Уже с первых дней жизни малышу покупают игрушки. Как выбрать подходящую и как играть с крохой, чтобы это не только доставляло ему радость, но и приносило пользу?
Самая распространенная первая игрушка для малышей — мобиль. Он представляет собой подвижную конструкцию, которая крепится на бортик кроватки. На мобиль подвешиваются различные игрушки, которые приводятся в движение специальным механизмом или вручную. Движение игрушек может сопровождаться музыкой.
Чаще всего рекомендуемый возраст для использования мобилей, который указывают производители игрушек, — от рождения до шести месяцев. Однако ежегодные усовершенствования подобных игрушек делают их отдельные части интересными и для подросших детей.
Как устроен мобиль?
Рассмотрим подробнее строение и основные функции этой игрушки.
Крепление. Наиболее распространенный способ крепления мобиля — на неподвижный бортик кроватки. Однако существует мнение, что кроватка должна использоваться только по своему прямому назначению — для сна, а никак не для игр. Родители, которые придерживаются данной точки зрения, могут использовать специальный мобиль, который можно прикрепить к пеленальному столику, подвесить на коляску или дугу игрового коврика. Подвесные мобили обычно оснащают пластиковой или металлической петлей, сквозь которую продевается шнур для подвешивания. Кронштейн мобиля может быть изготовлен из пластика или дерева.
Способ работы. Мобиль может приводиться в движение тремя способами: вручную, механически и с помощью батареек. Мобили, приводимые в движение вручную, обычно не имеют музыкального сопровождения и представляют собой игрушки, подвешенные к крестовине на ленточках или веревках. Взрослый, покачивая и вращая крестовину рукой, сам задает скорость вращения игрушек. Данная конструкция самая легкая, но требует при использовании постоянного контроля и аккуратности. Ведь игрушки должны вращаться медленно и плавно (особенно в первые месяцы жизни малыша). Мобили с механическим заводом чаще всего вращают игрушки и проигрывают одну мелодию в течение нескольких минут. Использование мобиля на батарейках позволяет увеличить время вращения и музыкального сопровождения до 15-20 минут и использовать различные дополнительные функции (выбор мелодии, ночник, дистанционное управление и т.д.). Однако батарейки в основании мобиля делают его более тяжелым, а значит, и более травмоопасным.
Музыкальное сопровождение. Современные многофункциональные мобили предоставляют достаточно большой выбор мелодий: классическая музыка, звуки природы, колыбельные песни. При выборе мобиля обязательно прослушайте музыкальные фрагменты, которые проигрывает данная модель. Они должны быть не только хорошего качества звучания, но и нравиться лично вам, ведь вы будете слушать их вместе с ребенком. Очень удобно, когда мобиль оснащен регулятором громкости или хотя бы переключателем "громче-тише".
Игрушки. Очень важное значение имеет цвет игрушек. Они должны быть окрашены в контрастные цвета с четко различимыми деталями. Мобиль не должен иметь одинаковые игрушки цветом в тон кроватке. Важно, чтобы игрушки несли не дизайнерские, а развивающие функции. В этом плане сочетание черного и белого, красного и желтого цветов предпочтительнее, поскольку именно эти цвета дети начинают различать первыми. В любом случае игрушки должны быть разноцветными, но не слишком яркими, а используемые цвета — чистыми. Что касается материала, то игрушки, которые подвешиваются на мобиль, могут быть деревянными, пластиковыми или мягкими. Важно, чтобы они были приятными на ощупь, хорошо обработанными, без острых углов. Для более длительного использования подойдут двухсторонние игрушки, например, с одной стороны — рисунок, а другая сторона прозрачная с разноцветными шариками внутри.
Необходимо также обратить внимание на то, как игрушки выглядят снизу, то есть какими их будет видеть лежащий на спине ребенок. В этом плане хороши игрушки, которые подвешиваются не "за голову", а "за спину". Желательно, чтобы игрушки можно было легко отцепить от мобиля и дать ребенку в ручку. С этой точки зрения предпочтительнее использовать мягкие игрушки — они легче и не травмируют ребенка, если он случайно себя заденет. Однако пластиковые подвески удобнее в уходе. Кроме того, для увеличения срока службы мобиля производители снабжают игрушки дополнительными развивающими элементами: разные текстуры поверхностей, шуршащие детали, бусины-бегунки и т.д.
Дополнительные функции. Мобили могут быть оснащены различными дополнительными возможностями. Пульт дистанционного управления для включения или выбора режима работы игрушки на расстоянии. Пульт дистанционного управления может использоваться в ситуациях, когда малыш спокоен и не требует присутствия взрослого в поле зрения. Тогда мама может, например, сама отдохнуть неподалеку, а пульт использовать для смены мелодии, которая закончилась или надоела, а также для регуляции громкости или для отключения мобиля, когда малыш заснул. Ночник — мягкая комфортная для малыша подсветка на ночь. Подсветка помогает маме ночью определить состояние малыша (просто ворочается во сне или проснулся, укрыт ли одеялом и т.д.), а малышу спать спокойнее. Мобиль может работать как проектор, когда на потолок проецируются различные картинки, которые мигают или вращаются, привлекая внимание ребенка. Проектор хорош при подготовке ребенка ко сну (если игрушки действуют на ребенка возбуждающе, их можно снять).
