Бориса Павловича и Лену Алексеевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. На примере собственной многодетной семьи еще в советское время они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.
О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов XX века. Подмосковный поселок Болшево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей. Местную общественность удивлял тот факт, что никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а едва начав учиться в школе, перескакивали через класс.
Именно тогда, в I960-1970-е годы Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день.
Основные принципы воспитания "по-никитински"
По мнению Никитиных традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая - это заорганизованность. То есть сверхзаботливый уход и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается.
Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Подобный подход ведет к депривации (психологическому голоданию), госпитализму (задержке в эмоциональном и психическом развитии) и, в итоге, к умственной отсталости.
В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость к природе и творчество. Ребята - хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни.
Основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом.
Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности.
Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами.
В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще - в самой жизни детей.
У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят.
Лена Алексеевна и Борис Павлович не ставили себе целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие "опережающие" условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.
Как вызвать в ребенке желание заниматься?
Итак, условия для развития должны опережать этот процесс. Значит, их нужно подготовить заранее. То есть на стены детской комнаты надо повесить карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, печатные и прописные буквы, измерительные приборы, книги. И первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес ребенка к какой-то области знаний и даже развить определенные способности. Общая работа или работа рядом - это обязательный интерес и к процессу труда, и к его результатам друг у друга, а вместе с тем, и повод для разговора, обмена мнениями. Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: никогда не стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и не решать за него то, что он может решить самостоятельно. В любых занятиях детей взрослые должны стараться поощрять творчество, не навязывая своих мнений, и не торопясь обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. А в случае неудачи - не упрекать и не стыдить ребенка. Зато успех нужно отмечать обязательно и не скупиться на похвалу. Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают ребята, что у них получается.
Физическое развитие
Дети должны быть готовы воспринимать знания не только умственно, но и физически. Тело ребенка - само по себе инструмент познания. Не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, оно легко и охотно "идет навстречу" требованиям умственного порядка. Спортивные снаряды чуть ли не с младенчества должны входить в детскую жизнь. Особое внимание Никитины уделяли закаливанию. И их опыт показал, что это действенный способ оградить ребенка от большинства простудных заболеваний.
Интеллектуальные игры Никитиных
Методика
Помимо опережающих условий для развития, о которых шла речь выше, Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем дитя может заниматься уже самостоятельно. Так естественно кроха выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. При этом малышу нельзя подсказывать. Ему надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить.
Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.
Особенности Никитинских игр
Главное отличие - это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи. Игры учат детей, переходя от простых от более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели.
Каждая игра - это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Задания расположены от простого к сложному.
Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать творческие способности.
Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов.
- Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
- Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
- Решение задачи предстает перед малышом в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.
- Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью.
Итак, главная особенность развивающих игр Никитиных - то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать всё самостоятельно.
Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется - "Интеллектуальные игры". Вот лишь несколько примеров самых популярных из них.
Рамки и вкладыши
Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Начать лучше с показа вкладышей. Взять круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и, называя, показать их малышу. При этом лучше не держать их в руках, а выкладывать на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, можно дать их малышу для самостоятельных действий - пусть разглядывает и играет. Уместно будет предложить ему заодно коробочку или баночку, в которую он сможет все это положить, а затем высыпать обратно. Постепенно карапуз познакомится со всеми 16 фигурами комплекта. Если начинать с небольшого количества фигур, привлечь кроху к игре можно, начиная с 10-12 месяцев. Когда ребенок подрастет, можно усложнять задания: обводить контуры фигур карандашом, сначала по рамкам, потом - по вкладышам (это сложнее), делать двойной контур, заштриховывать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), создавать сюжетные рисунки (елочку из трех равнобедренных треугольников).
