Все буквы сын знал уже в два с половиной года. Что его на это подвигло — теперь уж достоверно не вспомню...
Я, конечно, старалась создать соответствующую среду для гармоничного интеллектуального, эмоционального и физического развития моего малыша: игрушки, книги, спортивные снаряды, плакаты на стенах и холодильнике и, главное, внимание. Внимания я могла дать много (хотя и на работу вышла далеко до окончания декрета), т.к. сын был тогда единственным ребёнком, а у меня были неисчерпаемы силы и желание для проявления себя в новой ипостаси родителя-воспитателя.
Плакаты на стенах я периодически обновляла по мере их освоения Степаном; цвета, счёт, животные, формы, репродукции картин — сменяли друг друга регулярно, но азбука держалась на своём месте дольше всех.
Экзамены сыну я не устраивала, но время с ним проводила увлечённо и погружённо, опасалась упустить, недодать, опоздать, не успеть вдруг затронуть какую-то из струн души или интеллекта. А потому книгами окружила его с младенчества: читала сама, давала листать ему.
Началось всё, конечно, с русских потешек, коротеньких стишков Маршака, Берестова, Барто, Дружининой, сказок.
Слушал он, надо сказать, невнимательно и недолго, быстро ему это надоедало. Он отнимал у меня книгу, захлопывал и решительно откладывал в сторону, а сам уползал, а позже — убегал по своим более интересным делам.
Единственная книга, которую он иногда охотно листал, была «Большая книга знаний для самых маленьких» издательства «Дрофа», но исключительно в части алфавита, цифр и форм. Страницы же с потешками, сказками, животными, стихами — громко и решительно отвергались.
Я, по семейному преданию, в 1 год 10 месяцев уже читавшая наизусть стихи, и бегло книги — с четырёх лет, очень конфузилась и даже немного переживала из-за такого легкомысленного поведения Степана. Но не настаивала...
Раз в месяц я возобновляла попытки приобщить сына к прослушиванию книг, для чего покупала и выбирала из семейного архива книжки с самыми красивыми картинками, с самым простым, но интересным сюжетом...
В два с половиной года он впервые минут пятнадцать слушал меня без перерыва и даже смотрел при этом в книгу. Но это были совсем не русские народные сказки... Те сказки прошли фоном и следа в душе не оставили. И даже в памяти. Сын долго меня ещё «позорил» перед детсадовской общественностью, показывая полное незнание русского фольклора, не узнавая ни Колобка, ни Курочку Рябу.
Приступать к обучению чтению Стёпы я также пыталась раз в полгода. Начала попытки после того, как он показал знание всех букв. Но складывать буквы в слова сын учиться не спешил. Предпочитал учить других.
Я снова не настаивала. Но напоминала и предлагала попробовать. Пользовалась при этом букварями. У букварей много общего: сначала схемы, потом гласные, потом слоги, потом тексты. Как-то не пошло у нас дальше слогов «АУ» и «УА».
Методики Домана и Зайцева я не использовала принципиально: Доман, по моему мнению, вообще применим не очень, а уж для обучения чтению на русском языке и совсем никак, т.к. ориентирован на зрительную память без какого-то анализа структуры и состава слов. Кубики Зайцева, наверно, было просто лениво использовать: если уж и в букваре читать неохота, как из кубиков слова складывать? Были просто кубики, с буквами, но из них Степан складывал только башни...
А потом попалась книжка «Научите меня читать!» О.И. Крипенчук. Вот по ней занятия пошли бодро и продуктивно. Уж и не знаю, в чём секрет: в книжке ли, или сын «дозрел».
Но читать САМ он всё равно не спешил. И знакомство с детской классикой для раннего возраста у нас так и закончилось, не успев начаться. А сын стал проявлять интерес к конкретным областям: автомобили, техника, космос. Носил с собой везде, рассматривая картинки и требуя прочтения, книгу «Мир техники для самых маленьких».
Потом к ней добавились книги про автомобили и космос из этой же серии; пользовались популярностью энциклопедии с окошками про технику, науку, космос.
Сказки тоже слушал, но современные.
Писать начал раньше, чем читать.
Потом к обучению чтению я подключила игры.
И в 5,5 лет Стёпа неожиданно и быстро начал читать сам.
Стадию «читаю по слогам» мы перепрыгнули. Несколько книжек, заботливо купленных мною для тренировки чтения по слогам, так и остались неоткрытыми.
Но УМЕТЬ читать и ЧИТАТЬ — это, оказалось, две большие разницы! Читать Степан не хотел. С 5,5 до 7,5 лет он, наверное, и не прочитал ничего сам...
