Каждый день мы сначала делаем то, что надо, и только потом — что хочется, так нас научили в детстве. Неудивительно, что на удовольствия часто просто не остается времени. Но к ним надо относиться так же серьезно, как и к необходимости ходить на работу или принимать душ. Если жертвовать удовольствиями ради "более важных" дел, недалеко и до депрессии.
Если за вами гонится лев, вы очень мотивированы убежать от него! Острая стрессовая реакция мгновенно повышает мотивацию, и у вас даже мысли не возникает опустить руки и сдаться без боя. Мотивация сродни обещанию награды, получить которую вы желаете настолько сильно, что готовы действовать немедленно.
Если вы сумеете унести ноги, то усвоите урок на будущее: от нападения льва можно спастись (награда), удирая от него на максимальной скорости (действие). И когда вы снова увидите льва, у вас сразу появится мотивация бежать. Проблема в том, что повышает мотивацию лишь острый стресс, а хронический — снижает.
В мозге человека имеется система поощрения, побуждающая совершать действия. Ученые не пришли к единому мнению по поводу того, как именно работает механизм вознаграждения и мотивации, но многие сходятся в том, что он состоит из трех компонентов: желание, удовольствие, обучение.
- Желание: вы предвкушаете удовольствие, система поощрения запускается и мотивирует вас на его получение.
- Удовольствие: когда вещь, человек или ситуация заставляют вас испытывать удовольствие, система поощрения активизируется.
- Обучение: вы понимаете, что определенное действие приводит к удовольствию, и знаете, что, выполнив это действие еще раз, испытаете похожее чувство.
Ученые подвергали мышей хроническому стрессу, напоминающему психосоциальный стресс, который мы, люди, испытываем в повседневной жизни. Они доказали, что хронический стресс приводит к ангедонии — при этом состоянии вы утрачиваете способность испытывать удовольствие от того, что раньше нравилось; вас больше не привлекают действия, доставлявшие удовольствие. Мотивация — следствие острого стресса, ангедония — хронического.
Лечение ангедонии
Здоровый мозг обычно функционирует в трех режимах: базовом, позитивном (радость) и негативном (печаль). Базовый режим нейтрален и прерывается краткими периодами негативных и позитивных состояний.
Человек не может постоянно чувствовать себя совершенно счастливым, он испытывает радость периодически. То же самое касается печали. Позитивный режим — удовольствие и радость — возникает как следствие работы системы поощрения. Она подталкивает нас получать удовольствие и позволяет насладиться им.
У людей, страдающих депрессией с сопутствующей ангедонией, чаще включается негативный режим мозга и реже — позитивный. Однако для того, чтобы мозг переключился на позитивный режим, недостаточно выключить негативный. Мозгу, переживающему хронический стресс, зачастую необходима специальная длительная терапия, которая поможет вернуть способность испытывать положительные эмоции.
Лечение ангедонии — задача не из легких. Так как обычно причиной является "замыкание" в системе поощрения, подход к лечению данного состояния основан на ее стимуляции. Одним из методов является терапия позитивным аффектом. Это трехступенчатая программа, тренирующая трехкомпонентный механизм вознаграждения и мотивации: желание, удовольствие, обучение.
На первом этапе — планирование приятных событий — пациентам предлагают спланировать событие, приносящее удовольствие. Процесс планирования стимулирует предвкушение такого события, которое, в свою очередь, запускает систему поощрения.
Есть данные, что положительные эмоции можно усилить подкреплением. Пациентов учат подолгу размышлять о предстоящем позитивном опыте, заранее "смаковать" его.
На втором этапе пациенты учатся искать и ценить моменты удовольствия в повседневных ситуациях и идентифицировать поведение, приводящее к получению удовольствия (компонент обучения). Третий этап посвящен собственно удовольствию: пациенты учатся делиться позитивными ощущениями и испытывать благодарность.
Перестать делать то, что нравится, — опасно для здоровья
На людях, подверженных хроническому стрессу, программу не испытывали, однако есть свидетельства, что активный поиск вознаграждения и удовольствия в повседневной жизни защищает от хронического стресса. Усталость и нехватка времени заставляют нас отказываться от занятий, которые мы считаем необязательными, причем в первую очередь мы лишаем себя "несущественных" радостей — всего того, что делаем исключительно ради удовольствия.
Стоит поддаться рутине хронического стресса, и желание заниматься тем, что раньше приносило радость, пропадает. Жизнь кажется чередой препятствий, а это блокирует мотивацию. Если перестать делать то, что нравится, вы окончательно погрузитесь в болото уныния.
У каждого человека есть "копилка приятных ощущений". Каждый день добавляйте в нее как можно больше "монет". Общее число накопленных "монет" — опыт поощрения, который делает вас стрессоустойчивыми, каким бы тяжелым ни выдался день.
