"Наверное, съела что-нибудь", - думаем мы, когда не можем сильно удаляться от туалета по причине поноса или рвоты. И стараемся поскорее принять что-то "от живота", чтобы остановить рвоту или прекратить понос и не испытывать больше неприятных ощущений. Почему лучше дождаться, когда понос и рвота закончатся сами собой – и симптомами каких заболеваний они могут быть, кроме банальных отравлений?
Почему не стоит "глушить" таблетками состояния, когда наше тело избавляется от содержимого желудочно-кишечного тракта – с одной или с другой его стороны?
Во-первых, потому что так происходит очищение организма, и иногда причины этого очищения нам известны, а иногда нет. Современными препаратами можно почти всегда "заткнуть" пищеварительный канал с одного или другого конца – но станет ли нам от этого лучше?
А во-вторых, убрав такие симптомы, как понос и рвота, мы усложняем диагностику для врача – если все-таки придется к нему обратиться.
Единственное, чем стоит лечить понос и рвоту у взрослых – это препаратами, предотвращающими обезвоживание, если оно человеку грозит. Потому что причины рвоты и диареи могут быть гораздо многообразнее, чем алкогольное опьянение и отравление несвежей пищей в жару.
Рвота: так мозг заботится о нас, бестолковых
Помню, лет в тринадцать мне в руки попала семейная сага австралийской писательницы Колин Маккалоу "Поющие в терновнике", где среди других ярких моментов я запомнила, как главную героиню все время тошнило от волнения. Просто ужасно ей сочувствовала, заодно терзаясь вопросом: зачем вообще природа придумала, чтобы человека рвало, неужели без этой гадостной реакции организма невозможно обойтись?
Оказывается, нет. И на самом деле рвоте нужно сказать спасибо. Рвота — это самой природой задуманный механизм, который помогает нам выживать, избавляя от всего, что организм считает для себя опасным и неподходящим.
От нас тут мало что зависит. Содержимое желудка выбрасывается обратно через пищевод и глотку в полость рта по команде рвотного центра, расположенного в головном мозге. Смотрите, как все взаимосвязано: рецепторы в брюшине, почках и других органах сигнализируют наверх, что что-то пошло не так, а уже стимуляция рвотного центра вызывает знакомую каждому реакцию — все съеденное приходится возвращать не самым приятным путем.
Рвота бывает нескольких видов, в зависимости от механизмов возникновения.
Центральная рвота возникает по команде центральной нервной системы. Можно предположить, что именно рвота центрального происхождения была у главной героини книги "Поющие в терновнике" Мэгги Клири — в этом случае состояние возникает внезапно, не имеет связи с приемом пищи, зато частенько сопровождает неприятные впечатления и переживания.
Здесь "в игру" вступают гормоны стресса, которые вырабатываются в клетках головного мозга и в ЖКТ. И когда "в стрессе" голова, пищеварительный тракт спешит на помощь, выталкивая пищу и высвобождая тем самым организму энергию, которую тот потратил бы на ее переваривание.
Также центральная рвота может быть связана с повышением внутричерепного давления, гипертоническим кризом, морской и воздушной болезнями, мигренью, менингитом и опухолью головного мозга.
Токсическая рвота — это ответ на всякого рода отравления, будь то алкогольное, никотиновое, лекарственное или любое другое. Кстати, к этой категории относится и терзающий многих беременных токсикоз.
Висцеральная рвота говорит о нарушениях функций внутренних органов и может служить признаком различных заболеваний ЖКТ: от гастрита и язвы желудка до панкреатита, аппендицита и кишечной непроходимости. Конечно, по одному этому симптому диагноз не ставится.
Рвота — явление крайне неприятное, но в некоторых ситуациях наш головной мозг может о нас позаботиться только таким образом. Как родитель, отвешивающий подзатыльник ребенку, который сует пальцы в розетку: сурово, несовременно, антипедагогично, зато доходчиво (я надеюсь, завтра ко мне не придет ювенальная юстиция). Ну, а как иначе, если "ребеночек" не понимает, что вот тот восьмой бокал был явно лишним, или не стоило жадничать и есть забытую в холодильнике копченую рыбу, которая "то ли подпортилась, то ли показалось, но выбросить жалко".
Способы борьбы с рвотой зависят от ее происхождения. Было бы странно глушить рвоту успокоительным, если у вас развивается острый перитонит, правда? Поэтому начните с выяснения причины (если она не очевидна, как, например, в случае с морской болезнью). И не игнорируйте "голос" своего организма, который с помощью рвоты сообщает вам о возникших в нем проблемах.
3/4 всех поносов случаются от стресса
Диарея, как и запор — одна из наиболее частых проблем с кишечником. У кого ни разу не было, пусть бросит в меня рулоном туалетной бумаги. Причин развития поноса (а мы чаще привыкли называть это расстройство именно так) может быть множество: это и патологии системы пищеварения, и различные заболевания, и токсические отравления. Кроме того, диарея может сопутствовать стрессовым, эмоциональным и физическим перегрузкам, употреблению непривычной пищи или смене климата, приему некоторых лекарств и т.д.
Что считать диареей? Здесь, как и с запорами, действуют некие усредненные "нормы": обычно диареей называют частый жидкий стул более двух раз в сутки в большом объеме, иногда в сопровождении острой боли в нижней части живота, озноба, высокой температуры, рвоты. А иногда понос может быть хроническим, длиться более двух недель, и тогда это, скорее всего, говорит о синдроме раздраженного кишечника.
Поэтому очень важно не просто устранять этот недуг симптоматически, а понимать, откуда он взялся, обследоваться и бороться с первопричиной.
Интересно, что одни и те же психогенные факторы, ведущие к нарушению моторики ЖКТ, у одних людей способны вызвать запор, а у других — диарею. Причем "хроника" развивается на фоне длительно сохраняющегося неблагоприятного психологического фона, что, в общем-то, и логично.
Есть данные, что 75 процентов выявляемых расстройств в этой области имеют как раз такое происхождение и при смене обстановки на более благоприятную ситуация обычно улучшается. Если же психотравмирующая ситуация сохраняется, то получаем замкнутый круг: стресс нарушает моторику ЖКТ, а это, в свою очередь, еще больше усугубляет психоневрологические проблемы.