"Правила игры"
Как уже отмечалось, мобиль можно использовать с самого рождения и примерно до полугода. Эта игрушка растет вместе с ребенком и видоизменяется по мере его развития.
Первые игры малышей — это пассивное зрительное наблюдение и умение прислушиваться. Красочная игрушка с музыкой и движением стимулирует развитие зрения и слуха ребенка, приковывает его внимание, заставляя сосредоточиться на предмете и провожать его взглядом. Нужно помнить, что в первые месяцы жизни необходимо подвешивать мобиль на расстоянии не менее 40 см от глаз малыша. С одной стороны, в этом возрасте у детей отмечается физиологическая дальнозоркость, поэтому ребенок хуже будет видеть игрушку, подвешенную близко к лицу. С другой стороны, низко подвешенные игрушки могут привести к косоглазию, так как ребенок, наблюдая за игрушкой, будет тренировать только одну группу мышц, отвечающую за сведение глаз к носу.
На первом месяце жизни малышу недостаточно просто включить мобиль — взрослый должен помочь ребенку понять, что это за игрушка. Необходимо привлечь внимание ребенка к одной из игрушек подвески, погреметь, потрясти ее, убедившись, что игрушка попала в поле зрения ребенка. Пусть он посмотрит на нее неподвижную, затем то же самое следует проделать с другой игрушкой. Можно первое время использовать мобиль только как музыкальное сопровождение. В любом случае время игры нужно постепенно увеличивать с 1-2 до 5-10 минут в день.
Постепенно, на втором месяце жизни малыш сам научится следить за движущимися игрушками мобиля, улыбаться и совершать хаотические движения ручками и ножками. Взрослый может снимать и подносить игрушки мобиля ближе к ребенку, стимулируя его протягивать к ним ручки. Время игры с мобилем можно увеличить до 10-15 минут 1-2 раза вдень.
Дети трех месяцев в положении лежа на спине начинают сводить ручки перед собой и рассматривать их. Если родители опускают мобиль ниже, малыш сначала случайно, а затем осознанно начинает дотрагиваться до игрушек, задевая их ручками, кроха еще не в состоянии схватить их, поэтому пока это безопасно. Таким образом, помимо зрения и слуха, начинается развитие моторики рук и ног, тактильных ощущений. Такая игра может занимать ребенка уже до 20 минут 1-2 раза в день. Положительную роль также играют звуки, которые издают сами игрушки (если они гремят, звенят) и разные фактуры их поверхностей.
На четвертом месяце ребенок уже уверенно рассматривает игрушки, тянет к ним руки, ощупывает их. К этому возрасту он может потерять интерес к мобилю, если родители не опускают его настолько, чтобы до него можно было дотянуться руками.
К пяти месяцам ребенок активно захватывает игрушки и удерживает их в руках. Перед взрослым наиболее актуально встает вопрос безопасности мобиля, ведь, с силой потянув подвеску к себе, малыш может не только оторвать игрушку, но и свалить на себя всю конструкцию и пораниться. Мобиль обязательно нужно хорошо закреплять на поверхности и следить за прочностью крепления игрушек к кронштейну и отдельных частей игрушек друг к другу.
В полгода дети учатся сидеть, а затем и пробуют ползти. Если интерес к мобилю не угас, можно использовать его для овладения нужными навыками. Например, подвесив его на некотором расстоянии от лежащего на животе малыша, побуждая его подползти и дотянуться до любимой игрушки. Чаще всего в это время становится целесообразным разобрать мобиль на части — снять игрушки (ребенок будет играть ими как обычными игрушками, погремушками), а основу использовать по мере необходимости в зависимости от имеющихся функций (музыкальное сопровождение, ночник, проектор). Также мобиль можно использовать в периоды спокойного отдыха или подготовки ко сну. Тихая, спокойная музыка, движение игрушек помогут ребенку снять напряжение и расслабиться.
Время игры с мобилем определяется индивидуально, в зависимости от особенностей ребенка, его состояния и интересов в конкретный момент. Один способен бесконечно наблюдать за движением игрушек под музыку, другому это надоедает уже через несколько минут. Взрослые должны понимать, что как бы ни был хорош мобиль, в качестве единственного способа занятия с ребенком он не подходит. На первом плане у детей первого года жизни находится эмоциональное общение со взрослыми, в первую очередь с мамой. Если учесть, что периоды бодрствования в первый год жизни составляют от 20 минут в первый месяц до 2-3 часов после полугода, то становится ясно, что игра с мобилем может занимать от нескольких минут до получаса и не чаще 2-3 раз в день, и то при активном участии взрослого.