Мария Киселева — трёхкратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию (вместе с Ольгой Брусникиной), трёхкратная чемпионка мира, девятикратная чемпионка Европы, готовится к грядущей Олимпиаде всерьез, но уже в качестве пресс-секретаря Олимпийского комитета. "За последние месяцы я была в Сочи чаще, чем за всю жизнь", — смеется спортсменка. Мы разговариваем с Марией в ее кабинете о выборе спорта для ребенка, ранних тренировках — и воспитании дочерей: 8-летней Даши и почти 4-летней Саши.
— Сочи — это работа, а где вы любите отдыхать?
— Это зависит от возможностей, пожелания детей. Последний раз мы с девочками ездили в парижский Диснейленд — улучили несколько денёчков, жили прямо в отеле с выходом в парк. Старшая уже не первый раз, ей очень нравится. А младшая была впервые и осталась довольна: даже на горках прокатилась, не испугалась. Фотографировались с Белоснежкой, Русалочкой, конечно же — это обязательно.
На море тоже ездим, но особенных мест нет. Главное, чтобы было комфортно, чисто, интересно — и было чем и с кем заняться. Чаще всего дочки ездят в летние лагеря с моей Школой синхронного плавания: заодно и тренируются, и отдыхают. Вот младшая этим летом и плавать научилась как раз. Они жили, конечно, с бабушкой и дедушкой, но старшая все делала вместе со всеми, с утренними пробежками, зарядками.
— Не хнычет? Или у мамы-чемпионки не похнычешь?
— Ну, по-разному бывает. Терпит.
— А что вы отвечаете, когда капризничает? По осени многие родители отдали детей в спортивные секции, но очарование новизной прошло...
— Надо узнать природу этих капризов: с чем они связаны. Или ребенку не нравится упорно трудиться, а может, какие-то проблемы в отношениях. Может, действительно, не тот вид спорта, который нужен ребенку — нужно проанализировать. Главное, чтобы было сочетание нескольких факторов, чтобы был интерес и желание заниматься — тогда по плечу любые сложности. Даже боль при растяжках или еще при каких-то упражнениях ребенок преодолевает спокойно. А если это все из-под палки, и данных для этого вида спорта нет, и желания нет — получается сплошной негатив. Это большая психологическая проблема: родителям надо повнимательнее присмотреться к ребенку, пообщаться с тренером, другими специалистами. Но, конечно, надо понимать, что в любом случае спорт — это труд, и без каких-то усилий ничего не получится.
Пока дети маленькие, все должно быть в виде игры: надо как-то увлечь ребенка. У наших тренеров подход комплексный: бывает, и строго себя ведут, бывают и поблажки.
— А вам в детстве всегда хотелось идти на тренировку?
— Я была очень увлекающимся ребенком: а в секции новые друзья, новый круг интересов. Первая смена в спортивном летнем лагере кончилась тем, что тренер сказал родителям: "А ваша девочка поехала на юг отдыхать". Но потом все как-то поменялось — я просто заболела синхронным плаванием. Вопросов не возникало: когда назначили тренировку, тогда и иду, больно — и больно, тяжело — и тяжело. Бывает, конечно, что сложно себя заставить пойти на тренировку даже взрослому. Но понимаешь, ради чего это и зачем это. А когда только начинала, по-разному было.
— Вы поздно по спортивным меркам начали заниматься — в 10 лет.
— Да, сейчас все гораздо раньше начинается, в синхронном плавании — с 5-6 лет.
— Спорт часто требовал жертв от учебы?
— У меня встал вопрос о переходе в спортивную школу в 7 классе (по новой системе это 8 класс). И то это была не совсем спортивная, а школа с углубленным изучением музыки и хореографии № 1113. Это позволяло после утренней тренировки приезжать учиться, а потом ехать на вечернюю.
— Как удержать способного подростка, который рвется бросить спорт, потому что появляются другие интересы?
— Тут важен момент увлеченности ребенка, горят ли у него глаза, есть ли перспектива, поддержка родителей — но опять же, понимая ради чего. Хуже, когда, наоборот, у ребенка есть желание, а родители его не поддерживают — тогда возникает дисбаланс. Родителям важно понять истинные стремления ребенка, поговорить с профессионалами. И, конечно, очень важна тренерская позиция.
