Педагог с 25-летним стажем, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа и специалист в области физического воспитания и развития ребенка Оксана Чугайнова объясняет, как сделать занятия математикой более эффективными.
Родители гордятся тем, что их ребенок в 3-4 года на уровне первоклассника умеет считать, решает примеры и задачи. Но в этом возрасте ребенок не осознает суть математических понятий, он просто механически запоминает то, что для него ново и интересно.
С помощью математики ребенка можно научить думать и рассуждать, считать и логически мыслить, если соединить занятия с физкультурой.
Как повысить эффективность обучения
Для закрепления и повторения математических представлений дошкольника можно использовать физические упражнения — веселые подвижные игры, в которых дети раскованы, эмоциональны и заинтересованы.
Можно организовывать подвижные игры с атрибутами, например: использовать одинаковые по цвету, но разные по размеру мячи, кегли всевозможных цветов, но схожие по размеру. Интересно предложить ребенку набор одинаковых предметов, например, разных по величине и по цвету кубиков. Подойдут нарисованные цифры и геометрические фигуры.
Как использовать игры при обучении математическим основам:
Можно считать и одновременно выполнять шаги, прыжки, наклоны или повороты. Например, можно указанное количество раз подпрыгнуть на одной или двух ногах. Число, обозначающее количество выполняемых прыжков, взрослый может назвать, изобразить цифрой или представить в виде красочного рисунка (три зайчика, нарисованные на демонстрируемой карточке).
Пусть ребенок подпрыгнет на один или два раза меньше (больше), чем задано; сделает столько прыжков, сколько дней в неделе, сколько лет ему исполнилось, сколько пальцев на руке и др. Можно, выполняя движение на скорость, посчитать количество прыжков или шагов, выполняемых во время приближения к ближайшему кубику. Интересно предложить ребенку назвать количество предметов, представленных перед ним, а потом сказать, каким по счету является предмет определенного цвета или формы. Затем предложите ему добежать до этой яркой игрушки и насладиться своей маленькой победой.
В подвижной игре геометрические фигуры или цветные обручи могут служить своеобразным ориентиром. Для участников игры он представлен как "домик" или "норка", в которой надо спрятаться от водящего.
Предложите малышу добежать или допрыгать до своего "домика", найти свой "домик" (фигуру) среди других, выяснить то, на сколько "домиков" больше или меньше, чем игроков. Усложните правила игры: предложите малышу найти другого игрока, который держит в руках похожую геометрическую фигуру, и быстро встать с ним в пару, при этом можно считать шаги и называть их количество.
Поиск спрятанного предмета становится занимательнее и полезнее, если ориентироваться по условным обозначениям, цветным стрелкам или геометрическим фигурам.
Будущий школьник должен развивать слуховое внимание. Этому способствует игровое упражнение с заданиями. Например, услышишь один хлопок — нужно подпрыгнуть вверх, два хлопка — повернуться вокруг себя, три хлопка — поднять руки вверх, а четыре — добежать до стены и прибежать обратно. Сколько на картинке изображено елочек, столько шагов и нужно сделать влево или вправо, вперед или назад. Это простое упражнение развивает память и координацию, учит ориентироваться в пространстве и практически использовать счет.
Различать предметы помогает задание, в котором необходимо на скорость собрать с пола только красные и большие кубики; потом наоборот — собрать только синие и маленькие предметы. Закрепляя представление о форме и величине, можно предложить малышу собирать из выбираемых предметов красивую пирамиду и в итоге радоваться своему творению.
В ходе подвижной игры детям раздаются карточки с разноцветными геометрическими фигурами. Участникам игры необходимо быстро встать в пары. Пары дети должны образовать сами: это могут быть две фигуры одинаковые или различные по своей форме, но схожие по цвету. Дети должны легко объяснить ведущему, почему они создали такую пару, а в продолжении игры можно придумывать всё новые и новые условия для формирования разных пар.
Приведенные примеры иллюстрируют то, что сочетание элементов математики и физкультуры в образовательном процессе имеет ряд преимуществ:
- повышает уровень познавательной активности, развивает мышление и другие психические процессы;
- облегчает для детей процесс познания;
- повышает общий эмоциональный фон учебного занятия;
- формирует у детей целостное восприятие окружающего мира;
- повышает двигательную активность ребенка.
Творите вместе с малышом, создавая новые возможности для его интеллектуального развития и оздоровления!