Помните, когда-то люди верили, что земля плоская и располагается на трех китах? С тех пор знания о мире существенно расширились и многие представления в корне изменились. Однако фигура, имеющая три точки опоры, по-прежнему считается самой устойчивой. И до сих пор самые сильные наши убеждения, а иногда и заблуждения основываются "на трех китах". То есть, для того, чтобы классифицировать явление по принципу "хорошо-плохо", вполне достаточно трех признаков.
Если говорить о раннем развитии, то все аргументы его противников сводятся в конечном итоге к тому, что раннее развитие — это сложно, вредно и модно. Именно на этих трех китах основывается любая критика развивающих занятий с крохой. Все остальные доводы являются лишь вариациями на тему. Однако мы люди образованные и знаем, что три кита — миф, а Земля круглая, поэтому на вопрос раннего развития мы посмотрим под другим углом и попытаемся понять, как же все на самом деле.
Итак, первый кит утверждает, что раннее развитие — очень трудоемкое и сложное занятие. Для того чтобы заниматься, нужно много сил и свободного времени, все методики требуют выполнения строжайших предписаний и регламентируются жесткими правилами. Одна только подготовка материала занимает всю ночь, а наутро — все признаки усталости и недосыпа налицо.
На самом деле, если отстраниться от мифологии и вернуться в реальность, то становится ясно, что в жизни мы часто пугаемся чего-то, еще даже не приступив к действиям. Мы рисуем себе воображаемые сложности, с наслаждением придумываем причины, по которым желаемое невозможно, и, махнув рукой, в итоге отступаем. Дело тут не в кажущейся сложности именно раннего развития, а в том, что человеку вообще свойственно искать поводы для того, чтобы чего-нибудь не делать. По этой причине, например, многие из нас, дав себе обещание хотя бы раз в неделю посещать спортзал, так туда и не попадают. А ведь стоит только один раз позаниматься, ощутить приятную усталость в мышцах, почувствовать энергию движения, как все возражения пропадают. Остается только удовольствие от процесса.
То же самое и с занятиями с малышом. Все кажется сложным, непонятным. Но стоит только начать и увидеть первый восторг и удивление крохи, искренний интерес в глазах и ожидание следующего занятия, как все придуманные сложности меркнут. Может быть, на первых порах от вас действительно потребуется чуть больше дисциплинированности, чем обычно, но это только поначалу. Если вспомнить пример со спортзалом, то тут как с первыми тренировками: пару недель вы еще уговариваете себя, зато потом организм сам начинает просить упражнений и нагрузки.
Если все-таки не хватает каких-то знаний и поддержки, то в эпоху Интернета это решается очень просто. Практически на любом форуме можно узнать ответы на все волнующие вопросы, найти единомышленниц и подруг, получить ценнейшие советы. Кроме того, мамы активно обмениваются различными материалами и полезными ссылками, охотно делятся своими ноу-хау и открытиями, радуются успехам друг друга. Главное — желание радоваться и делиться.
Что касается выбора методики (то есть, системы упражнений), то тут ваше творчество ничем не ограниченно. Вы можете остановить свой выбор на любой из уже созданных, можете объединить элементы нескольких методик в одну, а можете и придумать свою собственную систему развития малыша. Самое главное при этом — ориентироваться прежде всего на своего кроху и прислушиваться к его желаниям и потребностям. Он лучше любого тренера и инструктора подскажет вам, чем, как и сколько раз он хочет заниматься.
И здесь мы сталкиваемся со вторым китом: все эти эксперименты не только вредны, но и опасны. Ни к чему изобретать велосипед и рисковать будущим малыша. Точно так же наверняка кричали и древние люди, уверенные в том, что Земля плоская, когда пытливые умы соплеменников пытались установить истину опытным путем.
В чем же заключается эта истина? Действительно ли раннее развитие несет вред? Неужели изучать вместе с малышом мир, знакомиться с окружающими предметами опасно? Сторонники этой точки зрения чаще всего говорят о "форсировании естественного развития", "преждевременной интеллектуализации", погоне за знаниями по методу "Быстрее! Выше! Сильнее!". В основе такой критики лежит убежденность, что основная цель раннего развития заключается в том, чтобы любой ценой вырастить из ребенка гения.
Если бы я не знала, в чем заключается основная задача всех развивающих методик, я бы с ними согласилась. А на самом деле главный смысл занятий с малышом — это удовольствие от совместного общения, от изучения друг друга, от знакомства с окружающим миром и тесного эмоционального контакта. Лучше всего об этом сказала моя знакомая, мать очаровательных двойняшек: "Я не хочу воспитать двух гениев, я хочу, чтобы мои дети познавали мир с удовольствием и жили в нем с удовольствием!". И так считает любая мама, понимающая, что такое настоящее раннее развитие.
