Наказания не способны изменить в лучшую сторону поведение детей в долгосрочной перспективе, считает Марвин Маршалл, автор популярной в США системы воспитания. Почему же наказания не работают — вернее, работают в противоположном направлении? Доктор Маршалл приводит тому множество причин.
Если вы, как и я, считаете, что дети еще не являются взрослыми людьми и что наша задача — вырастить из них ответственных членов общества, то наказания, или установленные последствия, должны вызывать ряд серьезных сомнений и вопросов.
Если вы будете относиться к детям как к людям, которым просто не хватает определенных навыков, а не как к людям, которые не соответствуют вашим требованиям, вам будет намного проще реагировать на любую ситуацию в более позитивной и конструктивной форме.
Говорят, наказание — лишь «естественное» или «логическое» следствие. Однако любая форма установленного наказания лишает ребенка возможности взять на себя ответственность за изменение своего поведения.
Наказания основаны на представлении о том, что дети должны испытать боль, чтобы вырасти ответственными людьми, что им нужно причинить вред, чтобы хоть чему-то научить. Наказывая, родители могут добиться послушания, но это никогда не приведет к зарождению стремлений к чему-то хорошему в долгосрочной перспективе.
Наказания работают против того, чего мы пытаемся достичь, а именно: научить детей самодисциплине, которая будет порождать в них желание вести себя в приемлемой и социально ответственной манере.
Проблемы, связанные с назначением наказаний
Основная проблема назначенных наказаний в том, что эффект от них носит лишь временный характер. Страх и сила помогают добиться изменений только на непродолжительный период. Как только срок наказания истекает, ребенок начинает думать, что уже отработал свою повинность, и чувствовать себя независимым от ответственности в дальнейшем.
Принуждение, приносящее мгновенный эффект, никогда не дает долгосрочных результатов. Угроза наказания может заставить подчиниться — но примерное поведение будет наблюдаться до тех пор, пока над его головой будет висеть этот меч. Принуждение может со временем исчезнуть, однако это вовсе не значит, что на смену ему придут ответственные поступки и решения. Угроза наказания может заставлять вести себя примерно дома и не иметь на ребенка ни малейшего влияния в ходе его взаимодействия с остальными людьми — с дедушками и бабушками, воспитателями или другими детьми.
Так, 10-летний мальчик испытывает огромное желание украсть что-нибудь из магазина. Все его друзья делают это, и никто за ним не наблюдает. Ребенка, чьи родители используют систему наказаний, в данной ситуации ничего не сдерживает. Ведь если он уверен, что его не поймают, почему и не попробовать? Напротив, ребенок, которому прививают понятия ответственности и самодисциплины, столкнется с серьезной дилеммой. Для такого ребенка сдерживающим фактором является не страх оказаться пойманным и наказанным, а принятие верного решения. Мысль о том, как его поведение скажется на окружающих — на владельце магазина, вынужденном заплатить за товар, на невинной жертве, несправедливо обвиненной в краже, на родителях, которые будут испытывать сильное разочарование, и многих других, кто принимает участие в его жизни, может оградить его от злоупотребления их доверием.
Мерой эффективности родительского воспитания является именно то, как ребенок ведет себя, когда взрослых нет поблизости, когда ребенку кажется, что ему не надо будет отвечать за последствия.
Наказания провоцируют зависимость от взрослых людей
Вместо того чтобы укреплять в ребенке чувство ответственности и стремление к самосовершенствованию, наказания передают инициативу действий в руки взрослых людей. Наказания всегда опираются на внешних «агентов» — людей, которые не всегда будут находиться рядом с ребенком. Дети могут научиться контролировать себя в присутствии авторитетной для них личности (зачастую из-за боязни последствий), но внешняя мотивация не вызывает в них желания принимать более взвешенные решения или вести себя ответственно в будущем.
