5-процентная настойка йода наверняка есть в вашей домашней или дачной аптечке. Люди старшего поколения по привычке мажут йодом порезы и делают йодную сетку в местах ушибов — но выдерживает ли йод конкуренцию как антисептик в современных условиях? Может, лечение йодом пора чем-нибудь заменить?
Как открыли йод
Йод — микроэлемент из группы галогенов, который в газообразном виде окрашивается в фиолетовый цвет. Благодаря повышенной летучести даже при обычной комнатной температуре йод испаряется, образуя резко пахнущий фиолетовый пар.
О целебных свойствах йода люди догадывались давно. В различных источниках указывается, что вещества, содержащие этот микроэлемент, использовали в Древнем Китае еще в III тысячелетии до н. э. Уже тогда прикладывали к ранам морские водоросли и губки — так повреждения не гноились и быстрее заживали.
Официальной датой открытия йода как химического элемента считается 1811 год. Синтезировал его химик из Франции Бернар Куртуа, который долгое время пытался добыть порох для обеспечения нужд фронта, в связи с чем проводил множество экспериментов. В числе прочего Куртуа обратил внимание, что в продуктах, которые делают из золы морских водорослей, содержится что-то такое, что разъедает медные сосуды. Что это? Как выделить это странное вещество?
Опыты с золой морских водорослей Куртуа проводил довольно долго, но открытие совершил благодаря своему коту, которого любил носить на плече. Об этом гласит одна из легенд. Согласно другой, уличный кот совершенно случайно забежал в цех фабрики, где была оборудована лаборатория Куртуа. Как бы то ни было, в одной из колб у химика был спиртовой раствор настойки на золе морских водорослей, а в другой — серная кислота с железом. Забияка-кот опрокинул колбы, их содержимое смешалось, а над лужицей появился фиолетовый пар.
После этого Куртуа сам начал смешивать растворы и выделять темные кристаллы из пара. "Удивительная окраска, неизвестная и невиданная ранее, позволяла сделать вывод, что получено новое вещество", — писал естествоиспытатель в своих воспоминаниях.
Новым микроэлементом йод был признан лишь через два года. Тогда же появилась и первая научная публикация о нем.
Сублимация — главная физическая характеристика йода, который при нагревании из твердого состояния, минуя жидкое, переходит сразу в газообразное. Французский химик Жозеф Гей-Люссак дал новому веществу название, которое с греческого iodes, ioeides переводится как "фиолетовый" или "цвета фиалки".
Примерно через полвека йод под номером 53 встанет в группу неметаллов в Периодической таблице элементов русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева.
Йод в хирургии
Для широкой медицинской и хирургической практики свойства спиртовой и водной настойки йода открыл выдающийся российский хирург Николай Иванович Пирогов, москвич по рождению, педагог и общественный деятель, создатель топографической анатомии и экспериментального направления в хирургии, один из основоположников военно-полевой хирургии и организатор военно-медицинского дела.
Он предложил отказаться от ранних ампутаций при огнестрельных ранениях конечностей с повреждением костей, рекомендуя "сберегательную хирургию", разработал и ввел в широкую практику методы иммобилизации конечностей. Первым в мире применил эфирный наркоз в условиях военных действий.
Еще в середине XIX века именно Пирогов начал обрабатывать раны настойками йода хирургическим пациентам. В "Отчете о путешествии по Кавказу" (СПб., 1849) пишется: "С 1847 г. Н.И. Пирогов широко применял при лечении ран йодную настойку. Он смазывал ею окружность раны, а также гранулирующую рану и об эффективности этого средства вынес хорошее впечатление".
Войны и революции начала XX века дали богатейший опыт в части лечения ран. Дело Пирогова продолжил другой русский военный врач — Николай Мартынович Филончиков, который впервые применил однопроцентную настойку йода для обработки глубоких ран в 1904 году.
