Черногория (Бечичи), 13.06.08-27.06.08, отель Iberostar Bellevue 4* (ALL), туроператор и принимающая сторона PAKS (через "Турскидки"), перелет компанией ВИМ-авия.
Самая опальная авиакомпания страны преподнесла царский подарок нам и нашим несуеверным соотечественникам, рискнувшим запланировать начало своего отпуска на пятницу 13-го. Ничего хорошего вылет в такой день, да еще с ВИМами, не предвещал. Но на земле, да и в воздухе, есть место чудесам: Boing 757 оторвался от взлетной полосы в Домодедово ровно во столько, во сколько ему и полагалось. Обратный рейс припозднился на какие-нибудь пустяковые 20 минут. Но, учитывая статистику задержек, это не в счет. К такой задержке я отнеслась как к бонусу в виде дополнительных минут пребывания в наикрасивейшей стране — Черногории, которую, будь моя воля, я покинула бы с куда большим опозданием.
Не могу не написать пару слов про перелет.
Кто боится летать самолетами, кому на земле устойчивее и спокойнее, не знает, что можно увидеть через иллюминатор во время полета. Белые, снежные, будто слой рыхлой ваты, облака лежат плотным слоем, синее-пресинее небо, и крыло самолета сияет на солнце. Кажется, что самолет скользит над снежной равниной, готовой принять каждого, кто прыгнет в этот пушистый и воздушный белый сугроб.
Наикрасивейшая страна встретила нас нахмуренным небом, мелким дождем и столбом брызг, взметнувшимся из-под шасси "Боинга" при посадке. Дождь оказался теплым. И воздух — горный, хвойный, прогретый. Очевидцы рассказывали: ночью была невероятной силы гроза. И вот результат: солнца нет, море помутившееся, лежаки мокрые, делать нечего.
"Иберостар" — хороший полноценный 4-звездочный отель. Корпуса "А", "В", "С". В первые два российским туристам — "добро пожаловать". Из корпуса "А" шикарный вид на море. И контракт на заселение иностранных туристов. Гнусная ложь! Довелось мне встретить там мечущуюся пару соотечественников с чемоданами и ваучерами на заселение в поисках ресепшена. В корпусе "С" номера просторнее, с дополнительной большой кроватью, кондиционером и сейфом. Холодильника и мини-бара нет. Все светлое, новое, чистое. Вид SSV — это не то чтоб вид на море боком, но не на помойку — это точно. Степень везения определятся необходимостью больше или меньше перевешиваться через парапет балкона, чтоб увидеть голубую даль. Нам повезло средне.
Территория очень зеленая, отличающаяся разнообразием растительности, на мой взгляд, не произрастающей в одном климатическом поясе и тем более на одной территории: ели, сосны, пальмы, магнолии, кипарисы, оливы, невероятное множество лиственных деревьев. Как будто в озеленении территории принимали участие моряки, привозившие с разных концов света растения.
Два бассейна, один детский, детская площадка, мини-клуб, теннисный корт, стол для пинг-понга. Хорошая анимация для детей и взрослых ежедневно, с утра до вечера спортивные игры, конкурсы, награждения победителей, мини-диско с аниматором в костюме плюшевого пса — любимца мальчишек и девчонок, а также их родителей. Танцы, музыкальные вечера с живой музыкой и не очень, приветливые аниматоры, выполняющие свои обязанности без оттенка усталой обреченности на лице. Каждый день ощущаешь, что тебе здесь рады.
Рестораны есть в "А" и "С" корпусах. В последнем даже два. В "А" они домашнее, уютнее, спокойнее. Но во всех немного душновато. Периодически возникают перебои с посудой, свободными столами, пепельницами в барах. Еда, привлекающая внимание большинства отдыхающих, быстро заканчивалась и вовремя не приносилась вновь. Но чем убиваться за 10 ягод черешни, проще купить их через дорогу в супермаркете. Одним словом, голодными не останетесь, но гурманам будет неинтересно. Просто утоление голода, и никакого культа еды.
Национальная кухня — в отдаленных от туристических зон местах. Трактиры деревенского типа, где можно прививать вкус к черногорским блюдам, называются Konoba. Там вы встретите местных жителей, которых радушно приветствует хозяин заведения. Это хороший признак. Значит, вам сюда. Вас также радушно встретят, накормят и принесут, по московским меркам, далеко не мега-счет.
