиональными находками о haptic feedback in robot-mediated surgery — что ощущают руки хирурга, оперирующего с помощью робототехники.
Тысячи статей о младенцах и важности материнских объятий для развития психики малыша. И ни слова о взрослых, которым не требуется тепло рук и объятий, не нужна точка касания с другим человеком.
Почему они так себя ведут?
В 1960-е годы феномен объясняли культурно-историческим фоном. Чопорная викторианская Англия и экзальтированная Латинская Америка, несомненно, отличаются в выражении чувств.
Сидни Джерард (Sidney Jourard), психолог Флоридского университета, наблюдал за tactile behavior — тактильным поведением парочек за столом в кофейнях в разных странах мира. Он заметил, что в течение часа в Пуэрто-Рико влюблённые касались друг друга 180 раз, в Париже — 110, во Флориде — 2 раза, а в Лондоне вообще не прикасались друг к другу.
В 2017 году работу Сидни Джерарда повторили, а результаты опубликовали в Journal of Mass Communication and Journalism. Сравнивали кофейни не в разных странах, а в мегаполисах, городах и посёлках в США. Любопытно, что в двух третях случаев инициаторами прикосновений выступали мужчины. Оказалось, что парочки в среднем прикасаются друг к другу три раза за 20 минут. Это примерно десять раз в час.
В глобализированном двадцать первом веке поугас тактильный пыл, констатировали американские исследователи. И научная добросовестность не подвела. В статье сообщается, что на 18 наблюдаемых пар пришлось два случая "недотрог". В одной паре вообще не прикасались друг к другу, а в другой люди потрогали друг друга только один раз.
Это составляет 11%. Другими словами, отсутствие прикосновений в общении — вариант нормы.
Специалистам известно, что психиатрические заболевания встречаются с частотой 3-10 случаев на 1000 человек, то есть в случае патологии речь идёт о долях процента. Будь нелюбовь к прикосновениям патологией, среди 18 случайных пар посетителей кофейни в городе она вообще не встретилась бы.
Сделаем выводы из прочитанного и адресуем вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?" не академическим психологам и врачам-психиатрам, а практическим психологам.
Если ваш ребенок или партнер не любит прикосновения
Недотроги встречаются как среди мальчиков, так и среди девочек. Не любят прикосновения как мужчины, так и женщины.
"Моей дочери 11. Когда я забеременела ею, я была счастлива как никогда в жизни. Мечтала, как буду тискать-зацеловывать её, как мы будем смеяться и обниматься вдвоём. Она не подпускает меня эмоционально к себе. С бабушкой у неё лучше контакт, взаимопонимание на каком-то флюидном уровне. От меня ей ничего не нужно: ни приласкать, ни спеть песенку, ни погладить по голове, ничего. Она ёжится и отстраняется, если я хочу утешить её, приобнять. Так было всегда, с её раннего детства. Когда ей было грустно, она уходила за шкаф и сидела там на старом одеяле. А мне было горько от того, что родной человек холоден со мной.
Она вообще очень скрытная, никогда ничем не делится, трудно понять, что у неё на душе. Я пыталась достучаться до неё, поговорить с ней, объяснить ей, что так нельзя, что люди должны разговаривать о том, что их волнует. Что она живёт в семье как чужая. Что когда она отворачивается спиной, это причиняет мне боль. В конце таких разговоров я срываюсь и начинаю орать на неё. То, что происходит между нами, ужасно. Мне хочется её оскорблять, я понимаю, что ненавижу её за то, что она отвергает меня, не подпускает к себе. Я физически чувствую, что я ей неприятна.
— Если предположить, что у вашей ярости есть свой спасительный смысл, от чего вас защищает злоба в отношениях?
— Я чувствую себя ограбленной. Моя жизнь без неё не полна. Я так мечтала, что мы с дочерью будем близки, будем делиться всем на свете друг с другом (плачет). У меня самой мама очень закрытый человек. Для меня это как крах всему".
Легко увидеть, что ожидания близких доставляют нелюдимам и недотрогам больше всего проблем. Сами они живут в ладу со своими (минимальными) потребностями в сопричастности душой и телом другим людям. Иногда для удовлетворения потребности быть вместе им достаточно иметь в своём мире лишь одного человека.
"А бывают ли дружелюбно-общительные недотроги и нелюдимы, обожающие, когда их кто-то зацеловывает и тискает?" — спросите вы.
Бывают, конечно! Всякие случаи бывают.
Психотерапевтам хорошо известны разные типы привязанности у взрослых (безопасная, амбивалентно-сопротивляющаяся, избегающая, дезорганизованная) и травматическое избегание как доверительных отношений (душевной близости), так и тактильного контакта (телесной близости).
Когда душа переполнена страхом или болью из прошлого, показана психотерапия посттравматического расстройства. Бесплатную консультацию врача-психотерапевта можно получить по полису ОМС. Существует "Стандарт специализированной медицинской помощи при невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройствах, посттравматическом стрессовом расстройстве в амбулаторных условиях психоневрологического диспансера (диспансерного отделения, кабинета)", утверждённый приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1223н. Он предписывает проводить тестирование у медицинского психолога, лекарственное лечение у врача-психиатра и психотерапию (в среднем 16 встреч).
Когда проблема в том, что тип привязанности партнёров в паре не совпадает, психолог проводит психообразовательную работу. Знание себя — сила, а знание других людей, как известно, — благо.
Иногда человеку требуется несколько психологических консультаций, чтобы отгоревать "неслучившееся" в отношениях и по-другому распорядиться своими собственными ожиданиями.
Словом, всё поправимо.
Возвращаясь к мысли, с которой начинался разговор, скажу: жениться надо не на тех, у кого глаза красивые и не на тех, чьи руки мягкие, а на любимых. Потому что только любовь преодолевает все трудности.