В нашей летней поездке в Санкт-Петербург еще одной сбывшейся мечтой (помимо "Алых парусов") стало посещение Интерактивного центра истории ГУП "Петербургский метрополитен" Посещение строго по предварительной записи: в прошлый раз я пыталась записаться за неделю — группы были уже заполнены. Теперь же я позвонила в конце мая, планируя поездку на конец июня, и тут уже мы были первыми в списке.
Сразу скажу — музей отличный! Рекомендуем к посещению.
Музей метро находится рядом со станцией метро "Приморская". После выхода из вестибюля два раза налево — и видна скромная вывеска.
У входа — касса. Билет для взрослого 300 рублей, льготный — 100 рублей. Группа примерно 25 человек собирается у дверей музея. В коридоре есть ячейки для личных вещей, можно оставить верхнюю одежду и сумки. Продолжительность экскурсии немногим больше часа.
Нашу группу встретила методист центра Ольга Владимировна. Первый экспонат — схема Санкт-Петербургского метрополитена.
В настоящее время существует 5 линий общей протяженностью около 115 км. Самая длинная линия — Московско-Петроградская (синяя), почти 31 км и 18 станций. Самая короткая — Правобережная (оранжевая), 11 км и 8 станций. Кстати, цветной схема ленинградского метро стала лишь в 1993 году, до этого времени была черно-белой.
Общее количество станций — 67, но 74 вестибюля и 263 эскалаторов. Используются также и траволаторы — пока только на станции "Спортивная" 6 траволаторов помогают преодолеть почти 300 метров пути, тоннель проложен под Малой Невой. Забегая вперед, скажу, что после экскурсии мы посетили эту необычную станцию.
Перегоны между станциями довольно длинные, от 1,5 до 2,5 км; самый короткий — 848 метров между станциями "Площадь Восстания" и "Владимирская", а самый длинный — 3600 метров между станциями "Обухово" и "Рыбацкое".
В длинном коридоре музея показана эволюция вагонов метро от времен открытия до нынешнего времени — 4 разных вагона. Составы именно из такого количества вагонов ходили в первые годы работы метро. Сейчас используются шестивагонные составы, а на красной ветке — восьмивагонные. Среди пассажиров этих четырех вагонов угадываются сотрудники метрополитена. Ольга Владимировна озвучила и цену вагонов — от 60 до 120 млн. рублей.
Мы прошли по кусочку тоннеля. Перегонные тоннели метро нынче отделаны железобетонными тюбингами, ранее использовались чугунные детали. Петербургский метрополитен один из самых глубоких в мире, средняя глубина станции 58,5 м. Самая глубокая станция в городе — "Адмиралтейская", 86 м.
Следующая экспозиция посвящена строительству метро. Здесь гид объяснила нам, почему станции такие глубокие — их строят в кембрийских глинах, а глубина залегания пород варьируется от 50 до 90 м. Такие глины плотные, упругие и не пропускают воду.
Группа совершила виртуальный спуск в метростроевской клети на глубину 60 м, и мы увидели геологический разрез почвы до тех самых кембрийских глин.
Затем мы попали в самый настоящий... забой. Фигура рабочего с отбойным молотком, звуковое и световое сопровождение — все способствовало погружению в атмосферу шахты метро. Отбойным молотком сооружены тоннели от станции "Автово" до станции "Площадь Восстания", и до сих пор он применяется при строительстве некоторых участков. Основную работу по прокладыванию тоннелей в Санкт-Петербурге выполняет проходческий щит "Надежда", в настоящее время он пробивает двухпутный тоннель (шириной 10,5 м) на продолжении Невско-Василеостровской линии.
Музей оснащен множеством интерактивных экранов, где можно посмотреть и почитать подробности об экспонатах.
Следующая экспозиция на нашем пути — "История общественного транспорта Санкт-Петербурга. Метрополитены мира". Стенды посвящены прошлому, настоящему и будущему Петербургского метрополитена, а также другим городам, где есть метро. Карты, схемы и билеты различных городов представлены в витринах.
Основной зал музея — тут уже глаза разбегаются, сколько всего интересного.
Первое, что притягивает взгляд — огромный макет линии метро. Наглядно показано движение на линии, взаиморасположение депо, станций, вестибюлей, тупиков.
Рядом — интерактивный фрагмент тоннеля. Кусочек пути в натуральную величину, ходовые рельсы и контактный, так называемый блок-участок со своим светофором и автостопом.