Цель занятий — легко и гармонично знакомить кроху с окружающим миром. Большой упор в раннем развитии делается на игровые формы подачи материала, эмоциональное общение, на творческое взаимодействие, совместную деятельность, приносящую радость и новые открытия и родителям, и малышу. Благодаря занятиям с раннего возраста любое обучение будет ассоциироваться у ребенка с веселым, приятным занятием. Согласитесь, не у каждого из нас была возможность учиться с удовольствием. Чаще наоборот, мысли об учебе вызывали скуку, а самообучение давалось не так легко, как хотелось. Раннее развитие как раз дает нашим деткам такую возможность. Представляете, какими яркими, удивительными, многообразными красками наполняется мир при таком подходе? А сколько в совместных занятиях для мамы возможностей самореализоваться, по-новому посмотреть на привычные вещи и раскрыть свой творческий потенциал!
Опасность есть там, где присутствует фанатизм, а раннее развитие вовсе не предполагает его. Напротив, основная установка раннего развития — ориентация на потребности малыша. Чтобы заниматься ранним развитием, нужно быть очень чутким и мудрым родителем и уметь слышать своего ребенка. Важно понимать, что именно малыш является ведущим в ваших занятиях. И кроха прекрасно знает, что ему нужно, а что нет. Он просто не будет делать то, что ему неинтересно, ненужно или вредно. Реакция ребенка — лучший способ понять, правильно ли вы двигаетесь. Согласитесь, если следовать этому простому правилу, невозможно навредить малышу. Наоборот, вы научитесь лучше понимать друг друга, станете ближе.
Как видите, раннее развитие, это не сложно и не опасно. Но у тех, кто активно выступает против развивающих занятий с малышом, есть еще один аргумент в запасе. Третий "кит" основывается на заблуждении, что раннее развитие — новомодное, временное явление, вызванное желанием пустить пыль в глаза внешними результатами. Следовательно, и время на это не стоит тратить.
Что же на самом деле? А на самом деле возраст раннего развития измеряется тысячелетиями. Практически в каждой культуре существовала своя традиция обучения и воспитания ребенка с самого рождения, а у некоторых народов уделялось повышенное внимание развитию малыша еще на внутриутробном этапе.
Вспомните русские народные потешки, пестушки, игры, загадки, сказки. Это же синтез идей раннего развития наших предков! Те или иные элементы раннего развития мы можем найти в традициях любого народа. Это не новомодное увлечение, а возвращение к своим корням, к опыту наших мудрых предшественников, который чуть было не потерялся в гонке за достижениями цивилизации. Это знания, проверенные веками.
Что касается мнения, что родители занимаются с ребенком, чтобы его достижениями тешить свое тщеславие, то позволю себе повториться: цель раннего развития не в том, чтобы вырастить вундеркинда, а в том, чтобы удовлетворить природную пытливость и любознательность детского ума, помочь малышу познать этот мир, наполнить общение с ним радостью и взаимопониманием. А результаты в виде чтения в год и знания иностранных языков в два — это не цель, а приятные следствия ваших занятий!
Древние люди верили, что мир стоит на трех китах. Наши познания идут гораздо дальше. Мы можем шире смотреть на вещи, не ограничивая себя узкими рамками предубеждений. И мы можем подарить любовь и интерес к этому яркому, красочному миру нашим детям.
Юлия Терёхина, педагог
Статья предоставлена сайтом "Умница. Методика раннего развития"
Автору необходимо почитать первоисточники. Мне кажется, для начала автору статьи необходимо понимать, что раннее развитие - дело серьезное, от которого зависит будущее. Поэтому надо было хотя бы почитать размещённые здесь, на сайте, ещё в 1999 году первые книги по настоящему раннему развитию: "Читать - раньше, чем ходить" (1996), "Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка", "Считать - раньше, чем ходить", "Знать ноты - раньше, чем ходить" и т.д. ... и, наконец, книга: "Когда начинать воспитывать будущего президента...", "Как развивать ребенка одаренным?".
Многие эти книги и материалы, отрывки из них, а также нападки критиков, которые порой даже детей не видели, имеются здесь, на этом сайте, в публикациях.
Хорошо, что автор обратилась к этой теме.
