О том, как недостаток сна у детей приводит к поведенческим проблемам, снижению успеваемости и ожирению, мы подробно рассказывали в одной из прошлых публикаций . Казалось бы, старшеклассники должны быть "покрепче". Однако их мозг имеет особенности, из-за которых им тоже нельзя спать меньше 8 часов.
Дефицит сна негативно влияет на детей любого возраста, но для подростков это особая проблема. Доказано, что в период полового созревания циркадная система — биологические часы — делает "смену фаз", и это состояние сохраняется в дальнейшем. Организм молодых людей перед достижением половой зрелости и организм взрослых устроен так, что когда на улице темнеет, мозг производит гормон мелатонин, который вызывает сонливость. Но у подростков эта система еще не до конца отлажена, поэтому мозг не высвобождает мелатонин в течение дополнительных 90 минут. Так что даже если подростки лягут в постель в 10 вечера (чего они, естественно, не делают), они лежат с открытыми глазами, уставившись в потолок.
Разбуженный будильником утром, мозг подростка все еще выбрасывает мелатонин. Это заставляет многих молодых людей снова упасть на постель и спать дальше: либо в начале уроков, либо — что опаснее — во время поездки в школу. Не удивительно, что молодые люди в Америке оказываются виновными в более чем половине 100 000 ежегодных аварий по причине сна за рулем.
Учитывая результаты исследований сна подростков, в некоторых школах решили сдвинуть начало занятий на более позднее время. Так, в Эдине, штат Миннесота, богатом пригороде Миннеаполиса, перенесли начало занятий в школах с 7:25 на 8:30. Это больше всего повлияло на самых успешных детей. Дополнительный час утреннего сна повысил результаты тестов по математике у лучших учеников Эдины на 56 пунктов, а по языку — на целых 156 пунктов.
Ученики в свою очередь говорили о повышении мотивации и снижении уровня депрессии. Короче говоря, дополнительный час сна улучшил качество жизни учеников. Это особенно поразительно, если учесть, что большинство детей в средней школе спят с каждым годом все меньше и их качество жизни снижается.
В университете Дармера, штат Кентукки, выяснили, как ежегодно сокращается длительность сна в средней школе на общенациональном уровне. В первый год 60% детей спят в среднем по 8 часов. Во второй год количество таких детей только 30%. Соответственно, растут проблемы. Зарегистрировано, что снижение продолжительности сна менее 8 часов удвоило число клинических случаев депрессии. Это состояние возникло более чем у одной восьмой от общего числа школьников, и трудно даже сказать, сколько из них страдает от менее выраженного расстройства.
В Лексингтоне, штат Кентукки, тоже сместили на час время начала занятий. Сравнив данные до и после принятия этого решения, ученые обнаружили, что число аварий по вине подростков снизилось на 25% по сравнению с остальной частью штата.
Увы, примеру Лексингтона последовали немногие — напротив, в 85% средних школ США занятия начинаются до 8:15, а в 35% школ — в 7:30 или ранее.
Принятию решения о переносе времени начала занятий препятствует ряд обстоятельств. Так, раннее начало позволяет привезти на школьном автобусе сначала старшеклассников, а затем отправиться за малышами. Сдвиг времени начала занятий мог бы привести к удвоению парка школьных автобусов. Кроме того, преподаватели предпочитают приехать в школу до заторов на дорогах.
А многих просто не убеждают научные данные. Школы Вестчестера отказались сдвинуть начало занятий в старших классах на час — чиновник, от которого зависело принятие решения, сказал буквально вот что:
— В этом есть что-то, что мне не нравится.
Доктор Марк Мэхуолд слышал все эти аргументы. Он был директором Миннесотского регионального центра нарушения сна и пытался добиться переноса начала занятий на час. Он убежден, что школы делают все, чтобы в них было удобно взрослым: нет никакой причины, связанной с образованием, начинать занятия так рано.
— Школы созданы для образования — значит, нужно всемерно способствовать обучению, а не мешать ему! — говорит он.
— Нам казалось, что доказательств достаточно, — вспоминала Кэрол Янг-Клейнфелд.
Кэрол живет в Вилтоне, штат Коннектикут, в 30 милях от Нью-Йорка. Вилтон также экономил деньги, гоняя автобусы в два рейса, поэтому занятия в школе начинались в 7:35 утра. Но несколько лет назад Клейнфелд попала на встречу с Кевином Салливаном, бывшим тогда сенатором штата, который рассказал о том, насколько разумно начинать занятия в школе на час позже. Кэрол, матери подростка, идея пришлась по душе.
Она и другие родители убедили район сместить время начала учебы в школе на 8:20. Зак, сын Кэрол, когда-то был счастливым ребенком, но в школе он стал мрачным, всем недовольным подростком.
— Он был настолько недоброжелателен, что я думала: мы потеряли его, — вздыхает Клейнфелд. — Мы потеряли ощущение общности... Но когда время начала занятий в школе перенесли, я не могла поверить своим глазам. Наш ребенок вернулся! Зак спускался утром с улыбкой, начал общаться с нами. Повысилась и его успеваемость.
Некоторые ученые считают, что капризность, импульсивность, разобщенность подростков являются также следствием хронического недосыпа. Может, и впрямь надо дать им высыпаться?
Доктор Роналд Дал из университета Питтсбурга замечает в связи с этим:
— Мы не знаем, ухудшается ли их состояние на 1% или на 60%. Ясно одно: дефицит сна вредит детям.