Слово "миллионер" наводит на мысли о куче денег, машин и о расслабленном образе жизни у бассейна. Однако "социальным миллионерам" — блогерам, набравшим миллионы подписчиков в социальных сетях, — расслабляться не приходится, ведь личный бренд надо постоянно поддерживать. Реально ли сегодня заработать в интернете, чтобы хватило на жизнь, или все раскрученные аккаунты были созданы давным-давно?
Кайли Дженнер
На самой вершине находятся, естественно, суперзвезды, дополняющие свои гигантские состояния броской заметностью в интернете. Сейчас у Селены Гомес 149 млн подписчиков в Instagram, а у Джастина Бибера — 110 млн. Это мировые звезды социальных сетей, чьи поклонники сидят в интернете с детства. Главная разница между ними и их раздававшими автографы предшественниками состоит в том, что они могут растить своих поклонников в Сети и одним твитом побуждать их к покупкам музыки, одежды и прочих товаров.
Самая юная из клана Кардашьян — Кайли Дженнер, дочь Криса и Кэйтлин Дженнер, чье детство прошло в интернете и на экранах телевизоров. Она использовала свой статус социального миллионера (132 млн подписчиков на сегодня только в Instagram) для продвижения своей линейки косметики Kylie Cosmetics. В первый же год она заработала на этом $40 млн и твердо идет к тому, чтобы при помощи фанатов в социальных сетях стать первой миллиардершей в своей семье, опередив остальных знаменитых сестер, даже Ким Кардашьян.
Ее примеру последовали другие знаменитости, запустившие линейки косметики или одежды. Товары, которые выводят на рынок сообразительные звезды социальных сетей, определяют модные тренды и даже способствуют изменениям в обществе. Взрывной успех придуманной Рианной (у которой 56,7 млн подписчиков в Instagram и 78,3 млн в Twitter) марки Fenty Beauty произвел фурор в мире косметики.
Сколько зарабатывают владельцы личных брендов
Тем не менее самый интересный микротренд заметен не на уровне явных звезд, а несколько ниже. Это прежде никому не известные люди, мгновенно становящиеся знаменитостями исключительно благодаря социальным сетям. Такие люди могут чем-то увлекаться, или быть специалистами в определенной области, или же просто пытаться пробиться в социальной сети, потому что она им нравится.
Десятилетие назад в интернете зажигали едва сводившие концы с концами блогеры. Нынешние социальные миллионеры — отчасти творческие личности, отчасти предприниматели и отчасти обозреватели. Канал в социальной сети, по сути, похож на личный телеканал, на котором можно размещать рекламу и обзоры товаров. При достаточном количестве просмотров рекламу можно продавать. С пятью или десятью тысячами подписчиков вы заработаете на этом около $50, но, когда их число переваливает за миллион, публикация или реклама крупных заказчиков начинает стоить более $10 000.
Любой человек, желающий привлечь внимание аудитории необычностью персонажа, оригинальными взглядами или опытом, может завести собственные каналы в социальных сетях и подключить рекламные агентства, чтобы начать зарабатывать.
Поставить такой контент на службу себе и приобрести миллионы подписчиков — задача не из простых. Пользователь Twitter с миллионом подписчиков, скорее всего, находится на этой площадке уже давно. Такие социальные миллионеры постят неутомимо и очень хорошо понимают, как устроена данная социальная сеть. При том, что многие молодые американцы мечтают "прославиться в интернете", осуществить это чрезвычайно трудно. В любом случае начинать приходится с горстки подписчиков, превращение которой в миллион занимает в среднем восемь лет, кроме случаев звезд кино или телевидения.
Мгновенно попасть в элитарный клуб тысячи пользователей Twitter с максимальным числом подписчиков не получится. У первых ласточек было преимущество. Twitter запущен в 2006 г. Сегодня аккаунты, появившиеся в первые три года его существования, составляют половину первой тысячи наиболее популярных. Сейчас в Twitter примерно 5000 социальных миллионеров. В YouTube их около 4000. Из миллиардов пользователей в клуб самых успешных попадают лишь очень немногие. А основа успеха тех, кто попал, ненадежна, поскольку поклонники могут в любой момент переместиться куда-то еще.
Мои знакомые — супружеская пара — оставили работу, чтобы начать бизнес в социальных сетях, причем муж ушел из крупнейшей юридической фирмы, в которой трудился с момента окончания юридического факультета. Они решили, что разбогатеют на своей собаке. У них 250 000 подписчиков, количество просмотров их видео, на которых собака делает удивительные трюки, растет. Но это далеко не самый очевидный путь к финансовому успеху даже для очень увлеченных людей.
Как стать звездой Инстаграм
Социальными миллионерами становятся по-разному, но в любом случае для успеха необходимо выделяться. Количество видео с котиками, ежедневно попадающих в Сеть, исчисляется миллионами, так что не рассчитывайте заработать на своей кошке, если только она не умеет летать. Большим успехом пользовались отдельные личности вроде Дженны Марблс или обозреватели компьютерных игр вроде Льюиса и Саймона. Пробились к известности некоторые комики, например Тоби Тёрнер. DisneyCollectorBR заработал $5 млн на обзорах игрушек. Другие получили десятки миллионов просмотров своих видео на темы личных отношений. Однако не стоит рассчитывать, что деньги польются на вас дождем, — для того, чтобы действительно сделать это бизнесом, придется постить видео каждую неделю или минимум два поста каждый день.
Собственным бизнесом обзаводятся и дети. Если они хорошо разбираются в спорте или каком-то хобби, много знают об одежде или отношениях между людьми, то могут попытаться стать социальными миллионерами. Если они прикладывают достаточно усилий, им порой удается получить подписчиков и заработать карманные деньги.
Для толковых ребятишек это новый вид дохода, благодаря которому можно даже оплатить высшее образование, хотя такое случается редко. Когда мне было 12 лет, я торговал с филателистами по почте, а Уоррен Баффетт катал по району тележку с жевательной резинкой. В наши дни восьмилетний ребенок с помощью отца запустил в YouTube канал EvanTubeHD, посвященный тому, что волнует других маленьких детей. Говорят, что он приносит $1,3 млн в год.
Сейчас автору EvanTubeHD 13
Сейчас главной площадкой для наращивания пользовательской базы стал Instagram, где максимальные доходы достаются тем, у кого есть несколько миллионов подписчиков. Блогеру необходимо следить за соблюдением авторских прав, если используется музыка, а при наличии спонсоров — соблюдать правила раскрытия информации. Ему приходится платить налоги, как частному предпринимателю, но можно вычесть из налогооблагаемой базы расходы на проезд и питание, понесенные во время съемок видео. Если получить деньги со спонсоров не удается, можно по крайней мере договориться с ними о компенсации потраченного времени и усилий образцами их товаров.
Такие попытки разбогатеть имеют мало шансов на успех. Примерно 90% тех, кто берется за это дело, не зарабатывают вообще, и лишь 1% — достаточно много, чтобы жить на полученные деньги. Но тем, кто попадает в остальные 9%, может хватать на оплату текущих расходов или на покупку нового автомобиля.