Куда поехать на выходные, когда погода наконец разгулялась — и хочется тоже разгуляться! Старинная Коломна, почти ровесница Москвы в 110 км от столицы — это и исторические экскурсии, и вкусные угощения, и виды с Блюдечка.
Путь Москва-Коломна займет два с половиной часа на электричке от Казанского вокзала или на машине — тут как повезет с пробками на Новорязанском шоссе. От станции Коломна к историческому городу следуйте по фонарям — новые высокие черные фонари были поставлены в прошлом году, чтобы обозначить пешеходный туристический маршрут.
Коломенский Кремль
Коломна была южным форпостом Московского княжества, поэтому в 1525-1531 гг. там появился белокаменный кремль, от которого сейчас сохранились фрагменты кирпичных стен и семь башень. В XVIII веке после указа Павла I жители Коломны бойко разобрали стены на стройматериалы, поэтому сейчас в подвалах старых домов можно пощупать те самые старинные камни.
Самая известная башня — Пятницкая, названная в честь Параскевы Пятницы, через нее мы и попали в Коломенский кремль. Когда проходишь через Пятницкие ворота, сразу видишь, как внушительны были крепостные стены — четыре метра в толщину!
Пятницкие ворота
С противоположной стороны кремля стены уцелели, так же, как и самая мистическая башня — Маринкина. По преданию, именно там содержалась и умерла взятая в плен жена обоих Лжедмитриев Марина Мнишек. А "очевидцы" добавляли, что гордая полячка, когда ей надоело сидеть в заточении, улетала из башни, превратившись в сороку или ворону.
Грановитая башня Коломенского кремля
Удивительно, что кремль жилой — да, тут вовсю живут, ведут хозяйство, через приоткрытые ворота одноэтажного дома, бывшей усадьбы, видно двор с самодельной детской площадкой.
Самая старая часть Коломны — сквер под названием "Блюдечко". "Блюдечко" — потому что видно Москву-реку, как на блюдечке — и Богородицерождественский Бобренев монастырь за ней. Монастырь в излучине реки был назван в честь воеводы князя Дмитрия Донского Дмитрия Боброка, который руководил засадным полком в Куликовской битве, а потом — постройкой обители.
Могучий снаружи, но не очень просторный внутри Успенский кафедральный собор называют храмом двух побед. Дмитрий Донской, венчавшийся в Коломне с женой Евдокией, заложил храм на этом месте в честь победы на реке Вожа, молился в нём перед Мамаевым побоищем — но своды обвалились. После победы над татаро-монголами храм достроили снова.
Веком ранее, во времена нашествия Батыя, в 1237 году монголы сожгли и разорили Рязань, а в 1238 году произошло объединенное выступление русских князей под Коломной. В сражении погиб 18-летний сын Чингисхана Кулькан. По преданию, в стане развели два поминальных костра: на одном сожгли снаряжение молодого воина, а на другом — 40 девушек.
Успенский собор
Самый красивый вид на Успенский собор открывается с колокольни отдельно стоящего зимнего храма, чей шатровый свод напоминает церковь Вознесения в Коломенском, но попасть туда можно только по отдельному разрешению настоятеля.
Ново-Голутвинский монастырь на Соборной площади гордится не только матушкой-выпускницей журфака МГУ, но и абрикосовым садом, а также верблюдом по кличке Синайка — его подарила сестрам Валентина Терешкова.
Ново-Голутвинский монастырь
Улица Лажечникова
От сквера "Блюдечко" зазывает туристов пройтись и развлечься нарядная улица Лажечникова. Отреставрированные чистенькие дома, в каждом, куда ни зайди — музей.
Родоначальник исторического русского романа, писатель Иван Лажечников родился в Коломне, в семье богатейшего купца. Сейчас можно посетить дом-музей Лажечникова, на настоящего там ничего не сохранилось — скорее, передается дух времени, рассказывается о семье автора "Ледяного дома". Например, что бездетный 60-летний Лажечников женился во второй раз на 22-летней девушке — и успел стать отцом троих детей.
В Коломне жил и другой писатель, с куда более несчастной судьбой — Борис Пильняк, расстрелянный в 1938 году. Сохранился дом, где он в детстве жил с родителями, а на том, где писатель поселился с первой женой, есть мемориальная доска.
Анна Ахматова провела в Коломне один день в июле 1936 года — хотела посмотреть на дом Пильняка, с которым дружила.
Успенский Брусенский монастырь на улице Лажечникова сразу бросается в глаза благодаря узнаваемым башенкам авторства Матвея Казакова — почти такие же можно увидеть в Москве, в Петровском подъездном дворце и в Царицыне.
Здесь, в начале улицы, когда-то были Ивановские ворота с редкой каменной иконой, где дева Мария изображена с Христом и Иоанном Богословом. После революции икону спрятали, замуровав в стену храма. Уже в новое время икону обнаружили, выставили в храме Иоанна Богослова — по адресу Площадь двух революций, дом 1.
Музей-кондитерская кухмейстера П.П. Шведова
Про коломенскую пастилу уже все знают, коломенские калачи тоже пробовали, а вот музей "Кондитерская кухмейстера П.П. Шведова" у Пятницких ворот открылся недавно. Здесь делают "конфекты"— и даже открывают некоторые секреты старых мастеров во время театрализованной экскурсии и мастер-класса.
Директор музея-кондитерской Екатерина Некрасова рассказывает: "Все сласти изготавливаются по кондитерской книге А. И. Румянцева 1914 года исключительно из натуральных качественных ингредиентов".
Небольшое кафе и магазин расположены на первом этаже. Интерьер конца XIXвека восстановлен с большой тщательностью: уютные столики, прилавки темного дерева, а на полках — настоящие коробки того времени.
Упаковка — важное дело для кондитеров: подарочные коробки до революции делали из жести, дерева, отделывали бархатом и зеркальным полотном.
Сейчас конфеты музейной лавки "Кондитерская кухмейстера П.П. Шведова" упакованы в самые разные и очень интересные коробочки: открыв шоколадный набор "Щелкунчик", вы услышите мелодию из балета Чайковского, а малышей порадует набор "Цирк" — с фигурными зверюшками.
Начинается экскурсия — и в кафе вдруг вбегает запыхавшаяся гимназистка с портфелем — Маша Шведова, дочь владельца кондитерской Петра Петровича. После шутливой перепалки с кондитером Густавом Карловичем и строгого вмешательства Машиной мамы, девочка раскрывает рецепт сливочных "тянушек": "Для приготовления тянушек мы используем всего три ингредиента: сахар, сливки и патоку. А за счет длительной варки и процеживания получается нежный, сливочный вкус. Конфетки буквально тают во рту и совсем не липнут! Тянушки — излюбленное лакомство не только детей, но и взрослых!"
А в конце несложного мастер-класса Густав Карлович и Маша угощают и тянушками, и шоколадными батонами Де-Гралье, и даже постным сахаром — вместе с ароматным чаем.
И вкусно, и познавательно!