«Умный, но ленится», «Способный, но не может собрать себя» — очень часто мы слышим такое о детях, которым не хватает организационных навыков. Возможно, что-то помешало их развитию в раннем детстве, но никогда не поздно начать учиться контролировать свои эмоции или планировать время. Авторы мирового бестселлера помогут детям и их родителям обрести все важные для жизни и учебы навыки.
У взрослых обычно так много обязанностей, что кажется, будто начать для них не проблема — ведь иначе никак. Однако наша работа с ними показала, что не всем просто развить в себе эту способность, и они часто до последнего откладывают неприятную работу, если есть много других дел. Они похожи на детей, откладывающих домашнее задание, пока не сыграют в видеоигру.
Как развить навык начала выполнения задания
Этот навык не относится к тому, что мы хотим делать. Он нужен для решения задач, которые мы считаем неприятными, утомительными или отвратительными, заставляем себя их выполнять. Мы не ждем, что дети дошкольного возраста сами начнут выполнять такие задания. Мы напоминаем им, что нужно сделать, и контролируем процесс (или, по крайней мере, убеждаемся, что они приступили к делу).
В первую очередь мы должны научить своих детей начинать работу самостоятельно на примере утренних процедур или подготовки ко сну. Объясняйте, что какие-то задачи надо выполнять ежедневно в одно и то же время, в определенном порядке. Это будет первый шаг. Затем, после периода напоминаний (его длительность зависит от конкретного ребенка), ребенок привыкнет и, скорее всего, начнет выполнять эти ритуалы без напоминания или после намека «пора начинать».
Развитие этого навыка требует времени, но он важен для ребенка, причем не только в школе. Приучая детей выполнять повседневные задания, соответствующие их возрасту, вы закладываете хорошую основу для самостоятельной учебы. Работа с этим навыком начиная с дошкольного возраста помогает показать детям, что иногда нужно отложить дела, которыми им хочется заняться, и сделать то, что необходимо, даже если это не так интересно. Иногда даже требуется пожертвовать интересными занятиями ради чего-то важного.
Обучение навыку в повседневной жизни
- Поощряйте ребенка, когда он быстро приступает к своим заданиям в течение дня. Напоминайте дочери, что пора браться за работу, и похвалите ее, если она начинает сразу же; или используйте систему поощрений, например начисляйте баллы, которые потом можно будет обменять на желаемое вознаграждение, если девочка приступит к работе в течение трех минут после просьбы. Побудьте с дочкой, пока не убедитесь, что она приступила к заданию. Скорее всего, придется время от времени контролировать ее.
- Сделайте визуальные подсказки, которые напомнят детям, что пора выполнять задания. Например, оставьте на кухонном столе записку с напоминанием. Дети увидят ее, когда придут домой из школы.
- Делите крупные задачи на небольшие, более простые. Если задача кажется слишком длинной или сложной, попросите ребенка выполнить только часть ее. Тем самым повысится вероятность того, что он сразу же приступит к работе.
- Пусть ребенок сам решает, когда и как выполнять задание. Это даст ему ощущение бoльшего контроля над ситуацией и процессом и может улучшить его способность приступать к заданию без лишних жалоб или многократных напоминаний.
- Еще один способ дать ребенку больше контроля — позволить ему самому определить, какое напоминание потребуется (будильник, таймер на кухне или указание определенного времени, например «сразу после обеда»).
Сейчас, а не потом: как положить конец вечному откладыванию домашних дел
Семилетний Джек — средний из троих детей в семье. У него есть десятилетняя сестра и трехлетний брат. Оба родителя работают полный день, отчим Джека часто ездит в командировки. Нередко маме приходится одной управляться с детьми. Родители Джека надеются, что дети будут помогать им по дому в меру своих способностей. Но младшему всего три года, и домашние обязанности в основном распределяются между Джеком и его сестрой Эмили. И если Эмили уже не нуждается в подсказках, то Джеку всегда приходится по несколько раз напоминать о задании.
Например, он должен убрать посуду после ужина и собрать игрушки перед сном. Его маме приходится постоянно напоминать об этом, а иногда он реагирует, только когда она злится и угрожает запретить игры на компьютере. На недавнем собрании выяснилось, что и в школе у него возникали подобные трудности, особенно с заданиями, которые требуют серьезных усилий, даже если знаний хватает. Учитель начал определять для него «время старта», и это помогло.
Со временем требования будут расти, поэтому родители решили, что пора заняться этой проблемой. Последовав примеру учителя, они поговорили с сыном о времени начала выполнения двух обязанностей: уборки со стола и собирания игрушек. Они пообещали, что Джек сможет назвать (в разумных пределах), сколько времени ему нужно до начала работы, и из нескольких вариантов выберет лучший. Джек выбрал таймер, красный циферблат которого бледнел, показывая, сколько времени осталось. Они договорились о пяти минутах перед уборкой со стола и десяти минутах перед сбором игрушек.
