Синдром дефицита внимания и гиперактивности так или иначе влияет на все сферы жизни. Больше всего его проявления затрагивают отношения и выполняемость задач. В разные по уровню нагрузки периоды его влияние может меняться, но в той или иной степени вы будете его ощущать всегда. Давайте рассмотрим, как это происходит в разных сферах жизни.
СДВГ дома
Дом — это не только место, где можно расслабиться и отдохнуть, но и источник бесконечной рутинной работы. Такой не прекращающийся сизифов труд. Неудивительно, что все это вызывает огромное количество сложностей, тревогу и дискомфорт, а также ссоры с близкими.
Человеку с СДВГ трудно выполнять ежедневные задачи, а также оформлять пространство вокруг себя и поддерживать в нем порядок. Проблемы ожидают его на каждом шагу. У домочадцев к нему часто возникают претензии: "Нельзя, что ли, сделать нормально?", "Вот ты грязнуля, конечно!", "Бестолочь!", "Кому это надо — тебе или мне?" и т. д. Однако если у вашего близкого есть синдром, помните, что для него могут оказаться непосильными даже самые простые, на ваш взгляд, дела.
С чем обычно возникают проблемы
Ежедневная гигиена. Чистка зубов, умывание, уход — кто вообще придумал эти дьявольские процедуры, о которых нужно постоянно помнить и тратить на них столько времени и сил.
Выбор одежды. Каждый новый день нужно придумывать, в чем пойти, к тому же постоянно куда-то деваются те самые нужные штаны. А поиск второго носка и чистой футболки — вообще отдельная задача.
Порядок в комнате. Можно потратить все выходные на уборку в состоянии гиперфокуса и через пару дней обнаружить в шкафу сплошной комок из вещей. А второй комок поселился на стуле. Хотя нет — вон там, за кроватью, еще один филиал шкафа.
Стирка вещей. В корзине для грязного белья могут обитать вещи, о существовании которых уже никто и не вспоминает. Возможно, одежду не раз приходилось перестирывать, потому что ее пару дней забывали вытащить из стиральной машины.
Посуда. Все ложки перебрались жить в раковину или посудомоечную машину, чашки — на компьютерный стол, а тарелки можно найти в самых интересных местах. Мысль об одноразовой посуде постоянно приходит в голову.
Оплата счетов. Сегодня надо не забыть оплатить электричество, через неделю — ЖКХ, в конце месяца обучение, а первого числа еще что-то. Голова просто взрывается, и хочется больше никогда не думать об этом.
Поход в магазин. Вроде бы только недавно покупал продукты, а холодильник опять пустой. Ведь рассчитать необходимое количество на неделю или месяц — практически непосильная задача. Да и сам поход в магазин тот еще квест: много ярких упаковок и рекламы, баночки и коробочки на бесконечных полках мельтешат и сбивают с толку. В результате половина того, что нужно было купить, забывается, зато в корзине оказывается много ненужного. С этим, конечно, может помочь список покупок, но для него еще надо выделить время, что уже выглядит как большая сложная задача, которая либо откладывается, либо вообще не выполняется. Ну или список составляется впопыхах и как попало, а потом благополучно забывается дома.
Регулярное питание. Приготовить себе еду, выделить на это время, запланировать! Многим эта задача кажется невероятно сложной. Столько всего нужно держать в голове, чтобы регулярно обеспечивать себя едой. Особенно это становится проблемой, если ты активно занят делами, работой или тем, что тебя поглощает. Конечно, гораздо легче, если рядом есть тот, к кому можно присоединиться или попросить напоминать тебе про время обеда. Но если человек живет один или работает на удаленке, то остановиться и переключиться с работы на еду может быть очень трудно, особенно несколько раз в день.