Но автор статьи демонстрирует, что она не знает и не читала ни работ Б.П. Никитина (1969 - 1980 гг) - основателя раннего развития, ни Домана (1995), ни Тюленева (1995-1998), ни даже М. Монтессори (1907 -1953)... Она начинает издалека, как будто только родилась, и аккуратно пробует на наших глазах изобрести велосипед, который в России давно изобретен и превращен уже в почти что массовый вид передвижения в пространстве интеллекта, способностей и талантов, в супер - интеллектуальный транспорт.
Автор статьи отбрасывает нас, по меньшей мере, на 20 лет назад, а автор комментариев к этой статье - ещё дальше.
Со времён, когда в конце 90-х годов по всем телеканалам впервые показали читающих и считающих, печатающих на пишущей машинке и компьютерах младенцев, появились тысячи центров раннего развития и т.д. Кстати, фирма, которая представила статью, появилась на десять лет позже, но автор пишет, мягко говоря, по сравнению с уровнем нашей телеконференции, безумные вещи.
В ещё большей степени это относится к автору комментариев.
Он нападает на Домана: "Обучая ребенка читать по Доману, родители при этом забывают ..." - но аргументированная научная критика методики Домана, а также метода Монтессори и других доисторических методик опубликована на многих сайтах, в том числе здесь, на конференции и, особенно, на сайтах по системе МИР ребенка ("методы интеллектуального развития ребенка").
Но комментатор умалчивает, что у Домана стимулируется не только левое полушарие, но и физическое развитие, где участвует правое полушарие - чего стоит наклонный стенд для развития навыков ползания, есть и другие рекомендации.
Комментатор Лев видимо, вообще не воспитывал детей - он огульно отрицает методику Домана, тогда как специалисты, имеющие результаты, например, Тюленев считает Домана гением, который сделал открытие и не побоялся начать мягкую революцию - он начал бороться с традициями, которые делали американцев дураками.
По тексту комментария видно, что комментатор пытается нас убедить, что черное - есть белое и наоборот, намекает, что методики раннего развития делают технарей "начитанными дураками"...
Вот ещё ошибка комментатора касающегося азов раннего развития:
"... ибо интеллект есть постоянная величина, данная ребенку с рождения."
Напоминаю читателям, что сто лет тому назад Монтессори, полсотни лет тому назад Доман и Никитин, а также Шаталов и , позже, Зайцев - великие педагоги-новаторы, доказали, что эта фраза подкинутая комментатором есть ложь: интеллект не даётся с рождения, а дарится только родителями и воспитателями, настоящими педагогами в процессе стимулирования "отдельных участком головного мозга" и мозга в целом, всех его подсистем.
Все эти гениальные воспитатели и педагоги доказали на практике, получили фактические результаты того, что все дети, без исключения, являются гениями, высокоодаренными во многих областях и только "традиционные педагоги" и "традиционные психологи систематически и намеренно врут и врали родителям, что "одаренность дается детям с рождения". Сегодня всем присутствующим здесь известно, что одаренность даётся ранним развитием левого полушария. :)
2010-06-04, Друг и товарищ
Комментатору не нравятся родители, которые занимаются обучением ребенка с самого рождения, то есть, настоящим ранним развитием, а не тем, что пытаются нам, под видом «раннего развития» подсунуть традиционные педагоги.
Здесь на конференции таких комментаторов принято банить или отправлять на конфу типа «Образование»: ведь только здесь, на РР собираются те гениальные, на мой взгляд, родители, - настоящие герои, - которые занимаются с ребенком ранним развитием!
Но любопытно, в чём же пока что заблуждается начинающий комментатор?
Комментатор пишет, что наши выдающиеся родители: "Активизируют несозревшее у ребенка левое полушарие мозга (абстрактно-логическое мышление), полностью при этом задавливая правое полушарие (чувственно-образное восприятие)". Однако все на данном сайте читали книгу Читать - раньше, чем ходить" и знают, что эта рекомендация была дана в 1995 - 1996 году как альтернатива тому, что происходит во многих странах мира, особенно в России: после того, как в начале 90-х годов "гарвардские мальчики" сделали в РФ переворот, начали диверсию под названием «монетаризм», «либеральные реформы» и из всех радиоканалов и телепрограмм на детей льётся только музыка, рок, попса и прочее, что, как известно, перевозбуждает правое полушарие, возбуждает и культивирует низкие "нравственно-этические участки мозга" - секс распущенность насилие и прочие низменные чувства...
Именно это начали делать «гарвардские оккупанты» с 90- годов: «перевозбуждали» всеми СМИ правое полушарие у детей. В результате, дети вырастают агрессивными, перестают слушаться родителей и воспитание превращается в ад. Именно это из-за незнания или по умыслу рекомендует комментатор.
