Чтоб были потеряны дети.
В московский интернат №55 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, я впервые пришла на практику пять лет назад и осталась надолго. Потому что этих детей трудно забыть, трудно с ними расстаться.
Это дети с раненой душой, более чутко воспринимающие отношение взрослых к ним, острее чувствующие фальшь, иногда излишне недоверчивые – уже обожглись. Кажется, что душа некоторых из них похожа на оголенный нерв – мгновенно и остро реагирующая на боль. У некоторых наоборот, чувства как будто притупились – защитная реакция на то плохое, что с ними произошло.
Дети, пережившие разрыв, разлуку с семьей, с близкими. Страшной, порой жестокой была жизнь в их семьях, но разрыв с привычной средой для ребенка – еще один стресс, он испытывает страх перед будущим, одиночество, горе от потери близких. Но и на камнях, как известно, растут деревья. Пережить все это им приходится, и они продолжают жить, играть, радоваться, общаться, дружить и ссориться, как и все дети, стараются прилепиться к тем взрослым, кто рядом. Но в глубине души живет боль от того, что ты – один, что никому в сущности не нужен, и прячется желание кого-то обнять, прижаться, назвать мамой, рассказать о том, что волнует.
Пять лет назад, маленькие и смешные, первоклашки бросались к нам, студентам. Им просто было нужно, чтобы кто-то приласкал их, погладил по голове, выслушал, поэтому они говорили все скопом, наперебой. Ведь у воспитателя и так дел много, да и за порядком следить нужно.
Больше всего я тогда полюбила одного малыша, Ваську, ему было шесть лет, он был подкидыш, забытый мамой на улице. Он подошел тогда и сказал, шепелявя, так как двух передних зубов не было, еще не выросли.
- А хотите, я вам стих расскажу?
- Конечно, хочу.
- Был щенок одинок,
Бродил он неприкаянно.
Как-то раз решил щенок -
Найду себе хозяина.
С утра собаки всех пород
С людьми выходят из ворот.
С людьми побыть нам хочется,
Зачем нам одиночество.
В каком-то дворике пустом
Один остался с детства я,
И стал щенок мечтать о том,
Как будет он вилять хвостом,
Хозяина приветствуя.
И вот щенок собрался в путь,
Бежал он за прохожими,
И хоть спросил бы кто-нибудь,
Ты что такой встревоженный?
Дальше Вася не знал, но и этого хватило мне. Этот стих А.Барто в его исполнении звучал так, как будто он про себя самого рассказывал. Мне этот отрывок навсегда запомнился с тех пор.
Когда практика кончилась, мы, студенты, остались волонтерами в этом интернате, по мере сил принимая участие в жизни детей. Уже тогда, когда мы изредка брали их в гости, стало ясно, что по-настоящему помочь детям можно, только найдя им семьи, которые будут их брать хотя бы только в гости, но постоянно.
Для меня удивительно, но обстоятельства сложились так, что я стала работать в патронатной службе нашего интерната, то есть заниматься поиском семей, готовых принять детей.
Узнав об этом, дети быстро поняли, что к чему. Настенька из второго класса подошла ко мне и тихонько сказала на ухо: "Я хочу маму", а Игорек, всегда активный, неугомонный и неунывающий мальчишка десяти лет, деловито поинтересовался: "Говорят, вы родителей ищете?" - и на мой утвердительный ответ заявил: "Мне найдите первому".
Как-то раз одна посетительница сказала мне: "У ваших детей удивительные глаза, с огоньком. Я таких не встречала на улице, у обычных детей". Наверное, в ее словах было преувеличение, но часто наши дети смотрят на посетителей с тайной надеждой - может, это за мной мама пришла? Этот-то огонек надежды, по-видимому, и заметила моя гостья.
Дети ждут и надеются, особенно маленькие. Они спрашивают незнакомых: "А вы к кому?" Они просят: "Найдите мне маму", они придумывают себе родителей, братьев и сестер, если их нет. Эту надежду нельзя обмануть.
