Школа не нравится многим детям. Но по-настоящему отказываются ходить в школу единицы, и обычно тому есть серьезные причины — неподходящий учитель в начальных классах или школьная травля. Обычно же фраза "Зачем вообще нужна эта школа?" произносится, просто чтобы поныть. Но теперь благодаря одной из лекций Детского университета в Тюбингене вам есть что на нее ответить. Интересно, захочет ли ребенок перенестись в дошкольную (в историческом плане) эпоху? Если захочет, это даже можно устроить — летом, в деревне.
Что было, когда не было школ
Школа появилась в тот момент, когда прежней системы обучения стало недостаточно. Раньше сын учился у отца, а дочь — у матери; обычно профессия переходила от родителей к детям. Сын сапожника становился сапожником. Дочь училась у матери всему, что пригодится ей в жизни: готовить, убирать, ухаживать за детьми...
Дети с раннего возраста помогали родителям. Потому и говорят, что в прежние времена не было детства. То есть, конечно, дети были, но их занятия почти не отличались от занятий взрослых. Они учились в процессе работы и не могли, как сейчас, после шестого урока сложить вещи в портфель и пойти отдыхать. В некотором смысле они целыми днями не снимали школьный рюкзак, а их школа жизни не делилась на уроки по 45 минут и не заканчивалась к обеду.
Отец и мать напрямую передавали детям все, что сами знали и умели, — не менее, но и не более того. И если бы так продолжалось до сих пор, то у каждой семьи была бы одна-единственная семейная профессия. Одни семьи чинили бы башмаки, другие — плели корзины, третьи — мастерили столы или занимались сельским хозяйством. Женщины вели бы хозяйство, занимались бы садом, огородом и домашними животными, рожали бы и растили детей.
В сословном обществе все было предрешено. Профессия и место в обществе были определены при рождении. Крестьяне оставались крестьянами, дворяне не женились на мещанках. Границы в обществе были очень строгими. Невозможно было как сильно подняться по социальной лестнице — то есть перейти в другое сословие или найти более денежную работу, — так и сильно опуститься по ней. Это давало уверенность в завтрашнем дне, но в то же время порождало массу несправедливостей.
Знание и профессиональное образование не развивались, и там, где кончалось крестьянское поле, кончалась и вселенная крестьянина. Однозначно ответить, почему изменилось отношение к образованию, трудно: это был целый клубок причин, а может быть, и несколько взаимосвязанных клубков.
Жизнь усложнялась. Появилось несколько революционных изобретений, таких как книгопечатание, механический ткацкий станок, железная дорога. Возникли новые профессии, на смену ремесленным мастерским с ручным трудом пришли фабрики, люди становились более мобильными. А кроме того, дети — все-таки не точная копия родителей. Отец-краснодеревщик может стараться передать мастерство сыну, но как быть, если сын уродился в дядю по материнской линии: у него руки-крюки, зато он умеет быстро и точно считать?
А как быть со скрытыми талантами? Родителям зачастую некогда было их распознавать, не говоря уже о том, чтобы развивать. Поэтому способности детей нередко пропадали втуне. Школы и учителя были явно лучше приспособлены для передачи знаний следующим поколениям.
Кто придумал школу?
Конечно, появление и развитие школы не было заранее спланировано: никто не сидел и не ломал голову, как бы устроить жизнь детей лучшим образом. И уж точно никто не размышлял, как эффективнее всего утомить и помучить детей.
Изменения в обществе часто начинаются сами по себе, одновременно в разных местах и могут развиваться сразу в нескольких разных направлениях. Иногда изменения происходят столь быстро, что события опережают друг друга, и это приводит к столкновению между разными социальными группами.
Так, более двухсот лет назад случилась Великая французская революция. Люди, бывшие тогда у власти — дворяне, — жили довольно легкомысленно: они проводили время в интригах, перебранках, соперничестве и мотовстве. Еще одним популярным средством от скуки было помучить слуг и подданных. Когда-то дворяне были самым образованным классом, но теперь это преимущество исчезло. Элита превратилась в нахлебников, глупых скучающих богачей.
Жесткое сословное устройство общества не позволяло другим, возможно, более талантливым людям прийти во власть. И все же свобода, равенство и братство оказались возможны! Французские крестьяне и так называемое третье сословие, то есть горожане, своим трудом зарабатывающие на жизнь, решительно атаковали дворцы аристократов.
В Германии умные головы говорили о необходимости просвещения и образования для невежественного народа. Каждый, будь то сын короля или простого сапожника, должен иметь право и возможность получить образование. Требование всеобщего школьного образования было не новым, впервые оно прозвучало еще в 1619 году, но тогда его осуществление казалось невероятным.
Но после революции положение в обществе стали определять не происхождение, а знания, умения и способности человека. Сын сапожника мог теперь стать, например, врачом, да и дочь сапожника могла заняться чем-то еще, кроме домашнего хозяйства.
Правда, дочерям сапожников потребовалось гораздо больше времени, чем их братьям, чтобы освободиться от своей традиционной роли. В Германии только в начале XX века девушкам разрешили сдавать экзамены на аттестат зрелости и учиться в университете. И до сих пор у женщин меньше возможностей сделать профессиональную карьеру, чем у мужчин.
В России система народных школ с двумя (в уездных городах) и четырьмя (в губернских) классами обучения была учреждена в восьмидесятые годы XVIII века. Первые Высшие женские курсы появились в 1869 году в Санкт-Петербурге, вслед начали открываться и в других городах. В 1872 году были учреждены женские врачебные курсы в Санкт-Петербурге — первое специализированное высшее учебное заведение для женщин.
Однако, несмотря на многочисленные учебные заведения для женщин, в общие университеты и институты женщин допускали только как вольнослушательниц. В 1907 году Петербургский политехнический институт стал принимать женщин полноправными студентками. В полном объеме воспользоваться правом на высшее образование в России женщины смогли лишь после 1917 года.
Школы, конечно, существовали и раньше, но доступны они были только избранным. В Тибете существовали религиозные школы при монастырях, а в Древней Греции более двух тысяч лет назад были школы только для мальчиков — детей свободных граждан.
В Германии школа как государственное учреждение получила распространение около двухсот лет назад, сначала в больших городах, а затем и в деревнях. Обязательность образования была давним предметом дискуссий, но только сто лет назад, как и в России, среднее образование стало всеобщим и обязательным.
Интересно, что распространению школ активно сопротивлялась безграмотная часть общества, которой оно, по замыслу, должно было особенно пойти на пользу. Но почему? Неужели крестьяне не хотели, чтобы их дети учились читать и писать? Нет, причина была в другом: школа забирала детей у родителей. А родителям они были нужны как работники, помощники в поле, особенно во время сбора урожая.
Да и зачем крестьянским детям просиживать в школе, если они все равно станут такими же крестьянами, как родители? Это сегодня можно спокойно учиться в школе и мечтать о будущей профессии фермера, парикмахера, подводника или даже президента. А тогда школа казалась просто бездельем по сравнению с тяжелым крестьянским трудом.
При этом не знаем, любили ли дети ходить в школу. Она могла быть просто возможностью уйти из дома, где в тесноте жили с дюжину братьев и сестер, а строгий отец мог и поколотить. В таких обстоятельствах школа казалась меньшим злом.