К данному вопросу, как и ко всем другим, начиная с планирования малышки, я подходила очень серьезно. Еще на курсах по позитивному материнству я обрела уверенность в том, что кормить своего ребенка я буду по возможности как можно дольше.
И вот когда наша Лизуня родилась, мне сразу же приложили её к груди, и с тех пор я ни на минуту и ни на день не лишала наше "золотце" маминого молочка. Надо отметить: то ли мне просто повезло, то ли сыграл свою роль позитивный настрой, но проблем с лактацией у меня не было никаких, молоко пришло на третий день, я сразу сделала массаж, как учили, чтобы избежать застоев, и всё. Я кормила малышку по первому требованию. Сразу также замечу, что вечером я ложусь спать в спальне, а ночью, как только Лизуня просыпается, я перехожу к ней на диван в детскую и мы спим вместе. То есть практикую совместный сон.
После года я, наверное, как и все мамы, начала задумываться над вопросом "по возможности как можно дольше" – это сколько? Плюс все окружающие меня люди за самым редким исключением убеждали меня, что после года молоко ребенку не нужно, что в нем нет полезных веществ, что я привязываю ребенка к себе, а себя к нему и т.д. Благо муж поддерживал меня в вопросе грудного вскармливания, иначе, наверное, я бы отлучила Лисенка еще тогда.
Я прочитала много литературы и опыта других мамочек по грудному вскармливанию. Поражает разнообразие взглядов на этот вопрос. Единственное, что я поняла точно, это то, что мама сама должна почувствовать, когда настанет то самое время, главное, не ошибиться. Например, я знаю, что многие мамочки бросают кормить сразу после годика, объясняя, что настало время, потому что ребенок беспокойно спит, мама тоже не высыпается, но очень многие мамочки при этом не понимают, что в этот самый период у детей прорезываются те самые дальние зубки, которые дольше всех режутся, и именно в этот самый период ребенку очень хочется успокаиваться у мамочкиной груди. Мы пережили это время (всего пару недель) и замечательно кормились дальше.
Плюсы я видела в том, что мы пережили зиму и зимнюю эпидемию гриппа, не подхватив заразу, хотя мы достаточно часто "выходим в люди", я без проблем укладывала с грудью малышку и мы спали утром до 9 часов, а днем она спала по 1,5-2,5 часа. При этом я как-то давно ей стала объяснять, что когда у нас гости или мы в гостях, я не буду давать ей грудь, а когда мы дома одни – пожалуйста. Лизок как-то сразу это поняла, и у нас не было проблем. То есть к 1 году 8 мес. я давала Лизе грудь перед сном, ночью пару-тройку раз и под вечер, если она попросит. И еще при пробуждении.
Так вот, что касается 1 года 8 мес. Вообще-то я была настроена прокормить еще все лето, в августе Лисенку будет 2 годика, и в сентябре я хотела отлучать. Но вот как-то стала я замечать, что силы меня оставляют. Утром стала просыпаться ужасно невыспавшейся, с мешками под глазами, под утро, когда малышка особенно упорно сосала грудь, стала сильно уставать спина. И я приняла решение, что, наверное, пора. Рассказываю, как это было.
Утром 1 мая Лисенок пососала грудь, сколько она хотела. За обедом я сказала ей, что у мамы сися болит и теперь Лизонька будет не ротиком сосать, а, если хочет, гладить сисю ручкой. Лизе, естественно, такое положение дел не понравилось (учитывая, что "сосун" она у меня была еще тот), она начала сразу нервничать, хныкать. Как только вышла из-за стола, стала звать меня спать, видно, чтобы проверить, правильно ли она меня поняла. Мы пошли по нашей традиции в спальню, легли на кровать, и я еще раз повторила Лизе то, что было сказано за обедом. Малышка начала возмущаться. Тогда я предложила ей обняться, она залезла на меня, обняла, я говорила ей, не переставая, как сильно я её люблю, какая она у нас умница и т.п., она слушала и вздыхала. Потом я предложила ей рассказать сказку (примечательно то, что до этого при укладывании я никогда не рассказывала ей сказки, а просто напевала песенку, теперь же песенку она слышать вообще не хотела, сразу начинала плакать) и, о чудо, она попросила рассказать ей "Коболёк" ("Колобок"), положив при этом свою ручку мне на грудь. К концу сказки Лисенок заснула и проспала, как обычно, 1,5 часика.
Проснувшись, Лиза рассчитывала пососать, но я была непреклонной, напомнила малышке, что "сися – вава", она опять расстроилась, но плакала недолго и потом попросила просто погладить сисю. Я не стала отказывать. И когда Лиза лежала и гладила грудь, я видела, что ей так действительно легче переносить отлучение, чем если бы я надела водолазку и полностью перекрыла доступ к груди. Кстати, забыла сказать, что вариант уехать и оставить Лисенка с бабушкой не рассматривался мною вообще, потому что моё личное принципиальное мнение, что отлучение для ребенка и так сильный стресс, а отъезд мамы усилит этот стресс еще больше.
Вот так уже прошло шесть дней. Начиная со второй ночи после отлучения Лизик спит всю ночь напролет примерно до половины седьмого – до семи часов. Потом просыпается и по привычке ей вроде необходимо немного пососать, чтобы уснуть снова и еще немного поспать, но, проснувшись, она понимает, что сисю она уже не сосет, и у нас начинается свистопляска. Так рано вставать я не привыкла, да и привыкать, честно говоря, не хочется, поэтому ищу способы, как прибаюкать малышку. Так как соску Лиза никогда не сосала и не сосет, бутылочкой прибаюкать не получается, поэтому кладу Лисенка на себя (голова у неё оказывается у меня на груди, сплю, естественно в сорочке), рассказываю, рассказываю и еще раз рассказываю сказки, немного покачивая ногами, чтобы и малышку немного при этом покачивало, пока получается прибаюкать, надеюсь, что со временем малышка будет просыпаться чуть-чуть попозже.
И еще хочу добавить вот что. Как видно из моего рассказа, Лисенок очень легко перенесла отлучение, хотя еще раз повторюсь, что ценитель и любитель сиси она у меня была еще тот. У меня тоже не возникло особых проблем с приходом молока: пила настой шалфея для снижения лактации и если нащупывала хотя бы самое маленькое уплотнение в груди – расцеживала его. Что касается болезненных ощущений в груди, конечно, было чувствительно, когда ложилась на живот или просто слегка надавливала на грудь, но каких-либо сильных болей у меня не было. Поэтому делаю логичный вывод, что наше отлучение прошло в физиологические сроки. Сложнее было в психологическом плане: в первые два дня была жуткая депрессия. Было ощущение, что у меня забрали что-то очень важное и очень ценное для меня, плакала, очень большую роль сыграла поддержка мужа и сестры, еще старалась не сидеть дома, а выбиралась с малышкой куда-нибудь, поэтому депрессия закончилась достаточно быстро.
Вот такой у нас опыт. Надеюсь, молодые мамочки, которые также думают о предстоящем отлучении, найдут для себя что-то интересное и полезное в моей статье. Здоровья вам и вашим деткам!
Ирина, irishka_fr@mail.ru.