Существует множество отчетов и выводов, даже обычных психологов, которые не раз выступали в печати, что гиперактивностью и капризностью «заведует» только правое полушарие и за кошмары в семье несут ответственность те родители и комментаторы, которые ратуют за правополушарное развитие.
Итак, любые мало-мальские успехи появляются только тогда, когда родители обращают больше внимание на развитие левого полушария, потому что вся жизнь в семье, как правило, с первых же минут наполнена звуками. И включать ТВ вообще излишне! – мы сразу отдаем ребенка злому дядьке, которые перевозбуждает ребенка и делает его неуправляемым.
Если выйдет закон, подготовленный сторонниками ювенальной юстиции о том, чтобы лишать родительских прав тех родителей, которые включают дома при ребенке телевизор – количество гениев возрастет в десятки раз.
«Безопасность интеллектуального развития – прежде всего!» Именно обо всём этом написано в книгах по настоящему раннему развитию, размещенных на этом сайте в самом начале его существования.
При этом комментатор тщательно скрывает, что во всех семьях, где обучать чтению Библии (Пятикнижия, Торы), согласно традиции, вот уже 3 тысячи лет начинают с самого рождения - а это на 99,9 процентов дети соблюдающих ортодоксальных иудеев – и у них дети начинают свободно читать в 3 года. Интересно, что исследования Института психологии и Лаборатории одаренности, проведенные на рубеже тысячелетий и доложенные в 2001 году на конференции, показали, что среди них число одаренных в 300 раз превышает количество одаренных среди тех, кто не занимается обучением чтению, ранним развитием. Уже тогда правополушарное развитие, навязанное родителям, и невольно или под чьим то влиянием пропагандируемое комментатором, привело к тому, что в среднем IQ (коэффициент интеллекта = выживания) детей на 5 баллов меньше, чем в США и на 15 баллов меньше, чем в Японии…
Так что, очевидно, что у комментатора под ником «Лев Штернберг» здесь по недоразумению и отсутствии какой-либо элементарной подготовки по раннему развитию, просматривается единственная цель: понизить у детей родителей нашей аудитории одаренность аж на … 30000 процентов. :)
2010-06-04, Друг и товарищ
(Мой комментарий оказался слишком большим и не уместился в одно письмо. Далее следует ряд писем, которые расположены в последовательности снизу вверх, таков формат этого сайта. Сейчас Вы читаете концовку моего комментария)
Поток информации поступает ребенку постоянно, в разной форме, через разные каналы восприятия. Нет мгновения, когда этот поток прерывается, независимо от того, показываете ли вы ребенку карточки со словами, или не показываете. Не видит ребенок новых слов - ну и что? В этот момент он видит тень на стене, думает о ней, сравнивает с солнечным бликом, отраженным от люстры. Для того чтобы подумать, тихо и спокойно, тоже нужно время, причем желательно чтобы в это время никто не лез с новой для ребенка информацией. Обучая ребенка читать по Доману, родители при этом забывают научить ребенка слушать шелест листвы на ветру, не дают потрогать склизкую улитку, не учат нюхать цветы (увы, нынешние цветы и не пахнут). В результате растут технократы, оторванные от природы, не чувствующие красоты и запахов. Вырастая, эти технократы не ценят природу, они ее просто не замечают и, не замечая, губят. Вырастая, они с младенчества навязывают своим собственным детям неприродосообразные занятия, типа чтения с младенчества. В результате вместо всестороннего раннего развития появляется преждевременный односторонний перекос. И дети эти, вместо самостоятельных личностей, превращаются в чужие игрушки, лишенные собственной воли, не умеющие ставить перед собой собственные цели. И вдобавок они превращаются в начитанных дураков — знают обо всем на свете, знают к пяти годам даже число пи, тысячи имен, формул. Но только не знают о практической жизни и о том, зачем им эти имена и формулы нужны. Вот против этого и возражают те, кто возражает.
