Часто после первого осмотра невропатолога в поликлинике или в роддоме малышу ставится диагноз перинатальная энцефалопатия. По различным источникам, ее имеет от 30 до 70% новорожденных. Какие же жалобы мамы заставляют врача поставить такой диагноз? Продолжительный плач и вообще плаксивость, частое сосание, срыгивания, вздрагивания или вскидывания рук и ног, плохой ночной (частые просыпания, беспокойный поверхностный сон) и дневной сон (мало спит днем), трудности с засыпанием (долгое укачивание на руках). При осмотре ребенка врач может заметить нарушения мышечного тонуса — гипер- или гипотонус. При нейросонографических исследованиях иногда видны затемненные или измененные участки мозга, иногда нет. Врач назначает средства, улучшающие мозговое кровообращение (пирацетам, ноотропил, кавинтон) и успокоительные (глицин, микстура с цитралью, валериана, иногда люминал или фенобарбитал), а также рекомендует провести курсы массажа, купания в сборах успокаивающих трав. Это вы наверняка все знаете. А теперь стоит сказать о другом подходе к проблеме.
Перинатальная энцефалопатия является осложнением патологии беременности и родов и диагностируется у новорожденных до 5% случаев (или у 1,5-3,6%)!!! Откуда же такое несоответствие? В книге Пальчик А.Б. и Шабалова Н.П. "Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных: руководство для врачей". (СПб: "Питер", 2000) причины поголовной заболеваемости энцефалопатией новорожденных объяснены очень хорошо. Причина, в общем-то, одна, и называется она гипердиагностика.
В чем причина гипердиагностики?
Что заставляет врачей ставить "всем подряд" этот диагноз? В рамках проведенной петербургскими учеными исследовательской работы были выявлены следующие причины "гипердиагностики" перинатальной энцефалопатии:
Во-первых, это нарушение принципов неврологического осмотра:
- Нарушения стандартизации осмотра (наиболее частые из них: диагностика повышенной возбудимости у дрожащего и скованного ребенка в холодном помещении, а также при возбужденном состоянии или чрезмерных манипуляциях исследователя; диагностика угнетения центральной нервной системы у вялого ребенка при перегревании или в дремотном состоянии).
Мой опыт общения с невропатологами хорошо доказывает этот пункт.
В роддоме педиатр поставила ПЭП, так как ребенок часто громко плакал. Но когда невропатолог пришел осмотреть сына, ребенок крепко спал, и врач сказал, что тонус в норме, и он не видит никаких патологий.
Через месяц в поликлинике врач опирался на описание роддомовского педиатра, а осмотр производился, когда ребенок спал, проснулся и испугался, что его чужая тетка за руки-ноги дергает. Естественно, что он заплакал и напрягся. ПЭП подтвердили.
Пошли к знакомой — ординатору неврологического отделения Обл.Дет.Больницы. Она нас не смотрела, руководствовалась ранее поставленным диагнозом и нашим жалобами, назначила сначала гомеопатическое лечение (нукс вомика, валериана хель, церебрум), направила на УЗИ к самому лучшему специалисту.
А у ребенка подруги врач из месяца в месяц диагностировала то гипер, то гипотонус. - Некорректная оценка ряда эволюционных явлений (то есть патологией считают то, что норма для такого возраста, особенно для 1 мес. ребенка). Это диагностика внутричерепной гипертензии на основании положительного симптома Грефе, симптом Грефе может выявляться у доношенных детей первых месяцев жизни, у недоношенных детей, при задержке внутриутробного развития, конституциональных особенностях); диагностика спастичности на основе скрещивания ног на уровне нижней трети голеней новорожденным при проверке реакции опоры или шагового рефлекса (может быть физиологическим вследствие физиологического гипертонуса некоторых мышц бедер, но патологическим у детей старше 3 мес); диагностика сегментарных нарушений при выявлении "пяточной стопы" (тыльная флексия стопы — 120° является нормой); гиперкинезов у ребенка
3-4 мес при беспокойстве языка (является физиологическим этапом созревания моторики ребенка).
Сюда можно отнести и срыгивание, как результат незрелости нервной системы и слабости сфинктера — мышечного клапана, находящегося в верхней части желудка, который не слишком хорошо удерживает его содержимое.