СДВГ в школе или вузе
Школа — это место, где ребенок проводит значимую часть дня и поэтому, конечно же, сталкивается с проявлениями синдрома, неизбежно попадает в неловкие ситуации и испытывает тревогу. В вузах люди встречаются с теми же проблемами в обучении, что и в школе:
Потери. Забытые непонятно где ручки и карандаши, пятая исчезнувшая сменка за полгода, потерянная по дороге в школу тетрадь с домашним заданием (и не потому, что не сделал, — правда, потерял). Списком вещей, которых недосчитались за школьные годы, можно что-нибудь измерять, как сантиметровой лентой.
Трудности с оценкой времени. Кажется, что все рассчитал и придешь ровно к началу занятий. Но сначала не мог найти шапку, потом по дороге увидел что-то интересное, в раздевалке встретил друга, и пока все обсудили — опоздал на урок. Также и с оцениванием затрат времени: думал, что на домашнее задание хватит часа, а в результате ушло целых два. Кажется, что время — это неуловимый, постоянно изменяющийся предмет. Только поймал его и разглядел — а он уже совсем другой.
Оценивающие комментарии от учителей. "А голову ты дома не забыл?", "Всех ворон пересчитал?", "Вечно витаешь в облаках!" Из-за них возникает чувство, что с тобой что-то не так: со школьной реальностью справляются все, кроме тебя.
Отвлекаемость и пропускание важного. Стоит переключиться "на минутку" на что-то интересное, как ты уже не понимаешь, что происходит и почему всем ясно, что на доске написано, а тебе нет. Контрольные и задания часто выполняются плохо по этой же причине, несмотря на то что написать их не составляет труда. Дети и взрослые с СДВГ имеют хорошие интеллектуальные способности, часто выше среднего, но их оценки и усвоение информации могут быть хуже, чем у нейротипичных сверстников.
Нарушение сроков сдачи заданий/курсовых. Кажется, что до дедлайна еще море времени, а сейчас так много других важных дел. Для учащегося с СДВГ существует только то, что есть в моменте. Все остальное слишком далеко, чтобы быть правдой. Это может привести к проблемам с успеваемостью и даже к отчислению из учебного заведения.
Неусидчивость. Физическая неспособность сидеть на одном месте, не дергаться, не вскакивать во время занятия вызывает раздражение соседей по парте, постоянные замечания, плохие оценки за поведение или даже наказания от преподавателей.
Выкрикивания с места. Отвлекаемость может сменяться импульсивностью и гиперфокусом, и тогда дождаться с поднятой рукой, пока разрешат ответить на вопрос, становится практически невозможной задачей. В результате, даже если ответ правильный, это вызывает неудовольствие преподавателей и приводит к ухудшению отношений с классом или группой.
Все это приводит к тому, что ребенка или оставляют на второй год, или он становится жертвой буллинга со стороны одноклассников и учителей, и ему приходится менять школу. Во время обучения в институте могут возникать похожие трудности, поэтому многие взрослые с СДВГ имеют несколько незаконченных средних и высших образований.
СДВГ на работе
Трудовая деятельность часто предполагает даже более однотипные рутинные занятия, чем те, с которыми мы сталкиваемся в процессе обучения. Результат — постоянные смены организаций и даже сфер деятельности, срывы сроков, проблемы с руководителями и коллегами, наличие штрафов и низкая оценка как специалиста. Поэтому многие люди с СДВГ выбирают себе творческие профессии с разнообразными задачами. Или становятся руководителями высшего звена, которым приходится постоянно решать нетипичные стратегические задачи и генерировать новые идеи, а рутину делегируют кому-то другому.
Потери. Ошибки по невнимательности, забытые папки с документами, случайное удаление или несохранение важных данных — постоянные спутники в работе людей с СДВГ, особенно при большой нагрузке и переутомлении.
Постановка нереалистичных сроков. Мы уже говорили, что время и долгосрочные перспективы для людей с СДВГ могут быть крайне туманными. Из-за этого они с трудом просчитывают сроки и постоянно срывают дедлайны.