Экскурсовод рассказала и показала действие автостопа. Также ознакомила нас с правилами безопасности, например, что делать, если вдруг человек окажется на рельсах. Первым делом — прислушаться. Если из тоннеля не доносится шум прибывающего поезда, то нужно идти вдоль платформы до ее начала. Там есть небольшая лестница, с помощью которой можно подняться.
Если же поезд слышен, а тем более видны его огни, правила другие. Между рельсами находится так называемый лоток, глубиной около 50 см и шириной 90 см. Нужно лечь в этот лоток, головой в сторону поезда и лицом вниз. Такое положение неспроста — если человек ложится наоборот, головой от поезда, то воздух, сопровождающий поезд, может приподнять полы одежды, которые могут зацепиться за части вагонов.
Если вы видите какую-либо чрезвычайную ситуацию перед прибывающим поездом, нужно подать сигнал машинисту об экстренной остановке круговыми движениями рук, желательно в руку взять что-то яркое.
Не нужно бояться контактного рельса — он проходит под платформой и накрыт кожухом. Но и намеренно трогать его не нужно — все-таки напряжение 825 вольт.
Следующий экспонат — "хрустальная колонна" со станции "Автово". Эта станция входит в перечень 12 самых красивых станций метро мира. Она украшена 46 колоннами. 30 из них их белого мрамора "Коелга", остальные 16 — "хрустальные", облицованы декоративным прессованным стеклом с рельефным орнаментом.
Еще несколько шагов — и коллекция турникетов, от самых первых до современных.
Турникеты появились на станциях лишь спустя три года после открытия метро, до этого сотрудники проверяли билеты вручную. Жетоны для прохода через турникеты появились в 1958 году, после денежной реформы 1961 года стоимость проезда составляла 5 копеек, вплоть до 1991 года. В настоящее время стоимость жетона — 45 рублей. Выпускаются юбилейные жетоны, за которыми охотятся коллекционеры разных стран. Их можно увидеть в соседних витринах.
Небольшой зал "Службы и ветераны метрополитена" посвящен выдающимся сотрудникам.
А теперь — вниз, по эскалатору.
Об эскалаторах гид тоже рассказала — оптимальный угол наклона ленты 30 градусов, скорость — около метра в секунду. Ступеньки и поручни приводятся в движение разными приводами и поэтому нет полной синхронности между ними.
Экспозиция "Диспетчерская. Ситуационный центр". Эти службы находятся на станции метро "Технологический институт".
Рабочее место поездного диспетчера — на экранах он видит всю свою линию. Здесь мы посмотрели несколько сюжетов о безопасности в метро, реальные ситуации, записанные камерами слежения.
У следующего экспоната группа очень оживилась — это часть настоящего вагона метро с кабиной машиниста. Это мультимедийный тренажер: можно представить себя машинистом электропоезда среди кнопочек и рычажков, на экран перед стеклом проецируется видео реального тоннеля.
Отдельная секция посвящена художественному оформлению станций. Здесь я надолго "зависла" над витринами, рассматривая образцы горных пород, используемых для облицовки станций.
Еще один небольшой зал в виде тоннеля метро — "Размыв". Здесь гид рассказала историю одной из аварий в метрополитене в советское время.
На большом экране мы посмотрели несколько тематических масяня-мультиков. После экскурсии некоторое время можно изучать экспонаты самостоятельно, видеосъемка в музее запрещена, а вот фотографировать можно бесплатно. Можно приобрести сувениры с символикой метрополитена — есть киоск-автомат.
После интереснейшей экскурсии мы решили продолжить тему и поехали на ту самую станцию "Спортивная", о которой упоминала гид.
Станция необычная — двухэтажная. Поезда прибывают на второй этаж, а отправляются с первого. Такое решение — шаг в будущее, ведь планируется строительство кольцевой линии, и здесь будет кросс-платформенная пересадка на нее. На "Спортивной" между рельсами нет "лотка" — не хватило глубины.
В 300-метровом тоннеле под Малой Невой используются траволаторы — всего их 6, по 3 на двух отрезках пути.
По Санкт-Петербургу удобно перемещаться на общественном транспорте, используя в качестве проездного билета карту "Подорожник". Залоговая стоимость 60 рублей, можно оплатить нужное количество суток и получить безлимитный проезд на автобусах, троллейбусах, трамваях и метро.