Нормой считается срыгивание после каждого кормления в объеме1-2 стол ложек и однократно в день рвота "фонтаном" более 3 ложек, если при этом малыш часто писает, хорошо себя чувствует и нормально прибавляет в весе.
Диагностика симптома мраморности кожи — вследствие незрелости вегетососудистой системы до3-х лет — это абсолютно нормальное явление, потому что она только формируется! - Плохой ночной сон — когда ребенок часто просыпается. Но для грудного ребенка характерен преимущественно поверхностный неглубокий сон и сосание во время такого сна.
С3-4 месяцев у детей ночное сосание может становиться более активным, т.к. днем они начинают легко отвлекаться от груди и сосут относительно не долго. За счет активного ночного сосания они добирают необходимое количество молока.
У нас именно так и было, после 5 мес. сын стал просыпаться не 3 раза за ночь (что обычно считается нормой, 12, 3 , 6 часов), а по 6 и 7 раз.
Американский исследователь сна Джеймс Маккена в своей работе Breastfeeding & Bedsharing Still Useful (and Important) after All These Years пишет, что при исследовании сна грудных детей было выявлено, что средний интервал между ночными кормлениями грудью составлял около полутора часов — приблизительная длина взрослого цикла сна.
Минимизировать время маминого "недосыпа" можно с помощью рациональной организации совместного сна и ночных кормлений. Очень часто дети лучше спят рядом с матерями. Укачивание можно так же заменить прикладыванием к груди перед сном.
Когда я узнала, что так "можно" делать, время укачиваний значительно сократилось. Часто дети просыпаются после сна в плохом настроении, также можно предложить грудь, и мир будет снова радовать малыша!
Во-вторых, это отнесение к патологическим ряда адаптационных, проходящих явлений со стороны нервной системы новорожденного (например, вздрагивания или вскидывании рук и ног, дрожание подбородка при сильном плаче или испуге, постнатальная депрессия, физиологическая мышечная гипертония и т. д.).
В-третьих, плохая осведомленность в классификации Гипоксической Ишемической Энцефалопатии (в основном, в связи с иностранным происхождением исследований на эту тему) и недостаточная квалификация врача.
Например, месячному ребенку моей однокурсницы был поставлен диагноз Минимальная Мозговая Дисфункция, который должен ставиться после 2, а то и 5 лет, по разным источникам. Другому знакомому ребенку назначили пить настойку женьшеня, что недопустимо в его возрасте. Часто медикаментозные методы лечения приводят к еще большему ухудшению в поведении детей. Врачи знают о вреде различных лекарств для детей, но или просто не информируют родителей, или сознательно или неосознанно не обращают их внимания на побочные эффекты.
В-четвертых, это психологические причины. Они заключается в том, что в связи со сложившейся в отечественном здравоохранении ситуацией, "гипердиагностика" не имеет никаких административных, юридических, этических последствий для врача. Постановка диагноза ведет к назначению лечения, и в случае правильности или неправильности диагноза исход (чаще выздоровление или минимальные расстройства) благоприятен. Таким образом, можно утверждать, что благоприятный исход есть следствие "правильного" диагноза и "правильного" лечения.
Гипердиагностика заболевания ничуть не лучше гиподиагностики. При недостаточной диагностике понятны негативные последствия — из-за отсутствия своевременной помощи возможно развитие инвалидизирующего заболевания. А гипердиагностика? По мнению петербургских исследователей, с которым сложно не согласится, "гипердиагностика" не является безобидным явлением, как иногда считают некоторые врачи. Негативные последствия "гипердиагностики" заключаются, прежде всего, в том, что длительная работа в рамках доктрины "гипердиагностики" приводит к "размыванию" границ в представлениях врачей между нормальными и патологическими состояниями. Диагностировать "заболевание" оказывается "беспроигрышным" вариантом. Диагностирование "ПЭП" превратилось в безотчетный ритуал детского невролога, что закономерно ведет к малообъяснимой статистике заболеваний "ПЭП".
В исследовании петербургских ученых подробно описаны наиболее часто встречающиеся ошибки при проведении эхоэнцефалография, нейросонографии, допплерографии, аксиальной компьютерной и магнитно-резонансной томографии.
Причины ошибок различны и связаны с тем, что при интерпретации полученных данных используются параметры и нормы, разработанные для детей старшего возраста и взрослых, используется неадекватная оценка полученных данных и их абсолютизация, используются методы, имеющие при диагностике данного заболевания недостаточную информативность, используются также аппараты, имеющие неподходящие технические характеристики.