Филончиков был довольно скромным лекарем, за 22 года дослужившимся всего лишь до звания старшего врача. Заведовал хирургическим и венерологическим отделениями Ново-Георгиевского военного госпиталя. А стал известным благодаря статье "Водные растворы йода как антисептическая жидкость в хирургии" (Военно-медицинский журнал, 1904, т. III).
В этой работе он сравнивает действие различных антисептиков: карболовой кислоты, сулемы, формалина и др. Пишет, что они портят руки, ядовиты, плохо пахнут. И добавляет: "Но почему-то самое распространенное и известное лекарство — йод, несмотря на сильнейшие бактерицидные свойства и другие хорошие качества, только начинает входить в употребление, хотя у своих приверженцев пользуется стойкой и заслуженной симпатией, ибо достоинство йода как антисептической жидкости громадно".
Знамя Филончикова подхватил еще один наш знаменитый соотечественник — хирург Иван Иванович Греков, который через пять лет предложил обрабатывать раны настойкой покрепче — пятипроцентной. Именно такой крепости настойка сегодня и продается в наших аптеках. Греков, как и Пирогов, заметил, что йод — не только антисептик, его действие — комплексное. Если обработать им флегмоны или инфильтраты (закрытые гнойные воспаления), происходит частичное рассасывание.
Очень скоро йод стал использоваться как антисептик при любых операциях: им обрабатывали даже ранку после удаления зуба, и, разумеется, без йода не обходилась ампутация конечностей. Это привело к результатам: смертность во время хирургических вмешательств сократилась на 20%. Для тех времен это было настоящей революцией, так как редкий хирург обходился без послеоперационных осложнений у пациентов.
Первый в нашей стране завод, на котором изготавливали йод для медицинских целей, появился в 1915 году в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Йод добывали из золы черноморской водоросли филлофоры; только за годы Первой мировой на заводе было произведено 200 килограммов йода. Чтобы понять, сколько это, достаточно отметить, что в водорослях его содержится 2,5 грамма на тонну высушенного материала.
Нельзя не упомянуть и имя священника Павла Александровича Флоренского, философа и ученого. Отправленный властями в лагерь на Соловки, начиная с 1934 года он добывал йод из местных водорослей, придумав для этого специальное оборудование. Павел Флоренский свято верил в целебную силу йода, считал его верным средством от множества болезней. Например, добавлял несколько капелек в молоко — и так защищался от гриппа.
Антисептические свойства йода: правда или миф?
Йод и по сей день широко применяется в медицине, так как обладает ярко выраженным противомикробным эффектом. Исследования показали, что под воздействием йода белки патогенных микроорганизмов сворачиваются, что приводит к гибели микробов. Такое свойство спиртового раствора йода позволяет использовать его для обработки краев ран, предохраняя от инфицирования и нагноения, а также при лечении кожных заболеваний грибковой природы.
Кроме того, в медицинской практике часто применяют "йодные сетки" — чудесный микроэлемент помогает снимать воспалительные процессы и рассасывать "шишки", которые часто появляются в местах инъекций. При нанесении на кожу "йодная сетка" оказывает местное раздражающее действие, расширяет мелкие сосуды, способствуя оттоку части крови и уменьшению ее застоя в воспаленных тканях.
Кроме того, на основе йода разработаны более мягкие антисептики, ряд из которых содержит крахмал, под общим названием "синий йод" — йодинол, йокс, бетадин. В Европе распространены именно такие варианты антисептика, тогда как россияне больше доверяют привычной крепкой пятипроцентной настойке.
Но даже спустя более полутора веков в антисептические свойства йода верят не все доктора. Доктор медицинских наук, профессор Павел Воробьёв считает, что йод примерно столь же эффективен с точки зрения обеззараживания раны, как и мыло.
В официальной мировой медицине йод находит новые сферы применения. Он входит в состав контрастных препаратов, без которых невозможно провести такие высокотехнологические исследования, как томография, сцинтиграфия, цифровой рентген, МРТ. Йод применяется и в криминалистике — в препаратах для снятия отпечатков пальцев.