Не очень повезло, на мой взгляд, отелю с морем. Казалось, будто бухта наша являлась магнитом для всего мусора Адриатики. Не могу похвастаться глубокими знаниями географии, но я всегда считала, что Адриатическое море — одно из самых чистых морей. Однако мое желание совместить одно из чистейших морей и песчаный (ну хорошо, песчано-галечный) пляж потерпело крах. Море мутило. То ведро, откуда ни возьмись, приплывет, то бревно, то какие-то опилки. То ли гроза так сказалась, то ли особенности нашей бухты. А может, все дело в грандиозном строительстве не менее грандиозного отеля на мысе, отделяющим Бечичи от Будвы. Оно продолжалось, несмотря на принятые законы, и после 15 июня, в высокий сезон. Бар на пляже, кстати, тоже не работал.
Но не надо расстраиваться. Есть много других пляжей направо и налево, и совсем отдаленных от Бечичей, и не очень, где можно соприкоснуться с настоящей чистотой и синевой Адриатики.
С другой стороны отель подпирают горы, на которых застревали набегающие облака и тучи. Лежали белыми и серо-черными шапками на вершинах, пугали загорающих надвигающимися перспективами.
Вряд ли я совру, если скажу, что "Иберостар" — чуть ли не единственный на побережье отель, работающий по системе all incl, что и требовалось нашей семье, не очень многочисленной (мама — папа — 7-летняя дочка). Все, что было нужно моей семье — это отель ALL с предлагаемыми в нем благами и развлечениями.
Мне нужна страна, раскинувшаяся на площади почти 14 тыс. километров, с ее серпантинами горных дорог, смешанными лесами, сине-бирюзовыми озерами и реками, монастырями, крепостями, заливами, прозрачным ласковым морем и миниатюрными городами, каждый из которых проткнут в центре остроконечными часовнями— колокольнями и сияет рыже-красной черепицей крыш даже в дождливый, ненастный день.
Чтобы удалить свой созерцательный голод, можно пойти по трем дорогам. Налево пойдешь — к гиду принимающей стороны за экскурсиями придешь. Просто, близко, по-русски, но дорого. Направо пойдешь — придешь на набережную Будвы с достаточным количеством палаток, предлагающих куда больший перечень интересных для знакомства со страной мест. Риск отмены поездки присутствует, но цены радуют. Так сильно радуют, что хочется не бояться. Ну и, наконец, прямо пойдешь — попадешь на путь аренды автомобиля с возможностью независимо от толпы туристов прокатиться с ветерком, задержаться чуть дольше там, где захватывает дух и, при желании, изменить маршрут.
Наш путь — третий. В "Иберостаре" есть свой пункт проката автомобилей, располагающийся в корпусе "B", вход с улицы. Предлагают "Фиаты" всех мастей. Если нет в наличии машин, там же вам предложат каталог и прайс своих "конкурентов" — "Меридиана", располагающихся в Будве, Подгорице и Тивате. И предложат, и пригонят, и заберут. Благодаря совместным стараниям сотрудников нашего проката и "Меридиана", а также после длительных выяснений тонкостей аренды на невероятной смеси русского, сербского и английского языков, перемежающихся сумаcшедшей мимикой, широкими жестами и незамысловатыми набросками на клочках бумаги, новый Hyundai Getz стал нашим на целых 7 дней. Удовольствие обошлось в 300 евро. Франшиза присутствовала, те же 300, но, как выяснилось, не все прокаты устанавливают это требование. Она может и не понадобиться, если вы носите почетное звание "гость "Иберостара".
Не имея машины, можно минут за 40 вдоль моря дойти до Будвы, посмотреть Старый город с его узенькими улочками, ширина которых не больше расставленных в стороны рук.Там все в миниатюре: дома, церкви, магазинчики. В тот день, когда мы решили прогуляться в Старый город, отмечался праздник Святой Троицы. В церкви готовились к праздничному богослужению, по улочкам-речкам стекались к ней жители с иконами и полотнищами в руках. Детки, одетые в нарядные одинаковые костюмчики, шли парами. Торжественный день!