Сначала родители напоминали Джеку о заданиях, выдавая таймер. Он хотел самостоятельно отслеживать время до выполнения задания. Родители согласились. В качестве дополнительного стимула за то, что Джек в течение пяти дней будет вовремя приступать к выполнению заданий, он получит бонус и может отказаться от одного из заданий на день. Если же он не приступит к работе в течение двух минут после сигнала таймера, он должен будет отложить все дела, пока не выполнит задание.
Сначала родители иногда напоминали мальчику, что пора начинать работу, раз таймер зазвонил. Но в целом они отметили существенный прогресс. Примерно через месяц Джеку уже не нужен был таймер, чтобы начать уборку со стола, но для уборки игрушек он им по-прежнему пользовался. Однако родители заметили: когда они говорили Джеку, что через 15 минут нужно ложиться спать, он начинал готовиться именно в нужное время.
Основа успешной учебы в старшей школе и вузе: никаких проволочек
Вторник, примерно половина пятого. Восьмиклассник Колби только что пришел домой после тренировки. Он притащил тяжелый рюкзак в спальню и кинул на кровать. Он знает, что должен заглянуть в дневник, узнать, что ему надо сделать на завтра. Но тут его взгляд падает на компьютер, стоящий на столе в другом углу комнаты. Он говорит себе, что только проверит, кто из друзей в сети, заодно вспомнив, что не знает задание по математике. Может, оно есть на школьном сайте или кто-то из друзей знает его? Он включает компьютер, и на экране тут же появляются окошки чата. Приятель спрашивает, не хочет ли он пройти пару уровней компьютерной игры в команде с ребятами, с которыми он часто играет. Колби решает, что поиграет полчаса, а потом возьмется за уроки.
В половине шестого в комнату заглядывает мама, чтобы узнать, как дела с домашней работой, и сказать, что ужин будет готов около половины седьмого. Колби говорит, что сделал почти все задания в школе, осталось только ответить на несколько вопросов по социологии. В полседьмого в комнату заглядывает отец, сказать, что ужин готов. Видя, что сын играет, он раздраженно интересуется, когда же тот приступит к урокам. Колби говорит отцу, что осталось ответить на несколько вопросов по социологии и он займется этим после ужина. Не желая спорить, отец не возражает, но он обеспокоен поведением сына. Ему кажется, что Колби всегда недооценивает количество заданий и время, необходимое для их выполнения, и переоценивает время, которое может потратить на другие дела. Папе совершенно ясно, что у Колби проблемы с памятью и управлением временем.
После ужина мальчик заканчивает работу над одним из вопросов по социологии и только приступает ко второму, как звонит его друг. Через полчаса подходит сердитый отец и настаивает, чтобы Колби положил трубку и заканчивал уроки. Через 10 минут Колби вешает трубку и возвращается к учебникам. Он болтает в чате и делает задание по социологии и в итоге заканчивает третий вопрос около 9 вечера. Довольный проделанной работой, он смотрит серию «Южного парка», а уже в постели читает журнал для сноубордистов. Уже засыпая, он вспоминает, что так и не узнал задание по математике. Он решает, что сделает все завтра: перед уроком математики будет обеденный перерыв. Родители, наблюдая, как их сын тратит время на что угодно, кроме учебы, беспокоятся о его оценках в полугодии.
Через несколько недель Колби получил много низких оценок по основным предметам. Он с родителями встретился со школьным психологом и классным руководителем. У Колби неплохие баллы по результатам государственного тестирования, но классный руководитель сказал, что постоянные проблемы с успеваемостью не дадут ему попасть в профильный класс. Колби также получил несколько низких оценок на опросах, потому что не прочел материал, но причина его низкой успеваемости — множество невыполненных или выполненных позже срока заданий.
Колби обещает, что будет больше стараться, но учителя и родители относятся к этому скептически: раньше мальчик уже давал такие обещания. Колби признает это и соглашается рассмотреть другие варианты. Все предыдущие попытки родителей проследить за его работой Колби считал (и небезосновательно) «занудством», которое приводило к спорам и пререканиям. Психолог предложил воспользоваться услугами репетитора. Колби согласился и выбрал одного из учителей, с которым, по его мнению, они смогут работать. Психолог разработал план. Колби обратился с просьбой к учителю, и тот согласился ему помочь.
Они беседовали по 10 минут в конце каждого дня, чтобы спланировать, как Колби будет выполнять домашние задания, и минимум дважды в неделю по вечерам в первые четыре недели репетитор контролировал выполнение заданий по чату. Колби с репетитором также получали по электронной почте еженедельные отчеты преподавателей о поздно выполненных и пропущенных заданиях и о текущей успеваемости. К концу полугодия оценки Колби существенно улучшились. На очередной встрече с репетитором они решили, что целью на следующее полугодие будут только хорошие или отличные оценки.