Одного мальчика, Колю, от которого еще в роддоме отказалась мать, наконец-то нашли приемные мама и бабушка и должны были забрать его через день. Когда они уходили, навестив мальчика, Коля заплакал, они утешали его:
- Коля, мы придем за тобой в понедельник.
- А вы меня не обманете? - спросил пятилетний Коля.
Они не обманули. Коля живет сейчас в своей новой семье. Однажды, выходя из храма, куда они зашли с мамой, мальчик повернулся к иконам и сказал: "Спасибо Тебе, Боженька, что Ты меня спас!". Удивительно благодарная душа оказалась у ребенка.
Конечно, воспитание приемного ребенка – труд нелегкий, не каждому по силам, но это труд благодатный. "Сирота в дом – счастье в дом", гласит народная мудрость.
Одна патронатная мама, Елена, рассказала мне удивительную историю. Она была в ссоре со своей матерью десять лет, они почти не виделись, мать не хотела за что-то простить ее, даже не отвечала на телефонные звонки. И вот в дом пришел ребенок, мальчик, которого Лена взяла на патронат.
В очередной раз предприняв попытку примирения, Лена позвонила матери и сказала:
- Я мальчика взяла из детдома.
- Я еду, - ответила мама.
Ребенок примирил их, сам того не зная. Теперь бабушка не чает души в нем и много помогает Лене.
А сколько еще таких "сокровищ" ждет свою новую маму в нашем интернате и в других детских домах!
Они очень любят песню из мультфильма про мамонтенка, и вообще песни про маму. У многих матери живы, но потеряли себя, забыли своих детей и стали равнодушны к их судьбе. Не нам судить их, но наше дело всем миром помочь этим детям, дать им тепло и заботу, дать возможность жить в семье.
Семья ребенку необходима как воздух, это школа любви. Именно в семье он учится любить, заботиться о близких, помогать, строить свои отношения с людьми, преодолевать трудности, учится жить самостоятельно. Учится этому, глядя на родителей, они – пример во всем.
Мы ждем всех, кто имеет желание и возможность помочь детям, принять их в свою семью.
В школе-интернате № 55 работает патронатная служба. Мы постараемся подготовить вас к непростой роли приемных родителей, окажем психолого-педагогическую и социальную помощь, предусмотрена и материальная поддержка патронатных воспитателей, выделяются средства на содержание ребенка.
Наши телефоны: 172-66-38 , 175-15-40, 8-903-202-32-79.
Наш адрес: Москва, ул. Маршала Чуйкова дом 26, школа-интернат № 55.
Ст. метро Кузьминки, Волжская.
Если у вас есть желание помочь детям, оставшимся без попечения родителей, Если вы имеете возможность принять ребёнка к себе в семью,
В школе - интернате №55 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организована служба патронатного воспитания.
Патронатное воспитание – такая форма воспитания, при которой вы являетесь домашним воспитателем, воспитываете ребенка в своей семье как родного, дарите ему любовь и ласку, и при этом он остается "государственным" ребенком, сохраняет за собой все льготы и социальные гарантии.
Патронатным воспитателям оказывается профессиональная поддержка специалистов: педагогов, психологов и социальных работников.
В нашем интернате живут дети от 5 до 18 лет, которым очень нужна семья и близкие люди.
Более подробную информацию можно получить по телефонам:
172-66-38 (Ольга Николаевна, Светлана Викторовна, Ольга Сергеевна)
8-903-202-32-79 (Ольга Николаевна).
Адрес школы-интерната № 55:
г. Москва, ул. Маршала Чуйкова дом 26.
Проезд ст. метро Кузьминки, Волжская, троллейбус №74, остановка
"Улица маршала Чуйкова".
Агафонова Ольга Николаевна
Зам. директора по патронатному воспитанию школы-интерната № 55