Сложи узор
Эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см, где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. В начале (особенно с самыми маленькими) нужно просто сесть рядышком с ребенком и вместе рассмотреть кубики: "Смотри, какие красивые кубики! Вот я взяла 4 кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это синяя сторона, а это - желтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась! Давай возьмем зайку, видишь, как ему нравится по ней скакать? А теперь дорожка стала разноцветной: синий, желтый, синий, желтый". Возможно, малыш уже не слушает и смотрит по сторонам. Значит, знакомство с кубиками нужно было закончить на несколько минут раньше. Игра не должна надоедать ребенку. И еще: ее, как и любую другую, желательно хранить в таком месте, чтобы малыш видел, но сам достать не мог. Когда у крохи возникнет желание поиграть, он может сказать или показать на коробку, если разговаривать еще не умеет. Эти кубики способствуют "развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать".
Сложи квадрат
Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Это была достаточно трудная головоломка, поэтому Никитин решил сделать ряд более простых заданий. Получилась игра для детей от двух лет. Она имеет три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Для детей 2 лет и младше надо оставить 4 самых простых квадрата. Пусть это будет целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и - разрезанный на две части по ломаной линии. Теперь можно начинать игру с ребенком. Детали нужно либо разложить по кучкам (в каждой - части одного цвета), либо показать, как из двух половинок получается целый квадрат. Дальше ребенку предоставляется возможность действовать самому. Постепенно малыш освоит этот уровень и перейдет на более сложный. По мнению Никитина, эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.
Дроби
Возраст для начала этой игры указан разный, от З до 5 лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 "долек". Сначала для игры оставляют только первую фанерку с четырьмя кругами. С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. Таким образом ребенок знакомится с математической терминологией. Можно попробовать сделать разноцветный кружок. Очень интересно строить лесенку: внизу - целый круг, дальше половинка, затем треть. С ее помощью можно наглядно понять, почему одна вторая больше, чем одна третья.
Уникуб
Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.
"Уникуб" представляет собой 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом (всего три цвета), чтобы это сочетание граней было редким, если не уникальным. Именно поэтому так непросто выполнить задания по предлагаемым схемам. Никитин предлагает для "уникуба" 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1,5-3 лет, а самые сложные доступны далеко не всем взрослым.
О методике Никитиных рассказала их дочь Анна Ермакова
Попробую Вам помочь тем, что знаю.
1. Начать Ваш реферат, наверное, можно с того, что часто к методикам раннего развития некоторые нынешние авторы книг и обзоров, прямо скажем не без лукавства, относят старые методики, создатели которых категорически отрицали саму возможность раннего развития, то есть ускорения по сравнению "традиционным" медленным развитием. Например: М. Монтессори, Р. Штайнер, Запорожец, Венгеры, и многие-многие – я их Вам давать не буду. Остается не вполне понятным, почему современные авторы скрывают от студентов эти факты? Ведь если автор методики утверждает, что "Рожденный ползать летать не может!", то вряд ли такой автор создаст методику для каких-либо настоящих полетов. Чтобы не пойти по ложному пути, выпишите цитаты авторов антираннего развития: Монтессори - www.rebenokh1.narod.ru/protivmont1.htm , Домана - www.rebenokh1.narod.ru/domanprotiv1.htm и др. ... Даже в уставах этих организаций записано, что нельзя заниматься и принимать детей в детсад до 3-х лет (Монтессори), нельзя заниматься с ребенком по буквам (Доман) и т.п. Это наши, доморощенные плагиаторы занимаются отсебятиной и приписывают иностранным авторам то, чего у них никогда не было. Вам необходимо посмотреть и использовать реальные тексты, выдержки из этих авторов, которые там приводятся.
2. Важная информация о том, откуда пошло раннее развитие есть в некрологе на смерть Никитина - в 1999 году: www.rebenok.h1.ru/novnikitinbp.htm . Борис Никитин был сторонником Макаренко и только после репрессий 1957 года со стороны АПН вынужден был реализовать «проект Макаренко» в своей новой семье – с Леной Никитиной. Зайцев тоже занялся дошкольниками только после того, как его репрессировали – изгнали из начальной школы... Кстати, Шаталов разработал свои карты памяти, опорные конспекты на фронте, будучи геодезистом. Ну, а настоящее раннее развитие Тюленева пошло от нейрокибернетики – из теории искусственного интеллекта, персептрона и программирования распознавания образов, теории нейронных сетей и нейролингвистического программирования… По-настоящему всё началось с книги "Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка?" - первоначальных конспектов лекций для родителей и педагогов, - которую наверное, можно найти через Интернет.
