Конечно, любая среднестатистическая мать бывает абсолютно счастлива, когда отец активно участвует в воспитании ребенка. Но практика показывает, что далеко не всегда результаты этих педагогических экспериментов оказываются полезны детям. При этом принимать во внимание наши робкие замечания мужчины категорически отказываются. Отцы, вы не оставили нам шансов: теперь уж мы расскажем о наболевшем всему миру. Берегитесь, папасы, мамасы взбунтовались!
Начало начал
"Дорогая, ну кто так строит железную дорогу? Она же у вас развалится! Надо было..." — но тут рука папы нащупывает вожделенную кнопку пульта от телевизора — и как "надо" ни мама, ни ребенок уже не узнают. Впрочем, строительством железной дороги не ограничивается — по мнению отцов, мы и кормим детей неправильно, и одеваем не по погоде, и самостоятельность проявлять не даем. Мужчины не сомневаются в том, что их педагогический подход можно принять за эталон. Причина такой самоуверенности — увы, мы сами. Мамы так боятся спугнуть неожиданно заинтересовавшегося ребенком папу, что стараются лишний раз не лезть к мужьям со своими замечаниями. Но эти самые замечания есть, и их немало! Читайте, дорогие папы, трепещите от негодования, восхищайтесь нашей снисходительностью и, разумеется, делайте выводы!
Папа выступает за абсолютную самостоятельность ребенка
Отцы часто упрекают нас в том, что мы слишком опекаем детей, а сами они, конечно же, ведут себя совершенно по-другому. Именно поэтому, оказавшись на детской площадке, папа моментально дает ребенку полную свободу действий. Пока спиногрыз крутит сальто на турнике, под которым валяется гора битых бутылок, человек, носящий гордое звание "отец", спокойно читает свежую газету или рассказывает всем желающим (и нежелающим тоже) историю о том, как в юности он сам перебрал движок своего автомобиля.
Перенесемся домой. Хозяйственный папаша, просверлив неправильные дырки в стене, немедленно идет к соседу, чтобы обсудить оптимальный размер сверла, хладнокровно оставляя ребенка наедине с включенной дрелью. Или вот еще: покопавшись в дачном сарае, счастливый родитель бросает свои находки — грабли, лопатки, спички и банки с масляной краской — прямо на участке и со словами "подожди меня тут, сынок" спешит посмотреть, как тесть меняет перегоревшие пробки. Видимо, папы уверены: в случае чего они всегда смогут оформить возврат поврежденного ребенка и взамен получить нового — без физических дефектов.
Наш метод. Обработка ран зеленкой, неоднократные визиты в травмопункты, а порой и госпитализация малыша — все эти заботы целиком и полностью лежат на хрупких материнских плечах. Именно поэтому мы и проявляем чудеса бдительности. Мамы точно знают, что нет ничего позорного в том, чтобы постоять рядом с турником и убрать из-под него битое стекло. И даже в моменты самого серьезного аврала мама вряд ли станет разбрасывать по квартире горячие утюги и щипцы для накручивания волос, не говоря уже о ножах и штопорах. Внимание к безопасности ребенка позволяет не только избежать массы проблем, но еще и здорово дисциплинирует наследников. Карапуз точно знает, что ему нельзя подбирать с земли консервные банки, включать газ и, например, тыкать пальчиком в розетку. И что, скажите на милость, в этом плохого? Просто мы — сверхзаботливые мамы, — в отличие от "хладнокровных" отцов, прекрасно знаем, что никаких пунктов обмена детей в природе не существует, а оттого целый наследник лучше, полезнее и приятнее покалеченного.
Папы кормят детей как себя любимых
К вопросу питания мужчины подходят, как им кажется, вполне разумно. Действительно, уж если папа может перебиться парой чашек кофе с бутербродами, то и малыш спокойно обойдется подобным набором (наиболее сознательные отцы, правда, догадываются заменить кофе на какой-нибудь сок). И когда взбешенная таким гастрономическим пиршеством мама читает своему непутевому мужу лекцию о полезной богатой белками, клетчаткой и углеводами пище, он лишь снисходительно кивает в ответ. Впрочем, нет — одно белковое блюдо папы наверняка знают. Это шаурма. Ах да, кто-то там говорил про разнообразие... Нет проблем: завтра закажем пиццу! Даже если мама перед уходом из дома приготовит еду, разложит ее по специальным контейнерам и напишет, что и когда именно должен съесть ребенок, — это все равно не значит, что, оставшись с папой, малыш будет накормлен правильно. Отцы просто не видят смысла следить за тем, съели ли дети хоть что-то из предложенных блюд. Стоит ребенку немного поныть над тарелкой, как он получает суровое "завтракать будешь в ужин". При этом папа действительно проявляет силу воли и не кормит малыша до самого вечера. Тот факт, что голодный и хитрый троглодит частит на кухню, (а там, встав на стул, ворует из шкафа конфеты), не вызывает у мужчин никаких подозрений.
