Вы хотите, чтобы взрослая жизнь ваших детей сложилась удачно? Чтобы они были счастливы в близких отношениях, получали удовольствие от секса, без проблем родили вам внуков, наконец? Тогда отношение к детской сексуальности и сексуальному просвещению подростков пора менять.
На мой взгляд, проявление того, что мы называем "сексуальность", начинается очень рано. Буквально с рождения. Когда маленький человек начинает расти, он проявляет естественный интерес к своему телу. Он трогает себя везде, где дотягивается, сосет палец руки и палец ноги и получает от этого искренний восторг.
Конечно, детей интересует часть их тела, находящаяся между ног. И тут у окружающих их важных близких людей возникают разные чувства и реакции, зависящие от мировоззрения и установок. Часто при виде того, что двухлетний мальчик теребит свой пенис, мама резко кричит что-то вроде "А ну-ка хватит!", "Не крути — оторвешь!" или просто так грозно произносит имя малыша, что в его бессознательном возникает тревога: что-то не так, опасность! "Может, я там обожгусь?! Или уколюсь?!" — усваивает ребенок на бессознательном уровне отношение к этой странной зоне на своем теле. "Все хорошее, а между ног что-то плохое", — сохраняется в ощущениях ребенка.
Каким образом и с какого момента сознание человека начинает подвергаться информационному воздействию, создающему запреты и особенности восприятия сексуальности? Вот история моей коллеги, молодой мамы, наблюдавшей за взрослением своего сына, с которым она старается воплощать идеи любви, принятия сексуальности и разумной свободы. Это история о том, как подобное воспитание маленького человека и его восприятие тела входят в конфликт с установками бабушек и дедушек, рожденных в СССР.
Мария, 32 года: Когда сыну было полтора года, он активно изучал свои гениталии, радовался любым изменениям: увеличению размера, дырочке на кончике члена, ему нравилось трогать то, что еще недавно скрывалось под памперсом, и наблюдать, как водичка прямо оттуда струйкой течет в горшок. Было жаркое лето, мы отдыхали в домике у Средиземного моря и надевать лишнее на кроху не было никакого смысла.
Я искренне наслаждалась этим восторгом малыша от новых ощущений. Бесконечно включала камеру на телефоне, чтобы запечатлеть эту эмоцию "Колумба-первооткрывателя". И в каком же шоке я была от поведения моих родителей, заметивших этот новый интерес внука!
Они краснели, вздыхали, заламывали руки. Им было явно неприятно, нет, им было жутко страшно. Они пытались его отругать, сунуть ему машинку или еду, лишь бы его руки были заняты чем угодно другим и не прикасались к этому запретному месту.
Родители волновались, что их внук "занесет грязь", "повредит кожу" или, самое очевидное, "станет онанистом". Любопытно было за этим наблюдать. Больно и любопытно. Я размышляла, откуда эти идеи, что они несут за собой и к чему могут привести, если дать им волю.
Что может знать маленький человек о своем писюне? Пока он не чувствует различия между ухом и пальцем ноги — в том смысле, что и то и другое ему просто интересно, и то и другое доставляет какие-то ощущения, помогает изучать мир и существовать в этом мире. Что будет, если сказать ребенку, что есть постыдные места на его теле, что будет, если это повторять постоянно?
"Не суй туда руки", — слышала я на пляже от мамы трехлетней девочки. Туда! Там что-то такое, что никак не называют и запрещают трогать. Какие чувства это может рождать у подросших детей?
Вместо половых органов — "черная дыра"
Когда малыш начинает изучать свое тело — не только пальчики ног, уши, пупок, но и гениталии, — реакция (действия, слова и эмоции) взрослых формирует восприятие себя и сексуальной сферы. Если бабушка и дедушка впадают в ступор (вероятно, от паники, страха, тревоги), то что малыш может подумать о своем подрастающем члене? Что это страшная штука, очень опасная! Что трогать ее очень нехорошо.
Если при этом его бьют по рукам или хлопают по попе со словами "Не смей так делать!", "Ты станешь онанистом!", то воздействие усиливается телесным опытом наказания.
Когда так реагируют бабушка с дедушкой пару раз в неделю, но при этом мама или папа ежедневно разделяют с ним радость самоисследования и создают позитивный, принимающий образ себя — "Ты прекрасен, и твое тело и все его части хорошие", — это одно. Если и родители запрещают прикосновения, внимание или разговоры о половых органах и всем, с ними связанном, — это другое.
