Отступление от совета. Борьба с родными детьми не на жизнь, а на смерть.
Мы, российские родители, делаем своим детям бесконечные замечания; раздаём им, как мы думаем, ценные указания; ежесекундно учим детей наших, как нам кажется, уму разуму; обрушиваем на их детские головы лавинообразный поток инструкций, что делать, как делать, когда делать и вообще, как жить, сопровождая всё это многословными объяснениями, зачем и почему надо делать именно так, а не иначе. И мы, такие вот упрямые российские родители, непременно хотим, чтобы дети наши всегда и всё делали по-нашему. "Будь по-твоёму!" — это для нас, родителей, почти сказочные слова, которые, увы! в нашем общении с родными детьми почти не звучат. Мы считаем себя не только в праве, но прямо-таки обязанными непременно настаивать на своём в любом (!) споре, в каждой (!) ситуации.
Простые примеры из нашей ежедневной жизни.
Пример первый. Дочь одевается на встречу с друзьями. Маме почему-то надо, чтобы её дочь надела непременно голубую кофточку, а не белую, жёлтую, розовую или какую-то другую. Ну почему именно голубую? А просто маме так нравится.
Пример второй. Внук убирает кровать и покрывает покрывалом подушку. Бабушка тут же его исправляет. Она достаёт подушку из-под покрывала и кладёт её сверху.
Пример третий. Дочь учит уроки. Папа даёт ей строгие инструкции: "Сначала сделай математику, потом английский, потом русский!" Может быть, лично папе так учить уроки было бы удобнее, но почему дочь должна именно в такой последовательности учить уроки?
Игра в Доброго Воспитателя с Самыми Лучшими Намерениями.
Примеров таких в нашей жизни — огромное количество. Последите за собой, уважаемые родители, как вы ежесекундно говорите детям, а часто и диктуете, что и как именно им следует делать. А теперь представьте себя в такой же ситуации. Весь день за вами ходит Добрый Воспитатель с Самыми Лучшими Намерениями. И он всё время говорит вам не только что вам надо делать, но и подробно объясняет, как именно. Вы начинаете собираться и хотите надеть белую кофточку или рубашку, но Добрый Воспитатель с Самыми Лучшими Намерениями тут же начинает настаивать на голубой. И не отстаёт от вас, пока вы с ним не согласитесь. Вы заправляете свою кровать, но Добрый Воспитатель с Самыми Лучшими Намерениями заставляет вас обязательно положить подушку поверх покрывала, а не наоборот. Вы садитесь готовится к завтрашнему рабочему дню, а Добрый Воспитатель с Самыми Лучшими Намерениями требует, чтобы вы точно следовали его инструкциям, как именно и в какой последовательности это следует делать.
Интересно, сколько дней (недель, а, может быть, часов?) вы, уважаемые родители, выдержите такого Доброго Воспитателя с Самыми Лучшими Намерениями, прежде чем, извините за грубость, пошлёте его, куда подальше, или набьёте ему морду лица?
А теперь представьте наших детей. Они терпят таких Добрых Воспитателей с Самыми Лучшими Намерениями не только дома, т.е. нас с вами, своих родителей, но ещё и в школе, в спортивной секции и других общественных местах. Ведь мы, взрослые, очень любим игру в Доброго Воспитателя с Самыми Лучшими Намерениями и самозабвенно в неё играем.
Давайте, уважаемые родители, зададим себе простой вопрос: "Ну почему наши дети должны обязательно делать всё именно так и таким образом, как мы хотим, советуем, а чаще всего велим, требуем и настаиваем?" Ну почему дочь должна надеть голубую, а не какую-то другую кофточку и учить уроки в указанном нами порядке? Ну почему сын просто обязан убирать кровать, как мы этого хотим, а не по-своему? А что случится с миром, если дочь всё же наденет жёлтую кофточку и выучит сначала географию, а сын оставит подушку на кровати под покрывалом?
Мелочи, которыми мы, взрослые, отравляем детям жизнь.
Я, разумеется, не веду речь о ситуациях, когда выбор принципиален: надеть тёплую одежду или лёгкую, сначала смотреть телевизор или учить уроки. Нет, речь о каждодневных мелочах, которые отравляют жизнь наших детей. А правильнее было сказать, речь о мелочах, которыми мы, взрослые, мудрые, как нам кажется, воспитатели, отравляем жизнь своим детям. Причём за цвет кофточки, положение подушки и порядок следования уроков мы боремся со своими детьми не на жизнь, а на смерть. Мы настаиваем и, простите, тупо на своём стоим. И боремся со своими детьми до конца. До конца, т.е. в смысле полного окончания наших хороших отношений с детьми. Так мы, взрослые, боремся с детьми бесконечно.