"У нас дети-погодки. Так вот сыну тогда был год, дочери два, а мне надо было срочно уйти. Перед этим я проинструктировала папу, что нужно делать, если малыши будут плакать. Вернулась и увидела, что дети лежат в кроватках, во рту у них соска, а сверху эта самая соска залеплена скотчем — чтобы не выпадала". Алина
Наш метод. С первого дня жизни ребенка мы озабочены тем, набирает ли он вес, не болит ли у него животик и как бы сделать так, чтобы обошлось без диатеза. Почему мы так пристально следим за тем, что и как едят наши дети? Ответ прост: мы хотим вырастить здоровых людей. И не надо думать, что малыши вдохновенно уплетают за обе щеки все, что им предлагает мама. Именно поэтому женщины владеют десятками приемов, помогающих впихнуть в собственное чадо хоть немного полезного: тут и уговоры, и лесть, и шантаж, и обещания всевозможных благ. В данном случае наш девиз: "Цель оправдывает средства", — и нам за это ни капельки не стыдно.
Папы выступают за аскетичное воспитание
Практически все папы мечтают вырастить настоящего мужчину (даже если родилась дочь). Видимо поэтому они стараются ограничить общение с детьми набором коротких и понятных команд: "сидеть", "тихо", "рядом" и, наконец, "спать". При этом отцы требуют от наследников безропотного повиновения, а если ребенок имеет неосторожность полюбопытствовать, почему нужно поступать именно так, а не иначе, то он немедленно получает ответ — "по кочану". Согласитесь, весьма информативное их много объясняющее заявление!
Часто в воспитании детей мужчины исповедуют довольно странный принцип "делай, как я говорю, а не так, как я сам делаю". Удобно устроившись на диване, папа может часами рассказывать ребенку, как важны физические упражнения, и в правоте его слов не усомнится даже самая требовательная мать. Но почему же на предложение карапуза поиграть с ним в мяч отец обычно реагирует выразительным зевком и шелестом газетных страниц? То же самое касается и уборки: отчитав маленького хулигана за беспорядок, папа обычно заканчивает свою речь так: "...После того как все сделаешь, спроси у мамы, не попадался ли ей мой коричневый носок, я не помню, куда его засунул..."
Наш метод. Ребенок — не наша собственность, поэтому мы не будем требовать от него тупого стопроцентного подчинения. Наследник должен знать, почему именно ему запрещают что-то делать и за что конкретно его наказывают. Только так можно научить кроху отличать хорошее от плохого, а вредное от полезного. Скупым и скучным набором команд в этом деле уж точно не обойтись. Кроме того, мы — мамы — знаем, что ребенок должен слышать вокруг разнообразную и по возможности стройную речь взрослых, иначе он просто не сможет научиться нормально разговаривать.
Папы одевают детей в то, что под руку попадается
Доводилось ли вам встречать на детской площадке ребенка, одетого в красные ботиночки, зеленые брюки, желтую кофту, сиреневую безрукавку и розовую шапочку? Как вы думаете, кто это так красиво его нарядил? Конечно, папа. Нет-нет, никто не страдает дальтонизмом, просто в выборе одежды мужчины руководствуются двумя принципами: вещи должны быть чистыми и лежать на видном месте. Намеки на то, что цветовая гамма розовый-зеленый-желтый существует только у самца бешеной камбалы в брачный период, не находят отклика з мужском сердце. "А ребенку-то не все равно?" — агрессивно спрашивает папа, и мама отступает.
"Мой муж как-то остался с нашей трехмесячной дочкой один на целые сутки. Когда я вернулась, он очень гордо поинтересовался у меня: "А что ты так мучаешься с ее носом? Я научил ее высмаркиваться!" Оказывается, он просто ладонью закрыл малышке рот и не отпускал до тех пор, пока из носа не полились, простите, сопли. Больше я его так надолго с младенцем не оставляла. Страшновато как-то". Ирина
Наличие огромного количества деталей в детском гардеробе тоже вызывает у отцов недоумение. С их точки зрения, малышу вполне достаточно сиротского набора: кофта — футболка — брюки — шорты — сапоги. И пусть все это будет какого-нибудь немаркого цвета и обязательно на пару размеров больше, чтобы ребенка можно было быстро впихнуть в одежду или вытряхнуть из оной в момент необходимости. А тут вдруг выясняется, что у малыша есть жилетки, рубашки, колготки, рейтузы и все это надо надевать на него в определенной последовательности. И даже то, что папа много раз видел, как жена упаковывает наследника в ту или иную одежду, не поможет ему повторить нужный алгоритм. Потому что мама надевала зимний комбинезон, а сейчас (вот ведь незадача!) уже лето.