2010-05-18, Лев Штернберг
Глен Доман - бесспорно умница, большой ученый и смелый исследователь. Если стукнуть в пораженный участок мозга хорошей порцией тока, то этот пораженный участок может быть начнет реагировать - примерно такова тема его исследований. Если по сто раз на дню быстро показывать ребенку буквы красного цвета, то ребенок эти буквы очень скоро запомнит. Молодец Доман, правильные выводы, нужные исследования. Но надо не забывать, что сам Г.Доман - нейрохирург, работавший с пораженным мозгом. Его методики - это способы КОМПЕНСАЦИИ после физических травм мозга. Надо ли что-то компенсировать у здоровых детей - об этом он говорить мог лишь как дилетант, не педагог и не психолог. Как узкий специалист, исследователь-нейрохирург, он был готов всем людям без исключения возбуждать мозги током, и всем детям показывать красные буквы - для него, Домана, ценностью была реакция мозга, а не личностные последствия. И уж никак нельзя его методики обучения чтению отнести к методикам развития, хоть он сам об этом и объявил. Это именно методика обучения чтению - путем зрительного "фотографирования" графических изображений. Это даже не способно развить интеллект, ибо интеллект есть постоянная величина, данная ребенку с рождения. Хоть кто-нибудь из мамочек пробовал давать ребенку по сотне раз на дню различить, например, на запах одежду разных людей? Хоть кто-нибудь озадачился вымерить пропорции в изображениях на карточках Домана, кроме вербальной информации включить еще и эстетические моменты? Нет, таких нету, если судить об этом по отсутствию подобных «модифицированных» развивающих пособий на рынке.
(продолжение следует)
2010-05-18, Лев Штернберг
Как может Цареградская что-то писать на тему раннего развития? Она никогда ранним развитием не занималась им, и личных интересных результатов у неё нет. Это во первых.
Во вторых: насколько мне известно от жаловавшихся родителей, эта писательница рекомендует алкоголь грудным младенцам - "для успокоения", то есть тихой сапой, на самом деле, осуществляет алкоголизацию спившегося итак населения :) Я пытался что-то найти полезного в её книгах и в её центре - но, на деле, обнаружил много смертельных опасностей у этого "перинатолога". :(
Да, много общеизвстного специалистам она пересказывает, но зачем? Чтобы подложить большую неприятность, одну или несколько... За четыре - пять лет сложилось устойчивое мнение: категорически ничего от Царьградской нельзя читать: "в бочке мёда она н забывает подмешивает ложку яда".
Вот и в рекомендуемой Вами книжке: Вы ничего такого не заметили? :)
Так будьте же друзьями своим детям!
Если надо развернуть всё, что я думаю - это будет слишком критично. Так стоит ли тратить время на то, что читать никогда не следует? :)
2010-06-04, Друг и товарищ
Уважаемая Юлия!
Ваша статья была бы очень неплоха, если бы Вы в ней пару раз не передернули карты и понятия. Передергивание начинается с первых же тезисов, на каких китов опираются противники раннего развития.
Собственно говоря, противников раннего развития нет. Развитие - это позитивное понятие, и возражать против него так же абсурдно, как возражать против понятия "добро". Но если, прикрываясь лозунгом "добро", кто-то начинает творить зло, то против этого надо возражать. Например, если ради упитанности ребенка его на месяцы привяжут к кровати и станут раскармливать всякими вкусными яствами. Ребенку нравится, жует, аж за ушами трещит, и такой он весь у нас здоровенький и толстенький, в таких милых ямочках и перевязочках - любо-дорого на такое чудо посмотреть. Ну а то, что слабенькие ножки не выдерживают эту массу жира, что сердце не способно напрячься на пару минут, что ребенка мучает одышка и он не влезает ни в один стул - ну так зачем ему лезть в стул, он же у нас лежит, красавчик, удобно и с удовольствием!
(продолжение следует)
2010-05-18, Лев Штернберг
Итак, понятие "здоровье" кто-то может подменить понятием "вес", и свести ребенка через это к полному нездоровью. В былых советских пионерлагерях отчетность медика по здоровости детей происходила именно по цифрам "прирост общего веса отдыхающих детей", так что я совсем не шучу и не преувеличиваю.
Беда современного "раннего развития" заключается в том, что огромное число мамочек подменили понятия "развитие" и "знание". Пример - статья Натальи от 6 мая тут же, на конференции 7я. В этой статье мамочка гордо рассказывает, что ее пятилетняя дочка знает слова "тангес", "котангенс", знает число пи, знает таблицу Менделеева, умеет читать, перемножает двухзначные числа в столбик, и еще кучу всего. Эти знания мамочка искренне называет ВСЕСТОРОННИМ развитием, явно при этом не понимая, что значит развитие и какие у него бывают стороны. И ее, мамочку, столь же искренне удивляет, что читатель почему-то плохо отнесся к ее столь замечательному педагогическому опыту.
(продолжение следует)
2010-05-18, Лев Штернберг
Всего 11 отзывов Прочитать все отзывы.