Мы пошли к самому лучшему специалисту в области по УЗИ головного мозга только в 6 мес, так как роддомовское УЗИ не выявило никаких патологий, а после 5 месяцев сын стал часто просыпаться ночью, и мы заволновались, не зная тогда, что это нормальное поведение ребенка такого возраста. УЗИ показало гиперэхогенные участки в гипоталамусе — ишемические поражения. Как мне объяснили, это сжавшиеся от гипоксии сосудики. Мы стали активно лечиться гомеопатическими препаратами, но сон не улучшался, и в 10 месяцев пропили месячный курс ноотропила. В 11 мес снова пошли на УЗИ, ребенок плакал, вертел головой, врачу было нелегко зафиксировать картинку, и аппарат был другой, похуже, хороший сломался. Весь осмотр длился минуту. Врач сказал, что почти все прошло. Мог ли он рассмотреть хорошо, ведь он даже на результаты предыдущего осмотра в карточку не посмотрел, как он мог вспомнить, что было раньше? Может, и мог, говорят, ну очень хороший специалист! Но сон как был "плохим", так и остался.
В-пятых, это непонимание врачами и родителями естественных потребностей новорожденного ребенка. Чаще всего ребенок сигнализирует об ошибках в уходе своим плачем. Ребенку нужен контакт с мамой постоянно сразу после рождения.
Подозреваю, что плач моего сына, который так напугал неонатолога, и был такой просьбой. Когда сынишку брали на руки и шли гулять по коридору, он успокаивался. (Но в роддоме нельзя гулять по коридору с детишками!?) Где-то на 3 день, после активного прихода молока, сын сосал около часа, лежа рядышком, и потом проспал около 3 часов. Именно в этот момент нас застал роддомовский невропатолог и определил, что все в порядке, а сын так и не проснулся. Потом мы с мамой положили сынишку в колыбель, и он через некоторое время заплакал, неонатолог принесла нам фенобарбитал для успокоения ребенка, так как мы мешали спать другим палатам (там мамы были отдельно от детей). Лекарство мы давать не стали, просто стали больше носить на руках. Как жаль, что тогда я просто не знала, что ребенка можно при каждом плаче прикладывать к груди!!! Нам говорили о кормлении по требованию, но считалось, что ребенок требует грудь через 3 часа.
Общеизвестно, что сосание оказывает на ребенка своего рода седативное действие, не сравнимое по своей полезности ни с какими лекарствами. Содержание аминокислоты таурина в женском молоке, в отличие от коровьего, очень высоко. Таурин необходим для усвоения жиров, а также служит нейропередатчиком и нейромодулятором при развитии центральной нервной системы. Поскольку дети, в отличие от взрослых, не способны синтезировать таурин, считается, что его нужно рассматривать как аминокислоту, необходимую для маленького ребенка. Среди полиненасыщенных жирных кислот особенно важны арахидоновая и линоленовая кислоты, которые являются необходимыми компонентами для формирования головного мозга и сетчатки глаза ребенка. Их содержание в женском молоке почти в четыре раза выше, чем в коровьем (0,4 г и 0,1 г/100 мл соответственно). В женском молоке представлены нуклеотиды и многочисленные факторы роста. К последним относится, в частности, фактор роста нервной ткани (NGF). Именно поэтому ребенку очень важно находится на естественном вскармливании, если у вас были проблемы при родах или во время беременности, которые могли повлечь за собой гипоксию плода и травму его нервной системы.
Четкой общепринятой тактики ведения детей с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости до настоящего времени не существует, многие специалисты относятся к данному состоянию как к пограничному, и советуют только наблюдать за такими детьми, воздерживаясь от лечения. В отечественной практике некоторые врачи продолжают применять детям с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости достаточно серьезные препараты (фенобарбитал, диазепам, сонапакс и т.п.), назначение которых в большинстве случаев мало оправдано...
Как лечиться и надо ли?
Если вас все же беспокоит состояние вашего ребенка, стоит сходить или пригласить на дом нескольких специалистов (по-крайней мере, двух, желательно по рекомендации (есть врачи, искренне радеющие за здоровье детей, и не стремящиеся сделать на детских "проблемах" деньги), ведь действительно, иногда проблемы бывают очень серьезные, такие как ДЦП и гидроцефалия. Про ребенка моей подруги, например, с той же симптоматикой, как и у моего сына, районный невропатолог заявила, что к каждому ребенку можно придраться, и никакой диагноз ставить не стала.