3. Первый в России сайт по раннему развитию, где были представлены документы и видео о том, как ребенок, Лариса Тюленева в возрасте одного года в 1988 году уже не только читает, но и сама печатает первые тексты - см.: www.larisa.h1.ru
Вы можете смело написать, что раннее развитие в России - лучшее в мире: например, в системе Тюленева с 1990 года рекомендуется, чтобы ребенок в три года уже сам вел дневник на компьютере: www.larisa.h1.ru/rec3648.htm , а к пяти годам уже сочинял и "издавал" исторические романы - с четырьмя пятью действующими лицами, "любовным треугольником"...
4. Все-таки, ещё не самый лучший, но правдивый Обзор и анализ методик раннего развития имется на страницах - www.rebenokh1.narod.ru
5. В России движение раннее развитие началось в 1992, 1995 и, особенно в 1997 году после показа по ТВ читающих младенцев П.В. Тюленевым по методике и книге "Читать - раньше, чем ходить", а до этого ни Никитину, ни Зайцеву почти никто не верил, что ребенка можно научить читать раньше 7 - 6 лет...
6. Насколько я видел по материалам, первые семинары по раннему развитию для нянь по методике "Читать, считать ... - раньше, чем ходить" вела Людмила Дмитриевна Бутрина в 1995 - 1996 году - записаться к ней можно и сейчас: 8-910-. Кроме того, она ведет занятия и не по слишком "раннему развитию": "деш-технологии", методики Зайцева с 3-х лет; преподает пятилетним малышам курс "Развитие Российской цивилизации"; курс "Системного подхода" для дошкольников и начальных классов.
7. Я узнал о раннем развитии случайно. В 1991 году для популяризации идей раннего развития в СССР был создан Центр Содействие развитию и воспитанию детей, который рассылал бесплатно телефаксы с пресс - релизами и описаниями методик: "Начальное образование - к возрасту 4 - 5 лет", "Программа мощный интеллект - ребенку" и т.п. В годы Советского Союза рассылка "раннего развития" обходилась почти бесплатно, потом все это резко закончилось. С появлением Интернета этот Центр еще до начала борьбы со спамом рассылал публикации по раннему развитию по e-mail по всему миру, в том числе в США.
Тексты этих рассылок Вы можете скачать и использовать, как исторические документы, - они имеются на страницах: www.larisa.h1/pressrelease.htm и ссылкам с неё.
8. Много текстов, напечатанных в возрасте 1, 2, 3, 5, 6 лет Вы найдете на сайте www.larisa.h1.ru/recordmir.htm, а видеозаписи, как это делают малыши, прилагаются в развивающих комплектах П.В. Тюленева с 1991 года... По этим документам можно проследить, как формируются и меняются интересы младенцев при их превращении в малышей и т.д.
9. Если в других странах на ранее развитие выделяются средства, то в России сторонников раннего развития преследуют и репрессируют, как в своё время Никитина.
Аргументы противников раннего развития не выдерживают критики: они ссылаются на то, что чиновников Минобразования, педагогов и членов их семей нечем будет кормить, если дети станут обходиться без начальной школы или без школы вообще. Получается, что дети ходят по пятнадцать лет в образовательные заведени и кормят педагогов и членов их семей, а взамен ... по сути, ничего не получают, кроме нездоровья, вредных привычек, и несчастного аттестата! А ведь по системе раннего развития МИР ребенка ещё вроде бы к 2005 году доказано, что каждый обычный ребенок может окончить среднюю школу в 8 - 10 лет, а к совершеннолетию вполне может получить два - три диплома о высшем образовании и диссертацию впридачу. Вот такие результаты приняты новым стандартом в системе Тюленева. Почему мы должны отказывать детям в возможности такоего развития? Это противозаконно, так как 7, кажется, Статья Декларации прав ребенка гласит, что "каждый ребенок имеет право на применение лучших методик развития и обучения". Вот с этого, наверное, и начните свой реферат. :)
... Продолжение есть еще - не поместилось, см. далее.
