Дети очень любознательны, им интересно все. Поэтому мне кажется, не стоит надолго откладывать поход в музей, можно попробовать сходить туда уже с 2-3-летним малышом. Надо только немного подготовиться: накануне рассказать ребенку о том, что он сможет увидеть, постараться сделать дорогу до музея и обратно не утомительной, не нарушать режим (вернуться домой до дневного сна, вовремя пообедать), взять с собой что-то перекусить и попить.
Первый раз моя дочка попала в музей, когда ей было два с половиной года. Это был Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева (он расположен недалеко от нашего дома, к тому же там проходила выставка "Жилища животных"). Мне показалось, что ребенку это будет интересно.
Музей совсем небольшой, мы смогли обойти его полностью. Дочери многое здесь понравилось: и выставка с "домиками" птиц и зверей (от паутины до берлоги), и зал, имеющий отношение к анатомии (очень заинтересовал нашего ребенка скелет), произвела впечатление на нее и пиранья (в музее действует постоянная экспозиция аквариумов).
В этом музее по выходным дням проходят семейные мероприятия: "Комната открытий" (судя по объявлению - очень интересно) и "Семейный лабиринт" (а вот в нем мы смогли поучаствовать). Это игра для родителей и детей. Несмотря на свой юный возраст, дочка с удовольствием отвечала на вопросы (например, из чего сделана курага и изюм), сортировала овощи и фрукты, определяла по запаху, что находится в коробочках (это задание оказалось не таким простым даже для родителей).
После такого удачного похода мы решили сходить еще в один подобный музей - дарвиновский - более современный и не такой "камерный", как тимирязевский. Здесь большие залы, широкие лестницы (для малышей, любящих побегать), телевизоры с огромными экранами, где постоянно показывают фильмы о природе, и удобные диваны (скорей, для родителей). В музее мы попали на конкурс детского рисунка, рисовали на одноразовых тарелках (замечательная идея!), потом прошлись по некоторым залам. Здесь самое большое впечатление - зал с динозаврами, которые на одном стенде даже двигались и рычали. После этого похода мы купили детскую энциклопедию о динозаврах и твердо решили, что в наших ближайших планах - палеонтологический музей им. Ю. А. Орлова.
Еще один из наших первых музеев - политехнический. Здесь экскурсоводом был папа, поскольку ему самому очень хотелось сходить в этот музей. Особого внимания, на мой взгляд, здесь заслуживает "Игротека", ведь не так часто встретишь музей, где можно (и нужно) все трогать!
Особенной любовью у дочери пользуются всевозможные камни. Она с наслаждением перебирала нашу домашнюю коллекцию, когда ей не было и года. Позже из камней было сделано большое количество поделок, придумано множество игр и занятий. И когда я поняла, что это увлечение зашло далеко, и ребенок серьезно интересуется названием камней, их происхождением, мы отправились на экскурсию в геологический музей им. В. И. Вернадского.
Он находится в самом центре Москвы, дорога до него оставила немало впечатлений: мы заглянули в Александровский сад, полюбовались на фонтаны.
Музей существует более двух с половиной веков, и в нем сложилась необыкновенная атмосфера. Кроме увлекательной экспозиции, собранной со всего мира, дочку очень заинтересовала возможность выбрать из большого стеклянного ящика настоящую яшму, сердолик и другие камни (за умеренную плату).
Рядом с нашим домом находится картинная галерея. Мы с малышкой попали туда из-за плохой погоды: спрятались от дождя и осенней слякоти. И оказались единственными посетителями. Выставка молодого авангардного художника сразу навела меня на мысль сыграть с дочерью в игру "Что ты здесь видишь?" Детская фантазия безгранична: она смогла увидеть и крокодила, и цветы, и "чупа-чупс", и нашу соседку (интересно, насколько это оказалось далеко от замыслов автора...).
В другом зале галереи была выставка изделий из бисера. Моя барышня - большая любительница "красоты" (так она называет разные украшения), и здесь ей понравилось абсолютно все.
Были мы и в Третьяковской галерее*. К этому походу подготовились основательно. Я рассказала дочке о том, куда мы собираемся, показала альбомы с репродукциями русских художников.
В залах Третьяковки было много посетителей. Мы прошлись только по некоторым залам и обращали внимание на знакомые картины, где нарисованы животные, дети, сказочные герои и "опасности", которые моего ребенка очень интересуют.
В фойе Третьяковки можно купить репродукции, "лото", открытки, а в буфете - вкусные жульены и коктейли.
И, наконец, еще об одном интереснейшем московском музее, где мы побывали с дочерью - это музей В. В. Маяковского.
Удивительное место: и родителям понравится, и ребенка не оставит равнодушным (особенно, если стихи В. Маяковского читали).
Здесь сохранилась "комната-лодочка" на 4 этаже, где работал поэт (в нее вы подниметесь по лестнице, а возвращаться будете по наклонному спуску), а вся остальная экспозиция - вариации на тему "Маяковский и его время". Это настолько необычно, просто поражаешься фантазии автора! Здесь на полу большие синие шары - слезы Маяковского, и печатная машинка свисает со стены, и символы стран, где побывал поэт (Куба - огромная стеклянная бутылка виски на полу, Америка - композиция из металла "Бруклинский мост"). Бродить по музейным залам очень увлекательно, но без рассказа экскурсовода очень многое останется "за кадром".
Вот такими были наши "первые" музеи.
* Более подробно о посещении Третьяковской галереи с детьми мы писали в № 1 за 2001 г.