Итак, мы забираем машину и отправляемся в путь! "Добро дошли" с нами в Котор, Святой Стефан, Старый Бар, на Скадарское озеро, гору Ловчен, в Цетинье и Цетиньский монастырь, монастырь Острог, монастырь Морача, национальный заповедник Биоградская гора, каньон реки Тара, мост Джурджевич, национальный заповедник Дурмитор, Герцог-Нови, Боко-Которскую бухту, Голубую пещеру, монастырь Богородице на Рифе и снова Котор.
"Проба пера" — дорога в Котор. "Для бешеной собаки сто верст — не крюк", и мы, выехав из Бечичей, упрямо направляемся самым длинным путем, игнорируя тоннель, который сокращает путь минут на ...дцать. Путь сокращает, количество увиденного — тоже. Те, кто нырнули в холодную темноту тоннеля, не заметят поворот, после которого стремительно врываешься в Боко-Которскую бухту возле маяка, определяющего самую узкую ее часть, и она раскидывается во всей своей красе. Напротив, на другом берегу — Пераст с 18 храмами, дрейфующие посреди залива на крошечных островках церковь Пресвятой Богородицы на рифе и церковь Св. Георгия. И горы вокруг. Такие потрясающие! Нигде больше в стране я не встретила таких гор. Будто светятся голубым светом. То ли синева моря отразилась в них, то ли небо опустилось, но цвет сказочный! Они скрашивают сделанный нами 100-верстный крюк, радуют глаз и вызывают душевный экстаз.
Котор... Издалека видна змейка крепостной стены Св. Иоанна, стелящаяся по отвесному склону горы. Полукруглым обрамлением нависает над городом и защищает его с суши. В самых дерзких моих планах — покорить вершину крепости. Семья пытается слабо возражать и призывать на помощь мое благоразумие.
С набережной вход через Главные ворота, датированные 1944 годом, хотя возраст их на четыре столетия больше. И слова: "Чужого не надо, своего не отдадим". Задумываешься, прикидываешь на себя и понимаешь, что в любой век и при любых обстоятельствах они актуальны.
Не город, а сказка! Будто перед вами открыли музыкальную шкатулку. Башня с часами, церкви, старые каменные дома, узенькие улочки, решетчатые балкончики, заставленные цветочными горшками.
Мне удавалось оказываться на улицах одной, когда куда ни глянь — ни вперед, ни назад — ни души. Можно даже подумать, что это город-музей без жителей и магазинов, и храмы давно не действуют. Надо присесть где-нибудь и понаблюдать за размеренной жизнью Котора. И сразу взгляду заметен неторопливый шаг времени: за углом пекарня и запах свежего хлеба, на площади у Северных ворот — кошачий парад (я насчитала 18 лежащих, сидячих, умывающихся и зевающих особей), между домами натянуты веревки с сохнущими наволочками, рубашками и ползунками, а каждые полчаса удар колокола на колокольне Св. Николы разрывает тишину. Мне никак не удавалось сделать фотографии улиц без веревок и наволочек. И уже отчаявшись, я поняла, что именно они делают этот городок уютным и близким сердцу. Именно это сочетание умиляет, и сквозь них здесь видна жизнь, а не только история. Это большая удача — очутиться и задержаться в Которе не на бегу и не в толпе туристов, а так, чтоб хватило времени разглядеть все эти мелочи пряничного, шкатулочного мира.
Начинается подъем на крепость. 260 метров, 1350 ступенек. Может и немного, если погода — на вашей стороне. В жару, под палящим солнцем дай Бог добраться до церкви Богородицы здоровья, чтоб пополнить утраченное при подъеме.
Нас солнце пожалело и исчезло, как только мы купили входные билеты. Ступеньки каменные, природные, местами сильно поврежденные, местами крутые. Хочется задержаться на каждом пролете лестницы, перевести дух, достать фотоаппарат, сделать зарубку в памяти... Сначала мы смотрим на улочки Котора свысока, потом оказываемся выше красной черепицы крыш, и вот уже видно границы города. А дальше все выше и выше, и все стремительнее меняется картинка, вернее, размер увиденного и охваченного взором. Многочисленные фотографии дублируют снятое чуть ниже, но все равно кажется, что каждая последующая будет лучше предыдущей.