Тогда в психике и телесности ребенка образуется "черная дыра", опасная и неприятная, или же эти чувства вытесняются и на месте половых органов, а значит, и сексуальности образуется слепая зона: этого нет, раз это нельзя, то будем жить без этого, благо в жизни есть много другого. И когда, например, на тренинге про точку G и вагинальный оргазм я говорю женщинам: "В возбужденном состоянии вам нужно пальчиком простимулировать свою точку G", в бессознательном у слушательниц возникает грозная осуждающая фигура, говорящая: "Нельзя! Плохая девочка!".
Как мы говорим с детьми о сексе — и что из этого следует
Как выглядит сексуальное просвещение в России? Детям исполняется 6, 9, 12, и мы вдруг на уроках биологии, дома, в поликлинике начинаем рассказывать им об опасностях, которые несет интимная близость. По запросу "как говорить с детьми о сексе" в поисковиках выходят ссылки на статьи про аборты, инфекции, насилие, принуждение, менструацию и предохранение.
Страх заразиться и забеременеть прививают своим детям родители, которые хотя бы как-то могут поговорить на эту тему. Некоторые женщины жалуются на то, что даже менструацию не могли обсудить с мамой, так как та демонстрировала, что это запретная тема. Единицы рассказывают детям о том, что секс — это про доверие, про эмоциональную близость и про удовольствие!..
Из-за вакуума, который взрослые создают вокруг темы секса, у подростков формируются страх, тревога, стыд и смущение, обволакивающие все, что так или иначе относится к сексу. А дальше в этот вакуум просачивается все, что накоплено культурой: использование женщины как объекта, ориентированная только на мужское удовольствие техника секса из порно. И подростки думают, что это и есть секс.
Мы выделяем интимную и самую наполненную страстями часть жизни в отдельную сложную тему, смущаемся сами и смущаем детей. Сначала придумываем сказки про аистов, потом учителя объясняют про яйцеклетку и сперму, затем случается первый опыт. А дальше — переживания первого опыта. В одиночку или с друзьями.
Вместо того чтобы впустить секс в наш ежедневный диалог с самым близким нашим человеком, мы закрываемся, а функцию главного коммуникатора отдаем медиа.
На уроках сексуального образования в США мальчикам рассказывают, что у них есть эрекция (т.е. возбуждение) и эякуляция (т.е. оргазм).
О чем узнают на этих уроках девушки? О том, что у них есть месячные и возможность забеременеть. О том, что заболевания, передающиеся половым путем, и нежелательная беременность могут сломать их жизнь.
В Голландии дети узнают о сексе в четыре года. Кажется, что это слишком рано, но если присмотреться, то оказывается, это возраст, когда малыши начинают обращать внимание на собственную анатомию и интересоваться разными частями тела. Голландские родители открыты для разговоров о сексе, что помогает их детям расти без чувства неловкости и спокойно воспринимать особенности своего тела.
А если начать говорить об удовольствии?
Можем ли мы нарушить табу и начать говорить об удовольствии и праве на него, о чувственности и наслаждении, об уважении границ, ответственности и сексуальном поведении, о взаимности, чувстве стыда, незащищенности и неуверенности?
Пэгги Оренштайн в своей беседе на TED "Что думают девушки о своем удовольствии от секса?" рассказывает об опросе 300 девушек из аналогичных вузов США и Голландии. Их спрашивали о сексуальном опыте. Многие американки говорили о сожалениях, заболеваниях и нежелательной беременности.
Голландки оказались значительно более довольными. Когда их спросили, как они думают, почему они так довольны своей интимной жизнью, они отвечали, что, вероятно, потому, что их родители, учителя и доктора говорили с ними о сексе. И, что очень важно, они не запугивали их, как часто делают у нас. С ними говорили не только о рисках и ответственности, связанных с сексом, но и об удовольствии и взаимном доверии.
Когда подростки начинают заниматься сексом, у родителей могут возникать разные тревожные и агрессивные чувства, осуждение, досада!.. Но! Разве не должна давать семья главное — сопричастность, поддержку, возможность довериться и идти по жизни, наслаждаясь связью с близким человеком, а не мучиться в вулкане страстей в одиночестве и изоляции. Скрывая и притворяясь.
Ранний сексуальный опыт не должен быть для юных созданий тем, с чем они должны справиться, что они должны пережить, отвоевать и выйти победителями с ранами в душе и зажимами в теле.
Мне хочется, чтобы не было табу в общении между детьми и родителями и можно было вместе говорить обо всем и получать тепло и поддержку друг друга.