Переоценка своих возможностей. Хвататься за все новые интересные проекты, не закончив предыдущие, а затем тонуть под нагрузкой и не иметь сил вытянуть все вместе. Ни к чему хорошему это не приводит — только к переутомлению и снижению эффективности.
Импульсивные высказывания. В порыве гнева или несогласия можно выпалить то, за что потом будет неловко. Или даже то, что негативно повлияет в долгосрочной перспективе: ухудшит отношения с коллективом или скажется на результатах работы, если она связана с коммуникацией.
Отвлекаемость. Постоянное переключение на другие задачи, вкладки в браузере, разговаривающих или проходящих мимо коллег может превратить рабочую обстановку в ад и привести к резкому снижению работоспособности и эффективности. Особенно это касается долгих нудных совещаний и встреч, когда человек, отвлекаясь, упускает много важной информации.
Откладывание скучных задач. Выполнение только простых и интересных задач вместо сложных и скучных часто приводит к недовольству начальства и коллег, а также к увеличению стресса и тревоги.
Опоздания или пропуск встреч. Постоянные опоздания на работу и встречи ведут к штрафам и ухудшению отношений с коллегами. А частое назначение нескольких встреч на одно и то же время увеличивает стресс, вызывает чувство вины и необходимость каждый раз извиняться перед клиентами и коллегами.
Забывчивость. Упускание из вида важных задач, особенно незаписанных, а также обещаний коллегам вызывает большие трудности на работе.
Все это может приводить не только к частой смене работы из-за наскучивания и разочарования в профессиональной деятельности, но и к увольнению из-за трудностей в выполнении своих обязанностей.
СДВГ в отношениях
И, наверное, самая обширная область, с проблемами в которой сталкиваются люди с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, — это область отношений. С друзьями, родственниками, партнерами, коллегами и другими людьми раз за разом возникают повторяющиеся трудности.
С глаз долой — из сердца вон. Мозг человека с СДВГ блуждает за стимулами, которые возникают в окружающей среде. Как только один из источников этих стимулов пропадает из поля зрения, мозг настолько отвлекается на остальное происходящее, что как будто бы этого источника и не существовало. В некоторых ситуациях это отличная способность, но для отношений — большая проблема. Как только друг, партнер, ребенок или другой близкий человек оказываются вне ?зоны видимости?, то как будто стираются из памяти. Это не означает, что они становятся менее значимы, но вспомнить об обещании позвонить, написать или о предложении встретиться — очень трудно.
Забывчивость. Проблемы возникают из-за нарушения договоренностей, невыполнения обещаний, игнорирования сроков, создания путаницы и т. д. Забывание дней рождения, важных дат, имен или фактов из жизни не способствует установлению близких, доверительных отношений. А уж оставленных в саду или торговом центре детей вам могут вообще не простить.
Опоздания. Даже самых терпеливых друзей и партнеров могут вывести из равновесия постоянные опоздания на встречи и свидания, а особенно на мероприятия, привязанные ко времени (например, в театр). Не приходить вовремя люди с СДВГ могут на любые по степени важности события, даже на собственную свадьбу. Причем каждый раз они будут испытывать жуткий стыд и вину и будут стараться в следующий раз точно рассчитать время, но все будет повторяться снова и снова.
Проблемы в приоритизации. Что важнее в текущий момент — горящий проект или прогулка с ребенком, отчет или вечер с партнером, матч или встреча с друзьями. Чтобы принимать такие решения, нужно уметь взвешивать за и против, а главное — видеть долгосрочную перспективу. И то и другое дается с большим трудом. А накопление таких ?неудачных? выборов может приводить к ухудшению отношений.
Гиперфокус. В этом состоянии мозг настолько концентрируется на задаче, что оторваться от нее физически невозможно. Когда близкие люди пытаются переключить человека в гиперфокусе на что-то другое, они получают не только раздражение и игнорирование, но и серьезные ссоры.