2008-12-14, Друг и товарищ
10. Что касается Никитина, то я согласен с теми, кто считает, что Никитин - самый гениальный педагог XX века, который покончил со столетним монтессорианским застоем в педагогике и образовании - он на своих детях сделал то, что она, Монтессори запрещала делать до 3-х лет, и даже своего ребенка новорожденным сразу отдала в приют, потому что считала, что до 3-х лет с ребенком заниматься нельзя...
11. По мне так Б. Никитин - на самом деле, величайший политических деятель, стоящий гораздо выше разорителей страны Горбачева, Ельцина, и даже Путина - он один давным - давно решил демографическую проблему - как в нищей российской семье (а их наверное больше 90 %) - воспитать семерых детей с самым высоким интеллектом и здоровых, не болеющих, не страдающих даже диатезом! - это подтвердили англичане и японцы, специально приезжавшие в Москву к Никитину - проверить на IQ его детей и были поражены. Так и сын оказался в Англии. Как можно говорить, когда семья, на сколько я слышал, поддерживает материально сына-"англичанина" ежемесячно!?
Ну, а то что пишет по этому поводу "Московский комсомолец" - то ему нужно верить с точностью "до наоборот" - это желтая газетенка, использовавшая имидж коммунистическом молодежи для антироссийской пропаганды всегда и везде, для тихого геноцида и развала экономики страны - во всех своих материалах, по рецептам небезызвестного Аллена Даллеса. Как можно писать, что дети не общаются, когда? очевидно, глупая и тупая корреспондентша МК сама, своими глазенками видела, что в доме Никитиных живут несколько семей и одних внуков было тогда пятнадцать!
Когда вышла статья, то у многих родственников и знакомых Никитина было единое мнение, что, скорее всего, это статья "заказная", так как МК никогда не публикует, по мнению многих, других статей. Кто же "заказал" Никитиных? Тогда высказывались разные мнения - на "Никитинских чтениях" в Королеве: может быть, чиновники, так как они всегда были против правды в педагогике. Или, наверное, плагиаторы-писатели, или, может быть, не слишком порядочные его "последоватил", кому выгодно принижать роль Никитина в раннем развитии и приписывать его методы, игры, идеи занятия себе, шустрым...
Так и напишите: "чудом является то, что в России раннее развитие все-таки, пробивается".
12. Кстати, здесь, на сайте 7yaru в Публикациях тоже имеется краткий обзор по горячим следам возникновения раннего развития - называется он: "Как развивать детей одаренными?" - судя по времени, с него и началась телеконференция по раннему развитию. Потому что оказалось, что дети, которые рано начинают читать, становятся одаренными во всех областях творческой деятельности.
13. Посмотрите ещё очень интересный материал - некое подобие статистики по раннему развитию от 3-х тысяч лет до нашего времени: www.rebenokh1.narod.ru/statistic1.htm
Надо ли еще чего? - пишите, если смогу - отвечу. Желаю успехов - на этом материале Вы сможете защититься, если попробуете разных детишек поразвивать, например, по разным методикам и сравнить результаты :))
Что еще?
14. Наконец, как я понял, раннее развитие тесно связано в социологией и политикой: на основе системы раннего развития МИРР была разработан проект программы: "Развивая детей - развиваем Россию", и вроде бы в 1998 году правительством была одобрена эта программа. Но, судя по всему, на пути встали деятели из СПС, одобрившие навязывание 12-летки и ЕГЭ. В США эту программу начали финансировать уже через два года (типа: Early Reading First). Текст этой программы развития страны на базе раннего развития, закливания и образования по-Никитину-Шаталову-Тюленеву-Зайцеву-Скрипалеву, - включающей 10 национальных проектов, в том числе программа "Дети Путина", - имеется на сайте www.intellektika.narod.ru а так же в архиве обсуждений на сайте Центра стратегических разработок Г. Грефа ...
