Начнём с самого начала. И даже ещё раньше. Как говорят музыканты, "из-за такта".
Музыка помогает воспитать здорового ребёнка ещё до рождения. Поверьте, эта фраза — не шутка и не фантазия. Сегодня многие врачи-педиатры с лёгкой руки доктора медицинских наук М.Л.Лазарева признают такую возможность. Они утверждают, что ребёнок еще до рождения положительно реагирует на музыку. Более того, музыка способствует здоровому физиологическому развитию самого юного слушателя.
Метод Лазарева получил в науке название "Сонатал". Он применяется во многих странах с 1983 г., поскольку прост и доступен для любой будущей мамы после 40 недель беременности. К этому времени между мамой и будущим ребёнком устанавливаются контакт и понимание. Достаточно несколько раз в день на
Как утверждают врачи, ребёнок, прошедший курс такой музыкальной терапии в чреве матери, впоследствии развивается быстрее, опережая своих сверстников. Кстати, Михаил Лазарев придумал также специальный пояс для беременных "Маматон". Этот чудо-пояс позволяет будущему ребёнку общаться с мамой при помощи музыкальных звуков.
Метод Лазарева становится яснее, если вспомнить, что даже молекулы воды (человек, как известно, на
Выдающийся швейцарский педагог и композитор Э.Жак Далькроз
Особенно актуален метод в наше время с его компьютеризацией, стрессами, быстрым темпом, избытком информации. Согласитесь, что дети живут не в параллельном мире, и полностью уберечь их от отрицательных последствий всей этой "суеты сует" просто невозможно.
Идеи Жака Далькроза использовал Карл Орф при создании своей системы элементарного музицирования. Выдающийся немецкий педагог и композитор, как и Жак Далькроз, считал, что элементарная музыка не существует сама по себе, а тесно связана с пением, движением, танцами.
Некоторые упражнения
- Включите негромкую, ритмичную музыку и дайте малышу любой детский ударный инструмент: бубен, хлопушку, кастаньеты, барабанчик и т. п. Возьмите сами подобный инструмент. Пританцовывайте и сопровождайте музыку ударным аккомпанементом.
- Спойте с ребёнком детскую песенку, сопровождая её исполнение ритмическим аккомпанементом. При этом можно использовать для сопровождения не только детские ударные инструменты, но и хлопки в ладоши, топанье ногами, щелчки и другие звуки.
- Звучит ритмичная музыка. Пусть ребёнок попробует для сопровождения разные ударные инструменты и сам определит, какие более всего подходит именно к этой музыке.
- Предложите ребёнку движениями выразить музыку, которую он слышит.
- Просто потанцуйте вместе под ритмичную музыку, выбирая па, которые вам нравятся. Особенно эффективно проходят такие сеансы музыкальной терапии в небольшом детском коллективе.
Ритмические музицированию — это не только так необходимые вашему ребёнку движения, но и выход эмоциональной энергии, живой ритм, радость и веселье. Кроме того, такое музицирование развивает чувство ритма.
Не запрещайте ребёнку бить в барабан и громко дудеть на дудочке. Подобные звуки, конечно, трудно вынести, но зато они позволяют малышу выразить себя эмоционально. Особенно это важно в тот период, когда малыш проходит через так называемый кризис трёх лет. Попробуйте поставить себя на место сына или дочки. Проявите терпимость и понимание. Не приказывайте, а объясните, почему лучше сделать так, а не иначе. Если уже совершенно невозможно перенести грохот барабана, то просто скажите: "Не бей в барабан! Я устала!" Или что-то более мягкое, например: "Ты очень хорошо стучишь, но, пожалуйста, чуть потише. У меня болит голова".
По существу, именно Э. Жака Далькрозе можно считать основателем современной аэробики. Кстати, движения под музыку как средство не только музыкального воспитания, но и оздоровления для России — это не новое, а хорошо забытое старое. Ещё в 1923 году по распоряжению наркома просвещения А.В.Луначарского в нашей стране была организована "Студия пластического движения" под руководством Э.Вербовой. В этой студии учились двигаться под музыку не только взрослые, но и дети.