Наказания зачастую назначаются непоследовательно
Нерациональное поведение может повлечь за собой наказание в одной ситуации и избежать его — в другой. Практически невозможно проявлять последовательность при назначении наказания, поскольку поступок, за который наказывают ребенка, можно наблюдать только в присутствии взрослого человека. Если же о проступке сообщает кто-то другой, нет никакой уверенности в том, что все произошло именно так, как рассказывается. У ребенка может быть иное видение ситуации.
Наказания основываются на избегании негативной реакции
Принуждение пробуждает врожденные инстинкты страха, желания дать отпор или просто убежать. Подобные эмоции не только тормозят процесс обучения (включая и обучение принятию правильных решений), но и не позволяют выстроить добрые взаимоотношения в семье. Наказания автоматически приводят к противостоянию, при котором обычно:
- ребенок начинает проверять родителя, чтобы понять, что конкретно ему может или не может сойти с рук;
- мотивация научиться тому, что пытается донести родитель, резко слабеет.
Наказания убивают любое желание ребенка вести себя позитивно, что изначально мы и пытаемся привить нашим детям.
Наказаниями невозможно добиться изменения безответственного поведения
Наказания не помогают ребенку научиться изменять свое безответственное поведение. Плохие привычки легче всего вытесняются хорошими, но наказания не учат детей тому, как сделать правильный выбор. Вместо этого наказания подталкивают ребенка к поиску способов, благодаря которым он не будет пойман. Кроме того, вместо того чтобы сосредоточиться на улучшении поведения, акцент смещается в сторону поиска отговорок и уловок, позволяющих замести следы. Изворотливость становится главным спутником наказаний, что приносит огорчения в любую семью.
Наказания укореняют мышление жертвы
Поскольку наказания основаны на идее о том, что человеку нужно сделать больно, чтобы его чему-то научить, человек, подвергающийся наказаниям, зачастую ощущает себя жертвой. Жертвы редко когда отвечают за свое поведение, что подрывает образ мышления, ориентированного на повышение уровня социальной и личностной ответственности.
Наказания зачастую провоцируют агрессивное поведение
Наказания превращаются в порочный круг. Агрессивное поведение влечет за собой наказание, провоцирующее еще больше агрессии, приводящей к ужесточению наказания и т.д. Дети учатся на реальных примерах, они великолепные подражатели. Они учатся, наблюдая за поведением родителей. Когда детям назначается наказание, они могут вынести из этого уроки, о которых их родители, возможно, даже не подозревали, например:
- кто сильнее, тот и прав;
- допустимо применять насилие к близким людям;
- проблемы можно разрешить при помощи физической силы.
Наказания зачастую приводят к эскалации
Когда наказания не работают, они начинают расти, как снежный ком, усугубляя изначальную проблему, что приводит к стрессу как у детей, так и у родителей. Примеры эскалации можно наблюдать в школе, где к моменту перехода в старшие классы с ребенком уже неоднократно беседовали, отчитывали, выгоняли из класса, оставляли после уроков, отправляли к директору, вызывали на дополнительные занятия в субботу, оставляли на второй год, исключали из школы... — в итоге ребенку становится реально все равно. В некоторых семьях, когда родители понимают, что наказание не приносит должных результатов, они впадают в такое отчаяние, что переходят к арсеналу более жестких методов, вплоть до физического насилия.
Наказания могут снизить самооценку
Наказания могут привести к тому, что у особо чувствительных детей понижается уровень самооценки: они могут начать реально верить в то, что они плохие. Это может привести к самобичеванию — самому плохому и строгому виду наказаний. В большинстве случаев наказанию подвергаются те, кто меньше всего в нем нуждается.
У наказаний есть целый ряд плохих побочных эффектов
Назначаемые впервые или повторные наказания могут спровоцировать тревожность, депрессию, чувство незаслуженной вины, стыда, жалости к себе, страх, злость, непокорство, сопротивление, изворотливость и даже месть.