Как всем известно, только через восемь лет в 2006 году об этих предложениях начал говорить президент В.Путин. То есть, раннее развитие, надо рассматривать и как мощное политическое учение, - только оно позволяет заглянуть в будущее и влиять на него... Кстати, обратите внимание на источники по этим ссылкам - именно великий "ранний развиватель" Борис Никитин еще в 1970 году на своих лекциях и в выступлениях предсказывал, что Академия педагогических наук и педагоги – и ни кто иной! - разрушат страну - СССР. ... Но об этом в реферате писать не нужно - а то вдруг и Вас репрессируют, как когда-то Никитина и Шаталова :((
2008-12-14, Друг и товарищ
Я был в Болшево и даже специально спрашивал соседей. То ли мне так попались, но и визуально, и интуитивно (а я - экстрасенс и почти всегда сканирую :-(( ), я нутром ощутил только одно какую-то черную зависть. Так что писать - "шок" - это очень неточно. Точнее будет написать: "До сих пор задыхаются от ... зависти", хотя правду никто писать не любит.
С другой стороны, я редко видел семью, где дети и родители живут более счастливо. Лично для себя я бы другой семьи и не желал: большая, интеллектуальная, деловая, с бесконечным потенциалом, о котором дети и внуки даже не подозревают. Ну, а родители тоже об этом не все знали, когда начинали.
В смысле уровня развития, силы интеллекта - детям никитиных почти нет равных. Мы по сравнению с ними, как берданки рядом с пушками. Заряжающим был Борис павлович, но наводчиком, главным бомбардиром была мама. Поэтому из этих пушек стрельнули по воробьям... Это я как политик говорю. Как бизнесмен добавлю: семеро таких детей - это семь процветающих фирм. Двадцать пять внуков - это двадцать пять филиалов и отделений по всему миру. Так что семья Никитиных - это мощный концерн. Только они об этом не знают, бомбардир таких книжек не читал, да и сейчас не понимает всё это, нынешние возможности. Да и время тогда было не то.
Дух предпринимательства Никитин не воспитывал - хотя все это у него было: домашняя фабрика и т.п.
Никитины были первыми. Им за это мстила вся страна. Они стали бояться высовываться. Они ориентируются на своего главного бомбардира. Кто тут будет отрицать, что все исходит от матери?
Вспомните закон простого американца: "Простить можно всё. Но только не лидерство".
Можно и другие правила народов вспомнить - вы их прекрасно знаете.
Никитины перестали идти вперед - значит "их стали идти назад". Пока они не проснутся и не направят свои пушки туда, куда надо бы, чтобы по настоящему реализовать свой потенциал.
2005-02-15, Виталий
Такоее ощущение, что кто-то из-под палки заставляет заниматься методиками раннего развития. Это как товар на полочках супермаркета: хотите - берете, не нравиться - идем дальше. Например я просто взахлеб прочитала книгу "Интелектуальные игры" Никитина. Появилось желание творить самой. Сейчас моей дочери 2,5. Она прекрасно разговаривает, называет более 10 цветов и оттенков, четко знает где право, а где лево, аккуратно сама кушает уже почти год, знает свой адрес, фамилию, ... и просит и просит : "мама, давай порешаем задачки" С рождения занимаюсь закаливанием, динамикой, нанизывали бусы на шнурочек, в общем много чего делали. Прочитывали кучу книжек и на каждой странице вопрос: "А что это?" А в какой-то момент все : чувствую, что иссякла, не знаю чем заниматься с ребенком, даже точнее не знаю ВО ЧТО ИГРАТЬ. Конечно кукол-то мы спать укладывали, кормили, в квартире "музей" наводили, стирали вместе, даже посуду мыли. Смысл не в том что вы делаете, а как вы это делаете. Даже самая гениальная методика может быть изувечена простым нежеланием ею заниматься. А книга Никитина дала новый толчек, пояявилось много новых идей. Когда играешь в интелектуальные игры, то становишься для ребенка не наставником, а другом, причем с равными возможностями. Не знаю как остальным, а моей дочери нравиться играть в интелектаальные игры.