У моих родителей тоже была большая дилемма — переводить ли меня из обычной школы, где я была отличницей, в ту, где с двойными тренировками. Я сама хотела очень. Они поговорили и с тренером, и с классным руководителем, учителя в школе — все поддержали. Когда мы выиграли первое золото в Сиднее в 2000 году, мне позвонила классная руководительница и сказала, что тогда, разговаривая с родителями, она была уверена, что перевод в спортивную школу — правильное решение.
— И родители наверняка не раскаиваются в нем?
— Нет, конечно (смеется). Но оно было для них сложным: я так хорошо всегда училась, а тут спорт... Хотя у меня родители сами спортивные. Папа до сих пор три раза в неделю ездит с утра, до работы играть в волейбол — постоянно, что бы ни случилось, в любую погоду.
Необычный танец на каблуках
Спортивная карьера — с 3 лет и до... С чего начать и чем закончить?
— Как родителям маленького ребенка понять, какой спорт выбрать? На что смотреть?
— Тут два фактора: желание ребенка и мнение специалиста. Ребенка что-то должно притягивать, увлекать в определенном виде спорта, а тренер должен посмотреть и сказать свое решение. Изначально, по большому счету, можно заниматься любым, но все равно есть своя специфика — в художественной гимнастике, в борьбе, в силовых видах. Для синхронного плавания важны музыкальность, растяжка, связки, координация, ну и головка чтобы хорошо работала.
— И все это можно увидеть в 3 года?
— У родителей разные цели: кто-то приводит за здоровьем, чтобы ребенок гармонично развивался, а кто-то сразу нацелен на карьеру, на большой спорт. Но в таком возрасте невозможно сказать, вырастет ли из ребенка чемпион. Несмотря на все данные, главное — это трудолюбие, трудолюбие, трудолюбие. И характер. Когда нужно идти, иногда "на зубах", терпеть. Очень много должно сойтись в одном ребенке, точнее, в целом коллективе: тренерский состав, родители — все вместе.
— Иногда тренеры смотрят на ребенка без энтузиазма, а родители не отступаются: и туда приведут, и здесь покажут. Бывает, что среднего по способностям ребенка настойчивая мама дотолкает до пьедестала почета?
— Безусловно, роль родителей очень велика. От них и природные данные в первую очередь, но, наверное, все-таки в спорте мама— это тыл ребенка: она всегда приласкает, приголубит, примет, поддержит, подстегнет — если нужно. А ведет тебя по этому спортивному пути все-таки тренер — и нужно ему доверять. Хороший тренер — это хороший психолог, он к каждому воспитаннику ищет подход. Надо найти свой ключик — и тогда человек откроется. Вот у такого тренера вырастают звезды.
Очень много зависит от первого тренера, он прививает любовь к этому виду спорта — или наоборот. Если не сложились отношения, то все, не лежит уже душа у ребенка. А бывает, что понимаешь, что все — благодаря первому тренеру, которые сделал с тобой первые шажочки, открыл этот новый мир. А дальше уже профессионалы, которые оттачивают, оттачивают твое мастерство — и ведут к какой-то вершине.
— Но бывают и сломанные судьбы — когда так и не вырос чемпион, хотя надежды возлагались большие.
— Самый трудный для спортсмена момент — это когда он заканчивает карьеру и окунается в "мирскую", обычную жизнь. Открывается мир — 360 градусов обзор. Что делать? Куда идти? Для меня сложнее всего было научиться принимать решение — тебя ведет тренер: ты знаешь, что у тебя в году столько-то сборов, столько-то соревнований. А тут ты закончил — куда хочешь, туда иди, какую хочешь цель — такую и ставь. Я два раза уходила из спорта, и второй раз было, конечно, легче — был уже налаженный путь, я знала, что делать.
Раньше редко кто из спортсменов думал, что будет потом. Разные виды спорта в разное время "заканчиваются": в спортивной и художественной гимнастике девочки очень рано завершают карьеру, совсем молоденькими. А в футбол, хоккей играют до вполне зрелого возраста, в конном же спорте вообще можно долго "оставаться на коне".
И когда ты уже возрастной спортсмен, и полжизни прошло, а тебе нужно начинать все заново — это тяжело психологически. Но сейчас почти все спортсмены — об этом много говорится, и помощь всякая оказывается — задумываются, чем они будут заниматься после окончания карьеры. Кто-то учится параллельно с тренировками, кто-то получает профессию, пытается себя где-то пробовать. От этого сейчас меньше трагедий. Ведь спортивная карьера может закончиться в самый неожиданный момент — и должна быть какая-то "подушка безопасности".