А когда ему было 7,5 лет, в школе, по программе букваря Бунеева, как раз закончились пустые картинки, оказался повторенным алфавит и начались... тексты (да, кстати, без всяких переходных «читаю по слогам»), прочтением которых Стёпа и ограничивался.
После окончания первого класса, в целях улучшить технику чтения, которую в школе регулярно проверяли на оценку, я снабдила сына на лето стопкой тонких книжек со стихами и сказками, так и не прочитанными им в раннем детстве (Барто, Маршак, Михалков, Остер, Сутеев), а также несколькими книжками «потолще», в твёрдом переплёте, с максимум картинок и минимум текста (урезанная версия сказок про Буратино и про Нильса — не очень уважительно к произведениям, но шанс не внушить ужас объёмом и не спугнуть юного читателя).
Читал он тем летом усердно, но медленно и без энтузиазма. А осенью я начала прививать любовь к чтению.
Пользуясь его увлечённостью «героями нашего времени» — черепашками ниндзя, злыми птичками и т.п. — я стала покупать книжки о приключениях этих персонажей, а также комиксы и подобные, не отличающиеся особенной глубиной сюжета и мысли, книги. Периодически «разбавляла» эту библиотеку книгами посерьёзней, но, по-прежнему, небольшого формата и с динамичным сюжетом. Технику чтения проверяла по книге Н.С. Жуковой
А потом случился перелом. Сын стал читать запоем. Уже не обращая внимание на объём и наличие/отсутствие картинок.
Это случилось уже через год. Летом, после второго класса, Стёпа за месяц прочёл трилогию про Джорджа Люси и Стивена Хокинга (не пропуская научных вкладок).
Затем нам рекомендовали шикарно оформленную книгу «Остров сокровищ». Стёпа её, скорее, разглядывал, т.к. такой жанр ему не нравится, но зато купленные вслед книги из той же серии, но другой тематики читаем уже всей семьёй:
- Пётр Первый
- Ледовое побоище
- Правдивая история Деда Мороза
- Посетив выставку «Фестиваль науки» и получив там в подарок номер журнала «Кот Шрёдингера», Стёпа стал читать и журналы научно-популярной тематики — покупает теперь «Техника молодёжи», «Популярная механика, «Юный эрудит». Читает от корки до корки и даже делает пометки в тексте и на полях!
Затем стал увлечённо читать книги про детей-ровесников, школьников: Носов, Гиневский, Сотник, Алешковский... Я даю книги из своей старой библиотеки, смотрю и покупаю новые. Список неисчерпаем.
Очень понравилась ему книга «О Гриньке, о Саньке и немного о девчонках»/, перечитал три раза.
Читал с удовольствием книги из серии «О чём умолчали учебники» (физика, астрономия, философия):
Не любит сказки и приключения (типа Робинзона Крузо, про пиратов и т.п.). Иногда я даю ему почитать, на мой взгляд, ценное:
Начиная с нежеланием, предпочитая продолжить чтение про первую любовь, космические приключения (С. Лукьяненко), физику времени или про танки, Степан, в итоге, затихает надолго, потом выдыхает: «Ужас как интересно!», впечатлённый историей про мальчика-звезду.
Читает быстро. Читает много. Про себя и вне школьной программы.
Вслух читает, на мой взгляд, не очень хорошо: с запинками, невыразительно; но технику чтения теперь, в четвёртом классе, слава Богу, уже не проверяют вроде... Теперь акцентируют на другом — на понимании текста, главной мысли и т.п., способности вычленить, найти в тексте, способности ответить на вопросы по тексту и пересказать текст — этому, собственно, посвящены многочисленные контрольные по литературе.
Читает, помимо, художественной литературы, и научно-популярную, не всегда до конца понимая значение всех слов, но не сдаваясь. Так, попросил купить меня и читал (но да — пока отложил) книгу про историю создания атомной бомбы.
В преддверии переходного возраста, не зная пока толком, как и кто будет отвечать на его вопросы, я купила такую книжку. Пока читать не давала — ну, не ассоциируется сын у меня с подростком! Хоть и ростом почти 160 см, и размер ноги 40... Но до сих пор всё свободное время предпочитает тратить на игру: лего, машинки, войнушку во дворе... И он не один такой, играет во всё это с друзьями-одногодками. Также забавно возится с двухлетней сестрой. А по вечерам просит меня почитать ему «сказку»... которую сам потом дочитывает порой глубоко за полночь (что я, безусловно, не поощряю).
Всё-таки хорошо, что мои опасения относительно невозможности привить любовь к чтению и исчезновению книг из нашей жизни — не оправдываются.
Книга по-прежнему наш друг и помощник! Несмотря на значительное присутствие в жизни компьютерных игр и объёмных домашних заданий.