2006-03-27, Мария
А меня мама, когда я была маленькая, по системе Никитиных от воспаления легких вылечила, когда врачи уже практически опустили руки. А Никитинские задачки я сама использую с детьми в школе (я учительница). Я была у них дома с отцом, правда, очень давно.
Да, у системы есть недостатки, но она все же лучше чем просто кутать ребенка, от всего оберегать, сдавать в сад и лагерь, или, наоборот, решать что ребенок с рождения сам решит, когда ему учить и что.
А насчет школ Монтесорри - две мои сестры туда ходили (по 2 и 3 года соответственно). Деньги содрали весьма приличные, но никаких особенных результатов не было. В целом - действительно хорошая общеобразовательная школа может дать фору школе Монтесорри и весьма большую. Все зависит от учителей и от родителей.
Я думаю, главное, растить из своих детей не гениев (что, насколько я могу судить по книгам Нитиных и не было их целью), а любопытствующих, все жизнь учащихся людей, которые не боятся решать задачи, встающие перед ними, не боятся падать и ушибаться.
Ранее развитие не обятельно плохо, хотя часто да, оно дается в ущерб эмоциональной сфере, но, в целом, ничего плохого в раннем взрослении нет. По-моему, взрослая жизнь все-таки интереснее детства, особенно, когд у человека пытливый ум (пусть и не гениальный).
2006-11-15, Ирина
У меня бабушка с дедушкой работали всместе с Никитиным. До меня мало информации дошло. Но моя мама всегда отзывалась с теплотой об этих людях. Говорила, что у них было много детей и мало денег (советские времена). Им было тяжело, но они держались все вместе молодцом. А про методики: в советские времена нормальных методик не было, об этом даже никто не задумывался тогда. И Никитин в первую очередь стал придумывать игры для своих детей, а потом уже эти игры были выделены в специальные методики. Я думаю, что прсто так этого делать в те времена не стали бы. Я всегда была за те методики, которые люди создают для собственных детей. Вот у Мантессори, к примеру, детей своих никогда не было. И система придумана была для недоразвитых и отстающих в развитии детей. Считаю, что в ее методиках так до сих пор и остались некоторые нелепости. А точ то я здесь прочитала сплошные неподтвержденные слухи. Кто-то где-то что-то сказал. А кто-нибудь пробовал квадрат Никитина собрать. Я сама некоторые не могу собрать по 40 мин. и ведь интересно даже мне, чт оговорит про детей. Тут мама одна написала, что не хочет своего ребенка таскать по разным занятиям. У меня вопрос. А если ребенку это очень нравиться. Может стоит попробовать и показать, сколько всего интересного бывает в этом мире.
2005-09-22, Lisa
Мне 22, мои родители воспитывали меня по методике Никитиных, но больше делали упор на физическое развитие (закаливание, плаванье, минимум одежды и больше движений с первых дней жизни). Могу с уверенностью сказать, что я счастливая и гармоничная личность, у меня было прекрасное детство и я обожаю своих родителей. Сейчас у меня 2 высших образования, знание 2-ух языков (одно образование я получила на англ.). Сейчас также учусь заочно. Всю жизнь занимаюсь спортом. Но главное не это, а важно рвение к новым знаниям и достижениям, с которым не все рождаются, но которое можно развить (по методике Никитиных). И еще, я никогда ничего не делала из под палки, всё сама (родители просто создавали условия). Моему ребенку 3 месяца, никаких пеленок, больше движений и конечно же закаливание, которое он обожает. В семье полная гармония и любовь, которая передалась мне от моих родителей, из моего детства. Методика Никитиных - это здорово, благодаря им в наших роддомах сейчас совместное пребывание в палате мам и новорожденных.
2007-07-16, Alina
Всего 68 отзывов Прочитать все отзывы.