Наша победа — это развивающийся флаг на крепости. Залезаю на край стены в самой высокой его точке. Боюсь до смерти, не выходит даже гордо распрямить спину и кинуть какой-нибудь звонкий клич над заливом, разбудить город. Но все равно ощущение, что я — над миром.
Как объяснить, что человека, боящегося до обмороков высоты и неуверенно стоящего на табуретке, постоянно тянет на край обрыва?
Наш спуск с крепости в 7 часов вечера был встречен победоносным, раскатистым и переливистым колокольным звоном. Дочка закрывала уши, настолько мощным и проникающим внутрь оказался звук, а я растворялась в нем, уплывала ввысь и развеивалась где-то над Боко-Которским заливом.
Есть такие уголки на земле, в которых у меня возникают ностальгические чувства. Такое еле уловимое ощущение, что я здесь уже была, и что-то сверхсильное теперь манит меня именно в это место. К таким уголкам проникаешься искренней привязанностью и в них хочется возвращаться. Котор пополнил их список, поэтому я обязательно вернусь сюда еще в этом году, еще в этот отпуск. Меня сюда уже тянет.
Отель — бассейн, завтрак — ужин... Захотелось прокатиться на юг вдоль побережья: "Святой Стефан", Петровац, Старый Бар, Ульцин с финишем на пляже Ада-Бояна. "Святой Стефан" второй год закрыт для посещений, но сверху, с дороги, притягивает взоры своей миниатюрностью. На Петровац открывается потрясающий вид с обрыва, поросшего соснами и елями.
Старый Бар оставляет двоякое впечатление. Первая мысль — "мертвый город". Тысячу лет назад жизнь кипела в нем, а позже, замерев, не сдвинулась ни на шаг. Очень тихо и неподвижно. Только часы на башне показывают реальное время. Сверяю по ним свои часы.
Но если приглядеться, то понимаешь, что город просто спит. И сквозь его глубокий сон и вековые каменные руины пробивается жизнь: большое количество цветущей растительности, липы, запах которых никакими словами не передать - настолько он насыщен и повсеместен. Все вокруг дышит, а значит — живет! И эта полусонная жизнь своим плавным течением отгораживает от вечной нашей суеты.
На обратной дороге останавливаемся возле 2000-летней оливы. Древность ее умом не постигается и не ощущается. Просто огромное дерево, но в душу пробираются смутные сомнения. Зачем берут деньги за "подойти поближе", если она огорожена, и возможности прикоснуться к ней нет, я не поняла. Можно просто подивиться со стороны.
Движемся от Старого Бара в сторону трассы. Невозможность осуществить задуманное уже очевидна: какой пляж, если над морем гроза? Черное небо подмигивает молниями и зловеще громыхает.
Мы поворачиваемся к грозе спиной и устремляемся в сторону Скадарского озера. Тоннель в 4,5 км стоимостью 2,5 евро помогает стихийно изменить маршрут и сокращает наш путь. Озеро огромно и уныло под серым тяжелым небом. Выхожу на мосту из машины, и вот подарок: солнце протиснулось сквозь тучи. Срочно делаю снимки во все четыре стороны. Снять его красиво сложно. Размер не помещается в объектив.
Возвращаемся в пропущенный Визпазар и двигаемся вдоль берега по горной дороге, в надежде увидеть озеро с иного, более высокого и интересного ракурса. Минут 10-15 любования — и хочется новых зрелищ, смены пейзажа. Но он все тот же. Видимо, надо ехать достаточно долго, чтоб увидеть его с другой стороны.
Что действительно поразило — воздух! Вдоль дороги невероятное количество цветущих кустарников неизвестного наименования. Как они пахнут! Велю ребенку открыть окно, высунуть голову и дышать полной грудью.
День прошел красиво и интересно, хотя я не увидела реку, являющуюся границей между Черногорией и Албанией, не побегала по белому песку, не поплескалась в мелком прозрачном море.
Предчувствие чуда — ничуть не хуже самого чуда. Готовлюсь к самому долгому путешествию, сгораю от нетерпения. Через Подгорицу вдоль реки Морача и ее каньона, через одноименный монастырь, Биоградскую Гору с озером, на каньон реки Тара и мост Джурджевича и через Жабляк в Дурмитор на Черное озеро и к громаде Боботова Кука.