Да простят нам мудрые максимализм молодости.
Когда же учить ребенка читать и писать? Как, с помощью кого и чего создавать ту конкретную развивающую среду для моего ребенка, в которой формировался бы юный интеллект? И как при этом избежать желания сделать из дитяти копилку для невостребованной ни в настоящем, ни в будущем засоряющей информации, а постараться научить самостоятельно (пока с определенной помощью с маминой стороны) добывать необходимые ему здесь и сейчас знания и навыки? Как в этой среде развивать и оздоравливать молодой организм, ставя заслон будущим болезням и избавляя от настоящих? Как воспитывать, не плетя паутины комплексов? Как научить жить в гармонии с собой, близкими, друзьями? Как перестать сравнивать свое чадо с соседским и бить тревогу, если мое в чем-то "уступает"? И вообще, по каким критериям судить, что ребенок развивается нормально, ведь вокруг столько противоречивой информации?... И ещё пара сотен наболевших "как?", "когда?", "где?" и "почём?", мучающих каждое новое поколение родителей, не смотря на обилие советчиков, разного толка противоречивой информации... А тут ещё один вопрос тянет за собой другой...
Позволю Вам и себе отдохнуть от вопросов и порассуждать вот на какую тему. Можете ли Вы представить себе некую "усредненную" модель дерева? Вероятно, чисто теоретически: корень, ствол, ветки, листья, цветы и плоды - и их функции (сравните: руки, ноги, строение и функции органов человеческого тела). Но можно ли представить себе, что каждому дереву предписан единый стандарт на строение, определенную высоту, строение кроны и листа, цветов и плодов, режим развития: сроки и объем обработки, питания, полива, сроки и объём цветения и плодоношения. Как Вам такой стандарт, пусть даже с допусками? Почему же Вы хотите, чтобы Ваш Дубок рос в таких же условиях, как Липка ваших хороших знакомых? И чтобы его объём знаний, умений и навыков соответствовал некоему стандарту? Я всегда задавалась нормальной материнской мыслью: а нельзя разве просто жить с детьми, даря друг другу радость, наблюдать за ними, учиться у Природы, что говорит через них, а не подгонять под определенные рамки знаний, умений и навыков? Зачем же они собственно нужны? Возможно, для удобства контроля определенных структур народного образования и как критерий "образованности" при поступлении в школу и т.д.. А нам, родителям, перед кем отчитываться? Перед собой, своей материнской совестью и спокойствием за будущее свое и наших детей. А у нас у всех разве единое мнение по этим вопросам? Может, у великих педагогов и прошлого, и современности оно совпадает? Увы, отнюдь...
Теперь пора вспомнить, с чего мы начали. Когда же учить ребенка читать? Добрая половина родителей дошколят не задает этих вопросов. Когда и как это происходит, подчас даже для них остаётся загадкой. Значит, в читающей среде это происходит само собой. И слава Богу, что дети не обременяли родителей такими заботами, а самостоятельно решили свои проблемы... А давайте вспомним, каким был наш малыш в грудничковом возрасте. У кого-то, возможно, он сейчас именно такой. Присмотритесь к своему ползающему карапузу. Как он удовлетворяет свое природное любопытство? Похоже, более полно и самостоятельно, чем лежащий или сидящий малыш. Вы согласны? Возможно, так же и с чтением - читающий в дошкольном возрасте видит больше, рисует лучше, интересы его разносторонней, игры богаче, он самостоятельней в жизни. Это не просто слова, это выводы из опыта работы с дошколятами. Я чувствую, как у родителей нечитающих и совсем маленьких детишек снова встают вопросы. Не торопитесь. Скажите, если Вы не считаете нужным что-либо делать, можно заставить Вас это сделать? Тогда стоит ли заставлять учиться читать нежелающих малышей? А может, стоит научиться создавать различные варианты моделей развивающей среды, где можно обойтись без объяснений всех прелестей умения читать. Важно помнить одно: модель ситуации, которая Вами строится, никак не предполагает конкретную, определенную кем-то норму поведения ребят. Модель есть модель. Наша задача ее выстроить (или поддержать) и дать право действовать детям по своему усмотрению. Вам остается только наблюдать, участвуя в процессе по мере надобности, и делать выводы, ни в коем случае не оценивая ребенка за поступки и не заражая отношения с малышом Вашей оценкой. И тогда наверняка Вы придете к тому же, что и я. Если ребенок не хочет "развивать свою речь", учиться читать и вообще осваивать окружающий мир, то это не значит, что он отстает в развитии или ему это рано. Просто вокруг нет обстановки, которая б побуждала бы исследовать, экспериментировать со всем, что его окружает.
А у Вас сохранилось это желание? А если возродить его без страха зайти куда-нибудь "не туда" или быть непонятыми? Может быть, тогда не придется создавать ситуацию для искусственного "развивания" по вторникам и пятницам с 10.00 до 10.35? А представляете, как легко тогда выйти вместе с детьми на сообучение, сотворчество, семейное сооздоравливание, самодеятельность (в лучшем смысле этого слова) всей семьей. И чем она полнее, тем лучше! Включить бы туда не только бабушек и дедушек (без них семья - не семья), а сестер и братьев со своими семьями, друзей, соседей. И совсем не помеха, если кто-то живет далеко. Лишь бы было желание.
Ну что, рискнем? Тогда - в добрый путь! Пишите и звоните нам...
Афанасова Е.Г., afanasova@narod.ru, по материалам сайта Семейно-педагогический клуб "Школа волшебников".