У гомеопатов есть хороший опыт лечения неврологических расстройств, и официальная медицина это подтверждает. Но общеизвестна высокая пластичность детского мозга, его способность компенсировать структурные дефекты. Так что можно никогда не узнать, помогла ли ребенку терапия или он сам справился с проблемами. Очень хорошо помогает массаж, и мамин, и профессиональный (но только если ребенок хорошо на него реагирует, не плачет, не перевозбуждается, не теряет в весе и не приостанавливает прибавку) Показана витаминотерапия, и, учитывая хорошую усвояемость витаминов из материнского молока, обратите на это внимание.
Стоит еще сказать о прививках для беспокойных детей.
Та же самая невропатолог, которая не захотела придираться к ребенку подруги, рекомендовала отвод от прививок на 3 месяца.
В одной из московских клиник, где выхаживают малышей с тяжелыми гипоксическими нарушениями, упор в лечении сделан на немедикаментозные методы и максимальное избежание инъекций (введение препаратов с помощью электрофореза, физиотерапия и т.п.). У моего сына после прививок (инъекций) усиливался тонус конечностей, общее беспокойство, тем не менее, никто отвода нам не дал, так как вообще перинатальная энцефалопатия считается ложным противопоказанием к вакцинации, якобы врачи и пациенты оберегают от прививок детей на основании "общечеловеческих" и "общенаучных" соображений, не подтвержденных официальной медициной. А как же тогда быть с той московской клиникой? Видимо в ней работают врачи, которых действительно интересует состояние здоровья их маленьких пациентов. Также скажу, что в побочных эффектах вакцин можно найти слово "энцефалопатия", то есть прививка может вызывать это состояние! Ребенок родился здоровым, мы сделали ему в первые дни несколько прививок, изолировали от мамы, сказали ей кормить по часам, поить ребенка лекарствами, которые употребляют шизофреники, и в месяц с удовольствием констатируем, что половина детишек страдает перинатальной энцефалопатией! Что еще добавить?!
Диагноз синдром гиперактивности очень популярен в Америке и все больше проникает к нам. С другой стороны, в Америке и Германии не знают, что такое перинатальная энцефалопатия. Есть еще один взгляд на проблему — что все дело не в неврологической патологии и не в болезни, а просто в особом типе людей, индивидуальном устройстве их нервной системы. Книга "Дети Индиго" Ли Кэрролла этому доказательство.
Изменить психоэмоциональную конституцию (тип личности), сами понимаете, не в силах ни один препарат. Большое значение имеет психологических настрой в семье (понимание потребностей маленького ребенка, забота по методу "сближения" Серзов) и правильный уход за ребенком (грудное вскармливание, ношение на руках (очень помогает слинг), совместный сон, уважение личности ребенка).
Мой сын до сих пор на грудном вскармливании, ему 2 года, он знает все буквы, некоторые формы, почти все цвета различает и называет, очень активен и бодр, от чего я иногда устаю. Но при этом может посвятить любимому занятию (сейчас это наклеивание наклеек в книжки) около
Большое спасибо Лилии Казаковой за помощь и поддержку.
Вот ссылки на некоторые сайты, материалами которых я пользовалась
По грудному вскармливанию
http://www.mother.ru/grudnoe/
http://www.mother.ru/grudnoe/?m=0&a=1&t=3
http://babyhelp.kiev.ua/article/text/02870711.htm
Про прививки http://www.homeoint.org/kotok/
Про ночной сон http://www.mothering.com/9-0-0/html/9-4-0/mckenna.shtml
По ПЭП хорошие и плохие статьи:
http://homeopatica.ru/PEDIATR/st01.htm
http://childhospital.narod.ru/doctor_advace/encefalopatia.htm
http://www.mks.ru/library/conf/angiodop/2000/pediatr/zubar2.html
http://www.nedug.ru/lib/lit/nevrol/01nov/nevrol7/nevrol.htm
http://ehinaceya.ru/pages/pr_dcp.html
http://www.mks.ru/library/conf/angiodop/2000/pediatr/zubar.html
http://likar.info/ua-ua/?action=article&parent=&id=51&catid=9&subcatid=12