Если вы успели отказаться от всего, что приносит радость, и больше ничего не делаете ради удовольствия, значит, ваш опыт поощрения — "копилка приятных ощущений" — истощен. Чтобы защитить мозг от пагубного воздействия стресса, надо заново приобрести привычки, ведущие к получению удовольствия, позволяющие избавиться от апатии и препятствующие лени. Как это сделать?
Планируйте занятия, приносящие удовольствие
В лечении депрессии применяется метод активного поиска радости. Психотерапевт помогает пациенту выбрать приятные виды деятельности, прорабатывает вместе с ним шаги, необходимые для того, чтобы заняться такой деятельностью и получить удовольствие, и составляет план действий с четкими этапами, а также запасной план.
Врач также помогает своему подопечному преодолеть апатию и нежелание испытывать удовольствие. Он внедряет новые "ключи", формирующие новые привычки, и убирает старые, что приводит к забыванию прежних привычек.
Вы и сами можете использовать метод активного поиска радости. Выберите три занятия, приносящие удовольствие. Просмотрите расписание на следующую неделю и найдите способ включить их туда. Например, завтра вы хотите сходить на урок по боксу.
Составьте поэтапный план действий, даже если вы считаете это необязательным, и вычеркивайте пункты по мере выполнения.
- Записаться на урок.
- Достать боксерские перчатки.
- Приготовить форму для занятий.
Создайте новые "ключи". Для выработки новой привычки необходимы "ключи"- напоминания, которые всегда будут перед глазами.
- Повесьте боксерские перчатки перед телевизором, чтобы они постоянно напоминали о предстоящем занятии.
- Установите звуковые напоминания на смартфон.
- Положите форму для занятий на диван, чтобы видеть ее каждый раз, когда захотите сесть.
Выбросьте старые "ключи". Они подталкивают вас обратно к старым привычкам. Если вы привыкли приходить домой и весь вечер валяться перед телевизором, положите на диван какие-то вещи, чтобы вы не могли на него даже сесть. Убрав старый "ключ" — возможность в любой момент расположиться на диване, — вы избавитесь от старой привычки.
Если в течение дня вы будете мысленно уговаривать себя не ходить на урок и придумывать причины, почему не следует этого делать, записывайте свои соображения в "Журнал негативных мыслей". Записав, придумайте для каждой причины по два контраргумента. Через две недели такой практики у вас сформируется новая привычка.
Как завершить незавершенное
Также систему поощрения активизирует чувство завершенности. Человек обычно хочет как можно скорее справиться с любым незавершенным делом или нормализовать нестабильную ситуацию. Когда нам это удается, мы испытываем удовольствие.
Например, если объем работы кажется непосильным, а задача невыполнимой, перспектива удовольствия от выполнения всего проекта не будет вас мотивировать. По мере выполнения работы вы не ощутите удовлетворения, не говоря уже о вознаграждении.
Как приблизить радость от завершения? Разделить работу на этапы. Завершая каждый небольшой этап, вы будете активизировать систему поощрения и повышать мотивацию.
Выделите для первого этапа всего две минуты — ведь вряд ли кто-то станет откладывать такое пустяковое дело. Таким образом, всего через две минуты вы испытаете удовольствие от выполненного.
Еще один способ поддержать мотивацию — никогда не останавливаться, закончив этап. Ненадолго прервите работу — но лишь после того, как приступите к новому этапу. Его незавершенность не даст вам покоя, и, когда вы вернетесь к компьютеру, вам захочется как можно скорее закончить начатое.
Читайте детективы и смотрите футбол
Триллеры, футбольные матчи, детективы, сериалы затягивают чередой сюжетных поворотов и неожиданных событий. Развязка всегда непредсказуема, и нам очень хочется узнать, чем все закончится. Теория переноса возбуждения гласит: "интенсивность удовольствия от завершения процесса зависит от интенсивности (негативного) напряжения, пережитого до завершения".
По той же причине систему поощрения активизирует прослушивание сложной классической музыки с ее непредсказуемой сменой ритмов и разнообразными вариациями — когда произведение заканчивается, мы испытываем удовлетворение.
Больше осознанности
Осознанность — это состояние, когда мы уделяем внимание происходящему вокруг, а не живем "на автопилоте". Если вы не фокусируетесь на переживании настоящего момента, то вряд ли сможете заметить то, что приносит радость.
Прислушиваясь к своему внутреннему состоянию, мы порой замечаем, что радуемся, хотя ничего для этого не сделали. К примеру, вы пьете кофе, одновременно глядя на экран компьютера, и не чувствуете приятного вкуса. Но если выделить на перерыв всего пять минут и насладиться ароматом и вкусом кофе, ни на что не отвлекаясь, вы испытаете удовольствие. Почаще выключайте режим "автопилот".