Создавая в доме творческий уголок для ребенка, вы решаете три проблемы. Оберегаете остальную часть квартиры от экспериментов. Создаете себе максимум свободного времени. И самое главное - даете ребенку возможность самовыражаться.
У каждого человека должно быть свое жизненное пространство, где он может быть самим собой, не так ли? Дети после двух лет это уже знают и ревностно охраняют свою территорию: "это мое место", "сюда не ходи", "это мой домик". И если у вас нет возможности выделить малышу отдельную комнату, то можно сделать хотя бы детский уголок. Главное условие - здесь юный человек должен чувствовать себя полноправным хозяином: он может рисовать на чем угодно, ставить свои поделки на пол или в центре - так, как это кажется красивым ему. Родители туда могут заходить только тогда, когда их зовут. Ну а в идеале стоит превратить это место в творческий уголок, чтобы малыш мог здесь не только отдыхать и буянить, но и проводить время с пользой для дела.
Детали интерьера
Это зависит от вашей фантазии и фантазии вашего ребенка, но в целом это должен быть четко обозначенный отсек в квартире. Отделите его от общей комнаты ширмой, полками, креслом, диваном. Особых изощрений в украшении ребенку не нужно. Для малыша достаточно положить на пол матрасик или подушки. И, конечно, обустроить.
Зеркало из небьющихся материалов. Дети с удовольствием любуются и общаются с собой. И это не просто развлечение - они изучают себя, "конструкцию" своего тела, мимику, жесты. (Рядом можно повесить картинки, на которых изображены лица человечков в разном настроении - веселом, грустном, сердитом и т. п. Это поможет малышу лучше понимать себя и свое собственное настроение.)
Столик и какое-нибудь сиденье, на котором можно удобно устроиться, чтобы рисовать и лепить.
Вертикальная доска для рисования (по типу мольберта), магнитная доска (для азбуки или магнитных игрушек, это очень удобно для счета).
Хорошо закрепленный стеллаж. Желательно, чтобы в нем было много отдельных полочек, тогда можно будет разложить игры и занятия по темам, и ребенок легко найдет, что ему нужно, без вашего участия, а затем легко уберет все на место.
Необходимые вещи
Все для рисования: бумага большого и маленького формата, альбом, фломастеры, цветные мелки, восковые карандаши, краски, кисточки, баночки для воды и тряпочки или губки.
Пластилин, глину, соленое тесто вы можете регулярно подкладывать как новинку: дети быстро забывают предметы и уже через неделю-две с удовольствием играют в новую старую игру.)
Творческие игры - пазлы, лото, конструкторы.
Природные материалы (шишки, желуди, листья, веточки и т. п.).
Баночки (лучше - которые закручиваются) с сыпучими материалами. Это может быть гречка, рис, симпатичные камешки - важно, чтобы ребенок развивал мелкую моторику, перебирая мелкие предметы разной текстуры.
Рабочие инструменты - дети охотнее играют всякими кастрюлями, палочками, пустыми банками, огрызками веревок, игнорируя дорогие игрушки. Потому что тут есть огромный простор для воображения. Не выбрасывайте сломанные игрушки (по крайней мере, безопасные их части). Из того, что родители считают "хламом", малыш с друзьями придумает и сделает массу новых интересных предметов. Даже ручку от чашки богатое детское воображение может превратить в кресло-качалку для пластилиновой или нитяной куклы.
Важно для родителей
Идеальный вариант - не вмешиваться без нужды в детское творчество и эксперименты. Ваша задача - только направить, показать, подтолкнуть к действию. Так вы решите две задачи: саморазвития чада и собственного свободного времени. Самые интересные игры можно обсудить заранее и долго готовиться. Например, так любимая всеми детьми игра в путешествие на поезде, корабле, самолете. Вы заранее решаете, куда и на чем вы отправитесь в путешествие. Делать самолет из стульев и подушек или нарисовать? Как только решение принято, вы можете смело заниматься своими делами, малыш тут же возьмется за реализацию. В ближайшие полчаса-час от вас потребуется восхищение тем, что он уже начал делать, мелкие советы и минимальная помощь: достать коробку, придвинуть стул. Дети подготовку к игре любят так же, если не больше, чем саму игру. А когда все будет готово, вы можете расстелить на полу карту и намечать страны, куда поплывете, находить в журналах и вырезать зверей, птиц, растения той местности, читать истории из жизни обитателей тех мест. Такие игры почти всегда превращаются в ежедневные сериалы, что даст вам возможность успеть переделать все домашние дела, а ребенку - выучить и географию, и зоологию, и ботанику.
Ваша основная задача - поддерживать интерес к игре и к уголку в целом. Не выкладывайте все, что есть, сразу. На первом плане должно быть то, чем малыш заинтересован сейчас. Время от времени кладите сюрпризы. Так в игру в капитанов могут быть вовлечены, казалось бы, совсем не морские вещи. Из старых баночек получаются сигнальные огни, а фантики могут стать деньгами других стран. Ведите тематические тетради: "Птицы", "Игрушки", "Мебель", "Животные".
Обязательно сделайте выставку лучших работ, обновляйте ее регулярно. Пусть туда войдет не только то, что нравится вам, но и то, что нравится ребенку. Можно сделать даже картинную галерею творчества. Это наполняет детское (да и родительское сердце) гордостью и стимулирует творчество. Только не надо забирать листок с рисунком и бегать с ним по родственникам. Ребенок должен чувствовать себя полноценным автором - сам показывать свои произведения и рассказывать о них тому, кому захочет, или же игнорировать человека, если стесняется его или он ему не нравится. Это как в большой картинной галерее. Вы можете вести все коммерческие переговоры, но автор всегда должен оставаться ключевой фигурой. И тогда, возможно, ваш малыш войдет во вкус творческих профессий - что по нынешним временам очень даже неплохо.