Наш метод. Конечно, у женщин с детской одеждой гораздо меньше проблем. Во-первых, мамы еще в детстве тренировались на куклах, а во-вторых, они сами выбирали все эти вещи в магазинах. И, в-третьих, — это главное! — перед тем как вести ребенка на улицу, мамы обычно узнают прогноз погоды, а потом еще и выглядывают в окно, чтобы убедиться в правдивости обещаний Гидрометцентра. Костюм для прогулок мы подбираем по принципу "удобно и красиво", поскольку тезис "встречают по одежке" пока никто не отменял.
Папы играют с детьми в странные игры
В выходной день среднестатистическая мама старается сделать максимальное количество дел по дому. Пока она драит полы, оттирает кухню и пылесосит диваны с коврами, ребенок обычно крепко держит ее за подол, требуя всяческого внимания. КПД в таких обстоятельствах существенно снижается, и в результате папа получает позывной: "Пойди, поиграй с сыном!" Отец приступает к делу с воодушевлением и радостью, но уже через пять минут прибегает на кухню разочарованный и огорченный. Еще бы, оказывается, его чадо ничего не смыслит в шахматах, не понимает слова "преферанс" и не может осилить даже банальную партию в "подкидного". А во что же с ним тогда играть? Получив от мамы перечень развлечений, которые нравятся ребенку, отец, как правило, впадает в беспросветное отчаяние и отправляется выполнять свои родительские обязанности с видом каторжника. Некоторое время папа честно старается поддерживать игру с наследником, но постепенно начинает отвлекаться (писать эсэмэски друзьям или тайком подглядывать в телевизор), а потом и вовсе забывает, о чем его попросили. Впрочем, если глава семейства серьезно включится в процесс, хорошего тоже не жди. Увлеченный лото, взрослый мужчина одерживает победу за победой, упиваясь силой своего интеллекта и превосходством над собственным чадом. И, конечно же, в запале он не замечает, что малыш уже давно глотает слезы и вовсе не горит желанием продолжать эту дурацкую игру.
Наш метод. Если предложить маме выбрать между сеансом в косметическом салоне и изготовлением каши-малаши в песочнице, она, скорее всего, предпочтет первое. Но дело в том, что такого выбора в природе не существует, поэтому-то мы часами лепим куличики на детской площадке. А затем, вспомнив, что ребенку крайне важно движение, нам приходится еще и носиться с ним по скверу до полного изнеможения. И мы это делаем! Мы не святые мученицы! Нет! Просто мамы прекрасно понимают, что игры — не прихоть, а вполне осознанная и правильная потребность карапуза. Ведь все эти салки, песочные баталии и лото с конструкторами помогают ребенку познавать окружающий мир и гармонично развиваться.
Папу не затащишь на детское представление
Утренники в детских садах явно не входят в десятку любимых папиных развлечений. Нет, разочек глава семейства туда, конечно же, сходит, но рассчитывать на регулярные визиты точно не стоит. В ответ на уговоры снова пойти порадоваться за дитятко папы обычно выдают что-то вроде: "Как? Опять слушать "Елочка, гори"?" И даже если вам удалось выбить из мужа заветное "да", не спешите радоваться. Папа вполне может заснуть на самом развеселом детском представлении, и тогда вашего кроху еще долго будет преследовать слава "того самого ребенка, чей отец украсил утренник своим храпом". С родительскими собраниями дело обстоит еще хуже. То есть отправить туда мужчину в принципе реально, но с тем же успехом можно притащить на собрание шкаф.
— Что там было? — спрашиваете вы.
— Какая-то женщина много говорила.
— А что именно она сказала? — не отстаете вы.
— Ну, что-то!
Узнать подробности не удастся, поэтому будьте готовы к тому, что ваша дочка станет единственной малышкой, явившейся на спортивные соревнования в нарядном платье, а сын на общем парадном фото группы будет красоваться в джинсовых шортах.