Сегодня метод Далькрозе снова возродился в некоторых детских садах. Там проходят музыкально-оздоровительные физкультминутки, которые и вы можете проводить дома со своими детьми.
Наиболее эффективными оказались физкультминутки, когда негромко звучащая ритмическая музыка соединяется с речитативами. Ну, например:
1.А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду собрать,
Надо глубже приседать ( приседания несколько раз).
Нагулялся я в лесу,
Ягоды домой несу (ходьба в ритме музыки).
2. В течение речитатива дети плавно поднимают то левую, то правую ногу.
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Левую подняли ногу,
Правую подняли ногу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой
И тогда придёшь домой ( ходьба в ритме музыки).
3. Жил на свете попугай.
Крылья шире расставляй (руки в сторону).
Он любил летать всех выше —
Выше ели, выше крыши (потянуться на носках, руки вверх).
4. Чок-чок. Каблучок.
В танце кружится сверчок (кружения).
А кузнечик без ошибки
Исполняет вальс на скрипке (движения, имитирующие игру на скрипке).
Звонко хлопаем в ладошки ( хлопки),
Весело шагают ножки (ходьба).
Несмотря на явное поэтическое несовершенство стишков, подобные речитативы, соединённые с ритмической музыкой, нравятся дошколятам, объединяют малышей, помогают им сконцентрироваться.
Комментарий читательницы
На нашу статью "Зачем нужна музыка?", в которой мы в восторженных тонах рассказывали о положительном воздействии музыкальных занятий на разные стороны личности ребёнка, пришёл комментарий от читательницы, который несколько поумерил наши восторги. Приведём его полностью.
"Я сама в детстве окончила музыкальную школу. Да, действительно, она научила меня концентрации внимания, умению планировать время. Но минусом явилось то, что на физическое развитие и даже на ежедневные прогулки времени не оставалось. У меня растут две дочки и у обеих прекрасные слух и голос. Но отдать их в музыкалку в том виде, как это было у меня, рука не поднимается. И у многих моих знакомых из тех, кто в детстве учился в музыкальной школе, стойкое нежелание отдавать туда своих детей".
В связи с этим вспомнился одному из нас Алёша Фелистов,
Шёл концерт лауреатов конкурса. Алёша обращал на себя внимание не только отличной игрой, но и явно излишним весом.
— Талантливый мальчик, — поделился я женщиной, сидевшей рядом.
— Мой сын, — мама светилась гордостью.
В антракте разговорились.
— Почему Алёша такой полный? — не совсем тактично поинтересовался я. — Он болен или просто мало двигается? Может, ему имеет смысл заняться спортом?
— Да что вы! Какой спорт! Он и на улице то почти не бывает. Занимается на фортепиано по три часа в день. А ведь ещё и школьные уроки надо сделать. Это, конечно, не главное, но всё-таки.
Аргументы читательницы серьёзны. От них нельзя отмахнуться. Музыкальное воспитание, конечно, прекрасная вещь. И всё же оно, как и музыкальные успехи лауреата-Алёши, блекнут, если в жертву им приносится здоровье ребёнка. Кстати, точное понимание этого необходимо не только при обучении игре на том или ином музыкальном инструменте, но и при некоторых других занятиях, связанных с отсутствием физических движений. Например, игре в шахматы, рисовании, чтении книг, долгого сидения у телевизора и, что сегодня особенно актуально, при излишнем увлечении компьютерными играми. Надо во всем знать меру. Выстраивать приоритеты. Приоритеты, в которых здоровье ребёнка всегда должно занимать первое место. Это аксиома. Однозначная и безусловная. Аксиома, с которой, вроде бы все согласны, но которой далеко не все придерживаются. Родителям необходимо научиться проходить между Сциллой неподвижного образа жизни и Харибдой "зарывания в землю" талантов ребёнка.
Легко сказать "научиться". Как это сделать? Об этом мы и поговорим дальше.