— Вы же пошли получать журналистское образование.
— Подтолкнуло синхронное плавание. Мне было очень обидно, что наш вид — не очень популярный, про него мало писали, мало рассказывали в нашей стране. И решила: может, я как-то смогу рассказать людям? Вот так синхронное плавание привело меня на журфак МГУ. Я училась на заочном, конечно: когда 11 месяцев в году сборы, учиться как-то по-другому — это обманывать саму себя и окружающих.
Детский досуг: спорт, театр, музеи — и "Елки на воде"
— Кто вам помогает с детьми?
— У нас есть няня, Надю мы нашли через знакомых. А вообще, конечно, бабушка и дедушка очень помогают: кто-то со старшей, кто-то с младшей, того накормил, того отвез. Родители уже практически живут с нами — без них не знаю, как бы мы справлялись. Я с обеими дочками быстро вышла на работу: со старшей — когда ей было полгода, уехала на Олимпиаду в Турин работать, а с младшей — в 4 месяца вышла.
— Чем увлекаются ваши дочки?
— Даша сейчас в третьем классе. Так как мы живем за городом, она ходит в частную школу. Занимается языком каждый день, ей очень нравится: она болтает, скороговорки рассказывает. Также она увлекается батиком — рисует на шелке, такие интересные работы выходят. Как я уже говорила, она занимается синхронным плаванием, у нее есть данные, но мне сложно ставить какие-то цели. Я хочу, чтобы дочка взяла от спорта все возможное: силу воли, характер, умение достигать какой-то цели, умение отказываться от второстепенного ради главного.
— Но сейчас у детей больше соблазнов — того, что оттягивает внимание от главного.
— Нет, это так кажется. Нам тоже хотелось поиграть, погулять, похулиганить. Спорт на мой взгляд, закаляет это качество — умение отказаться от того, что тебе мешает. Это потом в жизни, в любой профессии, в любом деле очень помогает.
Еще Даша при школе ходит на занятия по театру — уже третий год, они ездят со спектаклями на разные конкурсы. У нее получается. И в наших новогодних спектаклях "Елки на воде" дочка играет одну из главных ролей: и в том году, и в этом будет. Она очень ждет!
В этом году мы начали ездить по выходным в музеи на лекции: Третьяковка, Пушкинский. Я сама ездила, мне так понравилось. Она все записывает в блокнотик, слушает внимательно.
Младшая с этого года начала заниматься рисованием — и картины рисует какие-то сумасшедшие, мы их даже не стенку дома повесили. Я так в свои 39 лет не нарисую! И на теннис она ходит у нас. Причем случайно получилось. Ее увидел тренер по теннису и говорит: ну-ка, покажите девочку, она у вас просто электровеник! (Смеется). Она и правда такая шебутная — и теперь обе довольны: и тренер, и ребенок.
— Куда-то собираетесь на Новый год?
— Последние годы никуда не уезжаю — у нас же спектакли. В этом году в трех городах: Москва, Санкт-Петербург и Казань. В Санкт-Петербург повезем "Зазеркалье" то, что на прошлый новый год показывали в Москве, в Казани будет "Русалочка" — во Дворце водного спорта, который открылся к Универсиаде. В Москве — новый спектакль "Страна снов" — это путешествие по снам, которые мы видим в детстве.
Младшая дочь в прошлом году ходила на шоу дважды: на премьере сестре цветы дарила и закрытие отсидела от начала до конца, открыв рот. А она ведь совсем маленькая была, ей только-только 3 года исполнилось тогда.
Мама с дочками за кулисами шоу
— Насколько вы сами принимаете участие в постановке шоу?
— Я вникаю во все. Так сложилось, что мы с нашим бессменным режиссером Алексеем Малыхиным обсуждаем идею, потом подключаются художник по костюмам, декоратор, автор стихов, композитор и многие другие.
Все, чем я занималась в жизни — и спорт, и телевидение, и съемки в кино, и спектакли — доставляло мне наслаждение. Это важно: заниматься тем, что тебе по-настоящему нравится. А когда просто просиживаешь положенные часы или отрабатываешь: поплавали-попрыгали и домой — это сразу видно, и результата никакого не будет. У нас не такая длинная жизнь, чтобы ее так растрачивать. У нас на спектаклях артисты работают с удовольствием — и это передается зрителям!