Наш метод. Не то чтобы "Приключения колобка", разыгранные детьми по ролям, таили в себе какие-то сногсшибательные откровения. Да и родительские собрания, субботники и прочие общественные акции не являются пределом наших — материнских — мечтаний. Но, тем не менее, мы регулярно посещаем все эти мероприятия и периодически даже принимаем горячее участие в их организации. Почему? Во-первых, нам важны хорошие отношения с воспитателями, учителями и мамами и папами других детей. Ну а во-вторых, мы просто любим своего ребенка и хорошо представляем, как он будет себя чувствовать, если родители не придут полюбоваться на него в образе безмолвного цветка в третьем ряду. Малышей нужно поддерживать, и тогда, повзрослев, они ответят нам тем же.
"Наш папа, когда Маше было примерно 3,5 года, испугался помочь ей переодеть футболку со словами: "А вдруг я ей голову оторву!" А в следующий раз дочь просто пришла ко мне и сказала: "Мама, сделай, а то папа не умеет". Катя
Папа уверен, что время, проведенное с ребенком, приравнивается к подвигу
Отцовское вмешательство в детское воспитание случается не слишком часто, и именно поэтому оно тщательнейшим образом запротоколировано. Папа точно помнит, сколько раз он ходил с ребенком на детскую площадку, в театр или в кино. Поэтому когда мама в отчаянии воздевает руки к небу и восклицает, что ей приходится заниматься детыми в одиночестве, в ответ она получает подробное описание всех отцовских подвигов. Тяготами своей жизни отец готов поделиться со всеми окружающими, вызывая восхищение и сочувствие мужской части аудитории: целых двадцать семь минут качал ребенка на качелях! Тяжело приходится мужику, совсем загоняли. А уж если удастся заставить папу сделать что-нибудь для малыша своими руками, то гарантируем — это "что-нибудь" непременно станет объектом культа! К хиленькому дереву, которое папа посадил в рамках помощи детсаду, он еще долго будет водить приятелей на экскурсии. А если отец вдруг сам установит спортивный комплекс, то разобрать его не удастся, даже когда ребенок поступит в институт.
"Мой муж однажды решил сэкономить на памперсах. Он постирал несколько использованных, высушил и, обнаружив в них комки, решил погладить. В результате пришлось выбрасывать утюг. Отлично сэкономили, я считаю". Вероника
Наш метод. Если бы мы рассказывали о каждом своем действии во благо наследника хотя бы одним коротким предложением, то меньше чем за месяц спокойно могли бы наговорить
Папа предъявляет ребенку завышенные требования
Примерно раз в две недели у среднестатистического отца появляется необходимость протестировать собственного ребенка и выяснить, сколько интересного и полезного он уже узнал. И тут мужчина с удивлением обнаруживает, что трехлетний малыш еще не умеет бегло читать, незнаком с законами Ньютона и совершенно не представляет себе, куда все-таки впадает великая река Волга. Папа расстраивается. "Вот я в твои годы..." — начинает он, и дальше, конечно, выясняется, что уже в 2,5 года ваш супруг знал наизусть таблицу умножения, свободно говорил на английском и помогал дворникам расчищать снег перед подъездом. Помимо тестов на интеллект, папа внимательно анализирует поведение ребенка. И результатами инспекции он тоже остается недоволен. Почему дитя бегает по лужам? Почему оно кричит и машет во все стороны руками? Зачем оно разорвало книгу — источник знаний? Внятно ответить на эти вопросы малыш, понятно, не может, а потому ему придется выслушать еще одну лекцию о примерном мальчике, которым папа был в детстве. Куда же, прости господи, все это исчезло теперь?
Мамы точно знают: прежде чем тестировать ребенка, надо его чему-нибудь научить. Вот мы и учим. Возможно, мы делаем это не так эффективно, как дипломированные педагоги, но, в отличие от пап, мы не требуем от малышей абсолютной гениальности во всех возможных областях знаний. Нам, в общем-то, не вундеркинд нужен, а здоровый карапуз, развитый в соответствии со своим возрастом. Есть подозрение, что именно этот нехитрый принцип наши любимые папы не поймут никогда.
Завершая исследование отцовских педагогических методов, хотелось бы вспомнить слова героини фильма "Ищите женщину": "Хорошая женщина даже из мужчины может сделать человека". А значит, и любого среднестатистического папу можно постепенно превратить в родителя мечты. Привлекайте главу семейства к воспитанию наследника, невзирая на его отказы, ошибки и вечную усталость. Регулярные тренировки на ниве взращивания ребенка рано или поздно принесут положительные результаты, и папа научится легко справляться даже с ротой детей. Только сначала он, конечно, посмотрит спортивные новости — в конце концов, должны же быть на свете вечные ценности.